Всем ребятам, приславшим нам свои пожелания через "Почтовый ящик" в Мемориальном музее космонавтики!
Спасибо Вам! Нам очень приятно получать Ваши весточки с Земли. Очень здорово, что нравится музей. Приходите в него еще и приводите своих друзей.
Удачи Вам!
Ф. Юрчихин
Вопрос от Александра Ковалева: За кого Вы болеете на Чемпионате мира по футболу и получается ли следить за турниром?
Александр Скворцов:
За чемпионатом слежу только по присылаемым новостям и обмениваюсь информацией по телефону с друзьями, вместе с которыми сам люблю играть в футбол и к их мнению я прислушиваюсь. Часто прошу сообщить результат после игры мне на станцию по каналу связи. У меня есть таблица встреч и я веду ее. Все это время я болел за немецкую сборную, но очень разочарован результатом встречи с Испанией - Германия ехала на чемпионат побеждать,но...
А,вообще,очень бы хотелось видеть на таких праздниках футбола и российскую сборную на достойном месте.
Вопрос Александра Ковалева: Что сейчас выращивается в "космическом огороде" на МКС?
Александр Скворцов:
В настоящее время эксперимент 'Растения' на российском сегменте не проводится. Ничего тут страшного нет, так построена программа. Сейчас много работ мы ведем с нашими новыми модулями "Рассвет" и "Поиск" - налаживаем работу оборудования в них, например, для будущих экипажей.
Вообще программа экспериментов не стоит на месте, что-то меняется от экспедиции к экспедиции.

Александр Скворцов:
Игрушка в кораблях 'Союз'- это так называемый 'индикатор невесомости'.
В российских кораблях в космос можно отправить троих космонавтов. В центральном кресле сидит командир, а по бокам- бортинженеры. Во время старта космонавты пристегнуты к креслам для безопасности. Поэтому мы только по каким-то косвенным параметрам можем определить, наступила ли уже невесомость, вышли ли мы в космос. Вот и придумали такой простой 'индикатор'- игрушка висит в корабле, когда она 'поплыла'- значит, мы уже в космосе.
Я взял с собой смешного плюшевого утенка своей дочки. Зовут его Квак.


Федор Юрчихин:
Бутаеву Илье.
Здравствуй Илья! Вопрос твой и простой и сложный одновременно! Простой - долетели здорово! Все прошло штатно, то есть без проблем и поломок. Экипаж на станции нашему прибытию обрадовался. Высылаю фотографию с первой встречи с ребятами. А сложный - потому, что за нашим замечательным стартом и стыковкой стоит труд огромного числа людей, которые разрабатывали наш корабль, строили его, запускали, управляли им и продолжают день и ночь проверять его. Нам же на нем возвращаться домой. И об этом тоже хочется рассказать, но как-нибудь на Земле. Спасибо тебе за вопрос и, возможно, до встречи!
Вопрос ребятам. Повторно. Почему сны с шумом дождя и что вы об этом знаете.
Получил от Земли первые ответы на этот вопрос. Ловлю себя на мысли, прямо как у Марка Твена - 'Письма с Земли'. Пока все ответы - очень холодно. Может быть у адресата Любовь немного тепло. Хочется услышать близкий, для меня, ответ. Поэтому подсказка - ищите ответ в песне, в том, как она создавалась. Ей очень много лет. Спросите своих родителей, бабушек и дедушек. И, обязательно придете к правильному ответу.
Игорю. Фильмы о космосе. Интересный вопрос. Правильный. Почему-то в стране, той, в 30х-40х, точно не помню, снимались фильмы о будущих покорениях. Остались смутные воспоминания о черно-белых фильмах про космос. В начале 80х(?) был снят фильм 'Возвращение с орбиты'. Будрайтис, Соломин-младший, Пороховщиков: И консультанты не абы кто, а непосредственные участники многих отечественных достижений в области космонавтики. А фильм?... Кто его помнит? Про сюжет вообще молчу. Поражала сцена, когда главного героя забирают прямо в поезде и на вертолете доставляют на Байконур. И тут же запускают в космос. А следом еще один запуск:
Хотя есть 'Укрощение огня'!
Двадцать пять лет назад вся страна переживала и следила за героической эпопеей экипажа ледокола 'Сомов', не уверен насчет названия, интернета под рукой нет, затертого во льдах Антарктиды. И двадцать пять лет исполнилось подвигу экипажа Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Подвигу, не нашедшему достойного места на страницах истории нашей страны. Подвигу, соизмеримому с подвигом экипажа 'Аполлон-13'. Экипаж пристыковался и реанимировал практически мертвую станцию - 'Салют-7'. Сколько тренировок за плечами и у них, и у дублеров. Новых методов, подходов. А сколько предварительной работы было у проектантов и инженеров на Земле? Методистов, баллистиков, инструкторов: Помню, с каким волнением, все причастные к этому, следили за событиями, происходящими на верху. Стыковка к неуправляемому объекту, отсутствие электричества в цепях станции. Работы с листа, как говорят в ЦУПе - с голоса. Первые успехи экипажа. Первая телеметрия с борта. Сообщения по своей значимости и воздействию сравнимые, возможно, с сообщениями с передовой. Большинство из Вас видели фильм 'Аполлон-13'. Дальше без комментариев.
Хотя, если хотите еще примеры, пожалуйста. Все полеты первых космонавтов. Помимо выхода, возвращение с орбиты экипажа Беляев и Леонов. Возвращение с орбиты Волынова. Похлеще фильма с похожим названием. Экипаж Ляхова и Рюмина. После полугодовой вахты возвращение домой. Нештатная ситуация. Срочный выход в открытый космос, к которому они не готовились. Кизим и Соловьев. Перелет со станции 'Мир' на станцию 'Салют-7' и обратно:
Леонида Денисовича Кизима не стало накануне нашего старта. Низкий поклон ему и всем ушедшим космонавтам. Ваше дело продолжается.
Глядя с орбиты на красоту Земли, величие Вселенной, понимаешь, насколько коротка и суетна наша жизнь. Найдите в этой жизни свое место. Не бойтесь ставить перед собой высокие цели. Через тернии - к звездам. И, помните. Дорогу осилит идущий!
С уважением, Ф. Юрчихин (12 июля 2010 г.)
Федор Юрчихин отвечает на новые вопросы:
Почему сейчас для доставки космонавтов используются только наши ракеты? Почему в космос больше не летают на "Буране"? Есть ли будущее у кораблей многоразового использования?
Только три страны мира на сегодняшний день имеют пилотируемые космические корабли - Россия, США и Китай. Китайцы не участвуют в программе МКС. А после катастрофы 'Колумбии' в 2003 году, правительство США приняло решение о закрытии программы 'Шаттл'. В планах остались только два запуска к МКС. Очень надеемся, что хотя бы один из них придет к нам во время нашей экспедиции.
На плечи России легла основная задача по доставке космонавтов. Более того, с увеличением численности экипажей станции до 6-ти человек, возросло количество запусков наших 'Союзов'. И уже второй год наша страна готовит к запуску по четыре пилотируемых корабля. Плюс грузовые транспортные корабли. Тоже в основном наши, отечественные.
Что касается программы 'Буран'. В 90-х годах прошлого столетия было принято решение закрыть ее. Решение достаточно спорное. И, к сожалению, закрыть программу ракетоносителей типа 'Энергия'. Два запуска которых прошли просто блестяще. Уверяю вас, сегодня проще начать новые программы, а не возобновлять старые. Но очень хочется, чтобы мы решились на это. Очень надеюсь, осторожная, взвешенная политика наших руководителей по концепции нового корабля даст свои плоды и мы получим новый корабль, такой же надежный, как 'Союз'. Верой и правдой служащий отечественной и мировой космонавтике более 40 лет. Спускаемый аппарат нового корабля будет многоразовый. И американцы рассматривают такую же возможность для своего.
Дерзайте, Вам осваивать новые корабли!
Что нравится американцам больше: наши ракеты или Шаттлы?

Я не задавал впрямую им этого вопроса, но думаю, 'Шаттлы'. Почему? Мне же, как и всем нашим космонавтам нравится 'Союз'. Значит им - 'Шаттлы'.
Хотя свой первый полет совершил на 'Атлантисе' и никогда этого не забуду. Это, как первая любовь. Большинство американских космонавтов сожалеет о закрытии программы 'Шаттл'. И, вскоре, для них будет только одна возможность полететь в космос. А, значит и наш 'Союз' для многих из них будет как первая любовь!
Законы какой страны работают в ракете во время полета к МКС и действуют на самой МКС?
Не законы страны или стран, а различные документы, меморандумы, кодексы, принятые партнерами по программе МКС и определяющие практически все этапы и типы работ. От разработок до эксплуатации. Есть целый свод документов, определяющий поведение, работу, чуть не написал эксплуатацию, космонавтов. Хотя?...
В этих документах, в частности, оговаривается - какой язык основной на станции, как используется связь, сколько, каких стран и какие праздники отмечает экипаж МКС. И многое, многое другое.
Сильно изменились ваши мысли в ожидании очередного полета по сравнению с предыдущими экспедициями? Что нового вы ожидаете? Тяжело ли бороться с мыслью, что снова придется провести много-много дней в экстремальных условиях в замкнутом коллективе?
Прошло три года после второго полета. Было бы неправдой сказать - я сразу же по возвращению захотел в очередной полет. Это чувство начало просыпаться во мне примерно через полгода после предыдущей посадки и переросло в желание через год. Поэтому мысли - больше не летать, не было. Другое дело, что решение по конкретно этому полету далось мне нелегко. В силу самых различных причин. И я благодарен семье, друзьям и старшим друзьям, за поддержку. Ну, а приняв решение - надо готовится. При подготовке к этому полету на меня уже работал багаж опыта и знаний, анализ прошедшего. Было чувство абсолютной уверенности.
Я знал, что ожидать. К чему готовиться. Не было сомнений - справлюсь, не справлюсь. Как перенесу длительный полет? Эта уверенность живет во мне и сейчас и во многом помогает. Я легко адаптировался на станции. Да и с невесомостью мы в ладах. Я - в моем втором доме. Меня окружают ребята, с которыми мы давно вместе работаем. Из нового одно уже свершилось. Это перестыковка. Ожидаю выходы в наших скафандрах. Ближайший - в конце июля. На 'грузовике' придет новая аппаратура по эксперименту 'Ураган'. Провел знакомый мне по прошлому полету эксперимент 'Пилот'. Но уже по новой методике.
Ожидаю получить и от этого полета такое же удовольствие, как от предыдущих. И также радостно и грустно будет общаться с родными и близкими.
Что, кроме невесомости, было непривычно и неудобно? С какими опасностями вы столкнулись в космосе? Столкнулись ли вы с чем-то загадочным и непознанным?
Невесомость, возможно, приносила определенное неудобство в первом полете. Но это не отложилось в памяти. Непривычно? Поначалу. Но больше доставляет
удовольствие. Свободное перемещение, парение, легкость, при переносе больших грузов. Но при этом необходимо все, абсолютно все прикреплять, фиксировать. А то тут же улетит. С нештатными ситуациями сталкивались. С опасностями? Пока главная опасность - это 'космический мусор', летающий вокруг нас. Земля постоянно предупреждает нас о возможном столкновении. Очень тщательно следит за окружающим пространством. Недавно предупреждали об очередном сближении. Но расстояние было достаточно большое. Порядка трех километров. На поверхности станции и на иллюминаторах можно заметить следы от микрометеоритов. В музее РКК 'Энергия' находится реальная часть солнечной батареи станции 'Мир'. На ней все отчетливо видно.
Верите или нет - не сталкивался. Человечество только делает первые шаги в космосе, и чем позже мы столкнемся с ЧЕМ-ТО, тем лучше. Мы должны быть к этому готовы.
Ваш Федор Юрчихин
Дорогие читатели!
По началу, я отнесся с некоторой настороженностью к вашим комментариям. Как к обычной вежливости нашего читателя. Но ребята присылают мне их больше и больше. Спасибо Вам за них. Они действительно мне помогают. И, первый, я, думаю, реальный претендент, на приз - Karmelitka! Очень неожиданный, и главное правильный вопрос. Хотя и, вроде-бы, на самую банальную тему - где спят космонавты. Обязательно отвечу на него позже, с фото или видео сопровождением. Еще не решил. Ведь ответ должен быть соответствующим.
Ответы мимоходом на вопросы в комментариях.
К 'Пирсу' корабли стыкуются, и очень давно. Это штатное место для грузовых кораблей. Очень редко сюда залетают 'Союзы'. Что касается 'Поиска' и 'Рассвета' - это новые наши модули. А, к новому, всегда и подход осторожный. Первую стыковку к этому модулю совершил экипаж Максима Сураева. После перестыковки, в ручном режиме. Вторая стыковка к нему уже была в автоматическом режиме. Экипаж Александра Скворцова. И в дальнейшем планируется, уже, по опробованному. К модулю 'Рассвет' применена такая же технология. Нам повезло, мы были первыми. После выхода в конце июля, на этом модуле активизируют систему автоматического сближения и стыковки, и в дальнейшем, к нему будут стыковаться 'Союзы'. Сразу.
Перчатки действительно находятся под рукой. Вернее у ног. На скафандре, ниже колена, имеются специальные карманы под них. Мои висели надо мной, так удобнее.
О пленке в одном из следующих сюжетов. Об этом обязательно расскажу.

На этой фотографии - стыковочный конус модуля 'Поиск'

Место для перчаток на скафандре

Во время перестыковки
С уважением Ф. Юрчихин
Ответы космонавта Федора Юрчихина на вопросы детей
Как сильно отличается ощущение время в ожидании полета и в самом полете?
Ожидание всегда томительно. Особенно ожидание своего полета. Порой на это уходят годы. Ты еще на Земле, а ребята, вот, работают. А в самом полете: Вспоминаю свой второй полет. Нам с Олегом Котовым вначале казалось, время летит. Затем, где-то после 3 месяцев - оно остановилось. И дни тянулись долго-долго. Затем пошли, торопливо. А под конец и вовсе побежали. Было даже ощущение прихватить бы еще неделю, дела доделать.
Если работы много и она интересная, времени не замечаешь. У нас работа самая разнообразная, и очень интересная!
Когда космонавты перед стартом последний раз едят на Земле?
Часов за семь до старта. Все вместе, основной экипаж, дублеры и врачи. После этого переезд на космодром, поближе к стартовому столу. А там можно, по желанию и чайку попить. Следующий прием пищи уже на орбите.
Я читала, что космонавты сами с помощью диетологов подбирают себе еду; много ли времени уходит на Земле на подготовку такого персонального меню?
Много. Вначале апробация продуктов питания. Мы пробуем на вкус самые различные продукты питания. Определяем, что нравится, что не очень. Затем нам составляют меню на 8 дней. И каждые 8 дней оно повторяется. Говорят, со следующего года будет 16-ти дневное меню. Да еще бонусные контейнеры с любимыми продуктами, плюс родные и группа поддержки на Земле присылают нам с каждым грузовиком. Еда достаточно вкусная, разнообразная. О тюбиках уже все позабыли, их можно увидеть только в музеях. От голода точно не умрешь. И вообще, я здесь поправляюсь. Что не очень то и хорошо.
P.S. А так хочется сесть! за обычный стол, намазать бутерброд с маслом, в чашечку!! чая бросить ломтик лимона и пить!!! наслаждаясь и никуда не торопясь.
Снятся ли во время взлета - полета космонавтам сны?
Ну, во время взлета уж точно нет. А в полете достаточно часто, также как и на Земле. Бывают и смешные. Бывают и цветные. Поменьше бы тревожных. Побольше бы с шумом дождя:
Вопрос ребятам. Почему с шумом дождя и что вы об этом знаете. Ответивший правильно и наиболее полно получит приз!
Много ли на Байконуре перед полетом используется в быту вещей, аналогичных тем, что есть на космических кораблях (тюбики с едой, спецодежда, приборы и т.д.)?
И много и немного. Много - потому, что ложки, вилки, одежда, различные приборы - идентичны земным. С каждым годом в космосе все меньше и меньше специализированных вещей, больше обыденных. Зубные щетки, расчески, шампуни: Нет, шампуни как раз специальные. Немного - в космосе есть не все. Например, нет холодильника, а значит и мороженного (очень люблю), мало парфюмерии, только кремы для рук, лица, и обязательно безалкогольные, на водной основе. Нет телевизора, дивана, хотя проблематично на нем будет здесь улечься. Мало книг. Что касается конкретно оборудования, используемого в космосе, то мы с ним знакомимся и работаем в Звездном городке.
Сколько времени занимает полет от космодрома до МКС?
Чуть больше, чем через двое суток, после стыковки мы открываем люки и переходим на станцию. Хотя, технически наши корабли могут пристыковаться к станции уже на следующем витке после выведения. Но это достаточно сложная задача и потребует большего расхода топлива.
Сколько времени уходит на стыковку?
От того времени, как экипаж занимает свои места, начинает работать и до самой стыковки - три с небольшим часа. В Центре управления полетами, в городе Королев, Московской области, гораздо больше. Там заранее рассчитывают нашу траекторию, получают и анализируют информацию с нашего космического корабля и с МКС, готовятся.
Часто ли космонавты совершают какие-то манипуляции по управлению космическими кораблями сами, выключая автоматические режимы?
Часто, конечно не сами, а по указанию и согласованию с Землей. Есть программа полета, и она расписана заранее по, практически, минутам. Из активных наших действий - это тесты Системы управления движением корабля, построение ориентации на Солнце и закрутка самого корабля. Для лучшего освещения наших солнечных батарей. Перестыковка. Но никакой отсебятины. Все должно быть четко по плану.
Чем занимаются космонавты во время полета до МКС? Могут ли произойти в это время, какие нештатные ситуации? Не мешает ли яркое солнце?
Проверка систем корабля, проведение различных тестов. Нештатные ситуации могут произойти. На корабле все основные системы дублированы именно на случай отказа. Да и мы готовимся долго и упорно к работе по устранению различных отказов. Скажу честно, каждый из нас желает иметь как можно меньшее количество отказов.
Солнцу всегда радуешься, хотя в космосе оно гораздо ярче, опаснее. А чтобы не мешало - на иллюминаторах есть шторки. Их всегда можно прикрыть.
Федор Юрчихин
На короткое время мы покинули уже обживаемый нами космический дом. В программе нашего полета это называется перестыковкой. 18 июня мы в автоматическом режиме, как по маслу, пристыковались к нашему модулю 'Звезда'. А 2 июля к этому же стыковочному узлу должен прийти грузовой корабль 'Прогресс'.
Мы сменили наше место на новое - к модулю с красивым названием 'Рассвет'. Перестыковка всегда проходит в ручном режиме. Должен Вам заявить - это очень ответственная и сложная задача для экипажа. В заданное время мы заняли свои места и уже приготовились к работе, но поступила вводная - из-за проблем с солнечными батареями перестыковка переносится на полтора часа. Где-то даже промелькнула мысль - неужели отложат? Но, все для нас разрешилось хорошо и уже в новое время Шеннон Уокер, бортинженер нашего экипажа, выдала команду на расстыковку.
Расстыковка.. и мы в свободном полете рядом с нашим огромным космическим домом. Домом, который строили и продолжают строить многие страны мира. Домом, имя которому - Международная космическая станция. Домом, в котором собранно все самое надежное и современное в нашем научном мире. И ты кожей ощущаешь ответственность перед всеми, кто участвовал в этом грандиозном проекте. Проходит 3-4 минуты и впервые касаюсь ручек корабля. Впервые, т.к. понимаю, что ни тесты двигателей, ни солнечные закрутки не выдерживают сравнения с облетом космической станции. Коснулся и понимаешь, это не тренажер! Машина-то с норовом. И удивительно чуткая! Откликается на каждое движение. Так что вначале мы привыкали друг к другу, притирались. Она ко мне, а я к ней. Привыкли, сблизились.
Спасибо инструкторам Центра подготовки космонавтов, вложивших в меня свой труд, опыт, знания. Игорю Мартынову, моему первому инструктору, Савинцеву Андрею. Отдельно - Маркову Альберту Михайловичу, готовившего меня к данному полету. Облет по дуге безопасности - и мы уже висим напротив стыковочного узла. Вот он - наш новый, российский модуль. 'Рассвет'! Хорошее имя. Знаменательное. И мы первые, которым предстоит к нему стыковаться. Но ЦУПу не до лирики. Для него это работа. Необычная, но работа. И за плечами у них столько всего:
Звучит команда на разрешение к причаливанию. В очередной раз - Поехали. Шеннон к этому времени уже подготовила системы корабля к стыковке. Даглас Вилок, второй бортинженер нашего экипажа, непрерывно ведет фото и видеорепортаж. Собраны кресты мишени, подход, касание. Есть захват! Мы снова дома. Позже, уже перейдя на станцию и в очередной раз, встретившись с Александром Скворцовым, Михаилом Корниенко и Трейси Колдвелл-Дайсон, мы собрались около стыковочного узла и не обнаружили на нем никаких следов. Мы вошли прямо в гнездо стыковочного узла, не задев конуса. Поздравления ребят были приятны. Альберт Михайлович - как учили! Мы снова в полном составе. Впереди много работы. Мы к ней готовились. У нас все будет хорошо!





Федор Юрчихин