Почтовый ящик космонавтов МКС
'Тренировка на МКС по действиям при пожаре'
На МКС экипажи на постоянной основе проводят тренировки по действиям при возникновении аварийных ситуаций. Важность четких действий в случае возникновения аварийных ситуаций вызвана необходимостью поддерживать высокий уровень натренированности, потому что экипаж должен рассчитывать только на свои силы. Помощь с Земли прийти сможет только в виде рекомендаций в случае наличия достаточного времени и связи в данный момент.
Наиболее опасными аварийными ситуациями для экипажа и станции являются пожар, разгерметизация, загрязнение атмосферы или элементов интерьера токсичными веществами. Для каждого из случаев существуют подробные инструкции по порядку действий. Одним из самых важных элементов при этом является четкое взаимодействие между членами экипажа во время возникновения аварии. При этом действия каждого члена экипажа четко оговорены и отработаны на Земле во время многочисленных тренировок на тренажерах. Но, как показывает опыт, аварийные ситуации не бывают стандартными и возникают очень быстро и неожиданно, поэтому все в инструкциях не опишешь. В таких случаях на первое место выходит умение командира МКС правильно оценивать ситуацию и четко руководить действиями всех членов экипажа. Поэтому при назначении экипажа для конкретного космического полета комиссия учитывает личностные качества будущего командира МКС. Среди них должны быть: глубокие знания всех систем станции, умение руководить людьми, наличие организаторских способностей, способность быстро и грамотно оценивать ситуации и, самое главное, умение принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях и брать на себя ответственность за жизнь и здоровье членов экипажа и сохранение станции. Некоторые из этих качеств можно развить и натренировать, но некоторые являются врожденными. Поэтому выбор кандидата на должность командира МКС - непростая и ответственная задача.
Тренировки на МКС проводятся регулярно по каждому виду возможных аварийных ситуаций. На этой неделе прошла очередная тренировка по действиям во время пожара. Экипаж отрабатывал действия при тушении пожара в японском модуле МКС.
Для таких случаев экипаж разбивается на три группы по два человека. Первая группа во главе с командиром осуществляет общее руководство, ведет переговоры с ЦУПами. Вторая группа непосредственно тушит пожар. Третья - помогает первой группе в тушении пожара и переносе важного оборудования из зоны тушения пожара в безопасное место.
При тушении пожара на станции существует определенная последовательность действий. Первое, и самое главное - это обеспечить выживание людей, вывести их в безопасное место с возможностью немедленной эвакуации со станции на пилотируемых кораблях "Союз" в случае опасного для жизни развития ситуации. Это правило действует для всех жизненно опасных аварийных случаев. Второе - определить место возникновения пожара с помощью датчиков дыма, срабатывания системы защиты электроцепей или визуально. Третье - устранить источник возникновения пожара, например, остановить подачу кислорода или электроэнергии в зону пожара. Четвертое - непосредственное тушение пожара с помощью огнетушителя. И, в случае успешного тушения пожара, выполняются действия по восстановлению состояния атмосферы станции и приведения всех систем в рабочее состояние. Если пожар не удалось потушить с помощью огнетушителя, то горящий модуль изолируется от остальных модулей станции и разгерметизируется. Но это крайняя мера, после которой восстановить работоспособность модуля будет очень сложно.
Тренировка нашего экипажа прошла успешно, условный пожар был потушен. Наземные специалисты остались довольны действиями экипажа.
Дмитрий Кондратьев
16 января 2011 года
МКС
Как продвигается подготовка к ВКД? Если получится - буду смотреть трансляцию!
А за новые подробности, как всегда - спасибо!
:)
Никогда нельзя быть на 100% уверенным, что все работает идеально.
Нештатных ситуаций в космосе было достаточно. На примере можно взять пожар на станции "МИР" в феврале 1997 года. Хорошо, что все обошлось и космонавты остались живы и здоровы.
Желаю удачи Вам, Дмитрий, и всему экипажу!
Так держать!!!