Почтовый ящик космонавтов МКС
Александр Скворцов:
Привет, Диана!
Очень интересные вопросы!
Начнем с последнего:
Думаю, ты имеешь в виду скафандр 'Орлан-МК', который космонавты надевают во время работ на поверхности станции, в открытом космосе.
Прежде всего, в 'Орлане' безопасности и надежности уделено самое серьезное внимание, ведь в открытом космосе даже частицы размерами меньше миллиметра, разогнанные до скоростей в десятки км/с, способны повредить обшивку скафандра. Хотя такая встреча в открытом космосе не слишком вероятна, разработчики 'Орлана-М' учли и ее. В случае подобной разгерметизации включается встроенная система, способная поддерживать внутри скафандра необходимое давление в течение 30-50 минут. Этого более чем достаточно для возврата на станцию.
Из соображений безопасности 'Орланы' сделали полужесткими. Торс космонавта защищен прочной 'кирасой' из дюралюминия, а конечности укрыты более мягким и гибким материалом. К слову, на Земле вес 'Орлана' превышает 100 кг.
А зеркала на рукавах 'Орлана' служат для того, чтобы читать надписи. Например, на перчатке скафандра есть табло, показывающее резерв времени в зависимости от заполнения баков. Но есть такие надписи, которые прочитать невозможно- просто не вывернешься так в скафандре. Тогда и используется это зеркало.
Может быть, я тебя разочарую, но- да, космос черный и бездонный. Бесконечный, с миллионами звезд.
Хотя сам себе объяснить смысл слова 'бесконечность' я не в состоянии. Мозг требует нарисовать какую-то модель, а это невозможно: Очень сомневаюсь, что человечеству когда-либо удастся эту загадку разгадать, тем более, что какой бы ни была отгадка, она все равно останется только теорией.
Думаю, вопрос про "вождение ракеты" у тебя возник, потому что тебе кажется, что водить космический корабль- как водить машину. Это не совсем верно.
Во время старта, как ты, наверное, знаешь, космический корабль устанавливается на самый верх ракеты, она нужна, чтобы вывести корабль на орбиту. Команды на старт ракеты подаются с Земли, при этом и специалисты, и экипаж следят за состоянием систем, чтобы при возникновении каких-либо сбоев вовремя среагировать.
После выведения на орбиту наши 'Союзы' двое суток 'добираются' до станции, тоже по рассчитанной и заложенной в систему корабля программе.
Стыкуются наши корабли тоже в автоматическом режиме, но в любой момент, при полной уверенности, что ситуация начинает развиваться нештатно, командир может перейти на ручное управление и выполнить стыковку самостоятельно.
Автоматически сближаться с МКС и стыковаться еще умеет европейский грузовик ATV, на нем, кстати, установлена российская система стыковки. Но на ATV люди пока не летают. Говорю 'пока', потому что знаю, что европейские коллеги прорабатывают вопрос создания пилотируемого корабля на базе ATV.
Значительное внимание пилотируемой космонавтике сейчас уделяют в Китае. Однако и их корабли пока не умеют стыковаться. Мне регулярно присылают новости с Земли, и из них я узнал о том, что, возможно, Китай недавно провел первые испытания технологии стыковки на орбите. Правда, официальных подтверждений пока КНР не дает. Но судя по тому, какими темпами они развивают эту область, стыковка не за горами.