Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/people/melnikova.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:12:33 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
Мельникова Ольга Тимофеевна
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Мельникова Ольга Тимофеевна

Мельникова Ольга Тимофеевна

Мельникова Ольга Тимофеевна - профессор, доктор психологических наук. Заслуженный профессор МГУ (2015).

Темы собственных диссертационных работ

  • Докторская: 'Фокус-группы в социально-психологическом исследовании: методология и техники' (2003)
  • Кандидатская: 'Социальные установки и коммуникативное поведение молодежной аудитории телевидения' (научный руководитель Н.Н.Богомолова) (1984)

Читаемые курсы

  • 'Качественные методы социально-психологического исследования'
  • 'Качественные методы психологии'
  • 'Методология качественного исследования'
  • 'Методы качественного исследования'
  • 'Методики и техники качественного исследования'
  • 'Методики и техники фокус-группового исследования'
  • 'Психология маркетинга'
  • 'Психологические методы маркетингового исследования'

Научно-исследовательская деятельность

  1. Развитие теории и методологии качественного исследования
  2. Развитие методов и методик качественного исследования
  3. Развитие и валидизация проективных методических приемов и техник
  4. Проведение практических исследований с целью апробации качественных методов в сферах: СМИ, Интернета, маркетинга, рекламы, политики, оргдиагностики, здоровья и др. социальных отраслей.

Практическая деятельность

Руководство, организация и проведение качественных исследований в сфере рекламы, маркетинга, СМИ, политического консультирования, оргдиагностики.

Основные партнеры и клиенты:

BBC, Allianz AG, DKV/ERGO, Rank Xerox/Xerox Ltd, Unilever, CRAM International, Tokyo Symbun, Yomiuri, Видео Интернешнл, BAT, ВBDO, MEMRB, Macro International, РОМИР , Millward Brown Delfo, Mars, BeeLine, United Distillers, Schneider Electric,LG, P&G, Panasonic, Indesit, РА LBL Media, РА Grey worldwide, РА D'Arcy, РА Европресс, РА Рекламный картель, ЗАО Аквион, ЗАО Эвалар, ЦПК 'Никколо М', Агентство стратегических коммуникаций, Фонд Евразия , National Democratic Institute, ВГТРК, 'Комсомольская правда', 'Известия', Агентство Печати Новости, Госснаб СССР, Гостелерадио СССР

Темы дипломных и курсовых работ:

Методология, методы и  методики качественного исследования

  • Методологические и методические аспекты качественных исследований.
  • Сравнительная характеристика качественных методов.
  • Вербальные и невербальные техники в качественных исследованиях.
  • Стандартизация и валидизация проективных методик в качественных исследованиях.
  • Анализ вербальных и невербальных данных в качественном исследовании.
  • Качественные методы в исследовании восприятия социальных объектов.
  • Социальные представления как предмет качественного исследования.
  • Идентичность как предмет качественного исследования.
  • Психологические характеристики респондентов, влияющие на результаты качественного исследования.
  • Психологические феномены и групповые процессы, влияющие на эффективность опросных методов в качественных исследованиях.
  • Процедурные особенности проведения качественных исследований с детьми и подростками.

СМИ, маркетинг, реклама, политика

  • Качественные методы в исследовании потребностей и мотивации потребительского выбора.
  • Качественные методы в маркетинговых исследованиях и исследованиях СМИ.
  • Социально-психологические особенности российского потребителя (зрителя, читателя, покупателя).
  • Социально-психологический анализ аудитории СМИ (прессы, радио, телевидения, Интернета).
  • Качественные социально-психологические методы исследования бренда.
  • Применение проективных графических техник в маркетинговом исследовании.
  • Маркетинговые исследования при планировании и проведении рекламной кампании.
  • Использование проективных методов качественного исследования в политическом маркетинге.
  • Качественные методы в исследовании электорального поведения.
  • Исследования детской и подростковой аудитории СМИ и рекламы.

Основные публикации

  1. Методологические принципы качественных исследований в психологии // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. 2013. ?3. с.4-17.  (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  2. Качественные методы как инструмент изучения ценностных ориентаций // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. 2012. ?1. С.19-28. (в соавторстве с Д.О. Ерохиным)
  3. Priority Research Directions in the Area of Qualitative Methodology // Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook / Ed. by Yu.P. Zinchenko & V.F. Petrenko. - Moscow: Lomonosov Moscow State University; Russian Psychological Society, 2010.  Р. 46-72. (1,5 п.л.) (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  4. Уровни анализа данных качественного исследования // Вопросы психологии. 2010. ? 3. с.12-19. (0,7 п.л.) (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  5. Проективные методики в качественном исследовании отношения подростков к телевидению и Интернету // Вопросы психологии. 2010. ? 5. с. 130-137. (0,6 п.л.) (в соавторстве с Е.А. Фетисовой)
  6. Сравнительный анализ результатов качественного исследования (на материале интервью) // Вестн. Московск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. ? 3. с.36-51. (0,9 п.л.) (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  7. Интернет в психологических исследованиях. Вступительная статья редактора-составителя // Журнал практического психолога.  ?4, июль-август. 2010. с. 3-6. (0,25 п.л.)
  8. Специфика анализа интернет-контента на примере форумов // Журнал практического психолога. ?4, июль-август. 2010. с. 112-127. (0,85 п.л.) (в соавторстве с А.В. Ковалевской)
  9. Методы исследования восприятия сайтов // Журнал практического психолога.  ?4, июль-август. 2010. с. 135-159. (1,3 п.л.) (в соавторстве с А.Д. Кравцовой)
  10. Восприятие сайтов как фактор формирования отношения к банку / Журнал практического психолога.  ?4, июль-август. 2010. с. 186-198. (в соавторстве с Е.С. Рыжиковой)
  11. Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Соотношение эпистемологической и эмпирической сторон качественного исследования // Методология и история психологии. ? 3. 2009. с.67-72. (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  12. Коммуникативная компетентность участников фокус-группы // Вестник университета Государственный университет управления. ? 18. 2009.  с.80-84. (в соавторстве с Д.А. Хорошиловым)
  13. Фокус-группы: методы, методология, модерирование. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2007. 20 п.л.
  14. Методики и техники фокус-группового исследования / Социология: Методология, методы, математическое моделирование. ? 24, 2007. 1,0 п.л.
  15. Методы психологического анализа воздействия рекламы на детей / Сборник материалов бизнес-конференции 'Дети и реклама. Опыт России'. М. АКАР 2006. 0,5 п.л.
  16. Э.Ф. Мак-Куэрри. Методы маркетингового исследования. (Перевод с английского, предисловие, послесловие, приложения). Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 11,0 п.л.
  17. Методика психологического рисунка в качественном исследовании социальных установок /Социология: Методология, методы, математические модели. ? 21, 2005. 1,0 п.л. (в соавторстве с Ю.А. Шайдуллиной)
  18. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методология и техники качественных исследований в социальной психологии (учебное пособие) М. Изд. центр 'Академия', 2003. 17 п.л.
  19. Качественные методы практической социальной психологии / Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг. М. Аспект Пресс, 2004. 1 п.л.
  20. Качественные исследования предвыборных технологий / Материалы конференции 'Социология и политика: тенденции социально-политических изменений в Украине и России'. Киев: 2003. 0,3 п.л.
  21. Потребительское поведение: теория и действительность / Социальная психология в современном мире. М. Аспект Пресс, 2002. (в соавторстве с Ширковым Ю.Э., Фоломеевой Т.В.) 1,0 п.л.
  22. Бренд как предмет качественного социально-психологического исследования и объект социального восприятия / Мир психологии. - 1999, ? 3. (в соавторстве с Фоломеевой Т.В., Чмыхаловой Д.А.) 0,5 п.л.
  23. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач / Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 1995, 2-е испр. изд. 1,0 п.л.
  24. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях / Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 1995, 2-е испр. изд. (В соавторстве с Н.Н. Богомоловой и Т.В. Фоломеевой) 1,3 п.л.
  25. Отношение аудитории к коммуникатору как фактор эффективности коммуникативного воздействия / Оптимизация речевого воздействия. М., Наука, 1990 (в соавторстве с Н.Н. Богомоловой) 1,2 п.л.
  26. СССР-США: стереотипы восприятия друг друга / Пути к пониманию. Современные реальности процессов общения. Выпуск 1. М., Внешторгиздат, 1989. 0,5 п.л.
  27. Нет "среднего" зрителя. Молодежная аудитория ТВ: типология, оценки, потребности / Телевидение и радиовещание. ? 3, 1988. 0,4 п.л.
  28. Психологические и социологические аспекты функционирования телевидения в современном западном обществе / Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения. М., ИНИОН, 1987. 3,0 п.л.

Темы дипломов, защищенных под научным руководством

  • Качественный анализ фотоматериалов в исследовании социальных представлений о  Москве
  • Анализ визуального материала в качественном исследовании социальных представлений
  • Диалогические механизмы конструирования социальных представлений в социальных сетях
  • Стандартизация и валидность этнографических методов в качественных исследованиях
  • Нарративное интервью в исследовании социальной идентичности
  • Факторы потребительского поведения в интернет-коммерции
  • Специфика проективных методик в качественном он-лайн исследовании
  • Нарративное интервью как метод исследования профессиональной идентичности у женщин
  • Аналитические стратегии в качественном исследовании выбора каналов кинопросмотра
  • Восприятие веб-сайтов как фактор доверия при совершении интернет-покупок
  • Надежность и валидность ассоциативных методов в качественном социально-психологическом исследовании
  • Эффективность проективных методик в качественных исследованиях детской аудитории средств массовой информации
  • Сравнительный анализ личного и он-лайн интервью
  • Эмоции как фактор эффективности социальной рекламы
  • Сравнительный анализ экспертных и потребительских критериев оценки сайта
  • Классические и современные приемы повышения креативности группы
  • Интегративный подход к анализу результатов качественного исследования
  • Валидность проективных техник в качественных социально-психологических исследованиях
  • Качественные методы исследования мотивации обращения к СМИ
  • Социально-психологические характеристики участников фокус-группы и продуктивность проективных методик
  • Качественные методы в исследованиях восприятия бренда
  • Качественные методы исследования социальных представлений
  • Потребительская мотивация как фактор эффективности рекламы
  • Социально-психологические механизмы лояльности потребителей
  • Психологические критерии эффективности событийной рекламы
  • Влияние коммуникативной компетентности модератора и участников на эффективность фокус-группы
  • Креативность как критерий отбора респондентов в творческие фокус-группы
  • Телевизионная реклама как фактор формирования ценностей подростковой аудитории
  • Идентификация человека с образом типичного потребителя в рекламе
  • Особенности восприятия телевизионной рекламы детьми
  • Мотивационные аспекты поведения потребителей на рынке страховых услуг
  • Социальные представления о ценностях среднего класса как фактор формирования групповой идентичности
  • Социальные установки молодежи по отношению к курению и 'легким наркотикам'
  • Стереотипы восприятия целевой аудитории при создании и размещении рекламы
  • Психодиагностический потенциал проективных методик, используемых в фокус-группах
  • Потребностно-мотивационная сфера личности и потребительский выбор

Темы диссертационных работ, защищенных под научным руководством

  1. Громова О.А. 'Социально-психологические критерии типологии потребительских групп' (2001 г.)
  2. Перлина О.Л. 'Мотивация потребительского поведения как фактор эффективности рекламы' (2002 г.)
  3. Шайдуллина Ю.А. 'Методика психологического рисунка в качественном социально-психологическом исследовании' (2005 г.)
  4. Степанова А.В. 'Ориентация на потребление как элемент ценностной структуры личности' (2007 г.)
  5. Базарова К.Т. 'Социально-психологические факторы развития лидерских качеств руководителя' (2008 г.)
  6. Павлова М.Н. 'Социально-психологические особенности потребления лекарственных средств' (2008 г.)
  7. Ерохин Д.О. 'Информационная среда как фактор формирования ценностей молодежи' (2011)
  8. Хорошилов Д.А. 'Критерии валидности качественного исследования в социальной психологии' (2012)

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский