Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/people/gordeeva.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:54:06 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: методические материалы
Гордеева Тамара Олеговна
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Гордеева Тамара Олеговна

Гордеева Тамара Олеговна

Гордеева Тамара Олеговна (Gordeeva Tamara Olegovna) - кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Е-mail: tamara@got.ps.msu.su

Специалист в области психологии мотивации, в т.ч. мотивации достижения, мотивации учебной и профессиональной деятельности, психологии оптимизма и конструктивного мышления личности, когнитивно-бихевиорального консультирования и коучинга. Автор более 50 научных публикаций.

Родилась 20 августа 1965 г. в Москве. В 1987 г. с отличием закончила ф-т психологии МГУ (специализация Возрастная и педагогическая психология), в 1991 г. - аспирантуру ф-та психологии МГУ (научный руководитель - Л.Ф. Обухова). Кандидатская диссертации посвящена анализу особенностей переживаний и мотивационной сферы подростков.

С 1992 г. - младший научный сотрудник ф-та психологии МГУ, затем - научный сотрудник, зам. зав. кафедрой по научной работе, в 2005-2006 гг. - зам. декана по работе с иностранными учащимися и международной работе, в настоящее время - доцент Центра по переподготовке преподавателей при кафедре психологии образования, преподаватель кафедры психологии образования. В 1993-1994 гг. проходила стажировку (Postdoctoral Visiting Fellow (10/93-12/94) на ф-те психологии Йельского ун-та (США). В сотрудничестве с Робертом Стернбергом реализовала два исследовательских проекта (Исследование факторов, влияющих на достижения в научной деятельности психологов; Кросс-культурные особенности представлений об успехе американцев и русских). В 1995-1997 гг. - была руководителем московской части кросс-культурного исследовательского проекта Ин-та развития и обучения человека им. Макса Планка (Берлин, Германия), посвященном исследованию учебной мотивации, самоэффективности и дружбы у школьников средних и старших классов. В 1997 г. проходила стажировку в Ин-те развития и обучения человека им. Макса Планка (Западный Берлин).

В 2000-2005 гг. - член комиссии Конкурса дипломных работ ф-та психологии и Общероссийского конкурса дипломных работ.

Область научных интересов:

  • Структура, механизмы и источники мотивации достижения, мотивация учебной, профессиональной и спортивной деятельности;
  • Внешние и внутренние факторы формирования мотивации достижения у детей и взрослых;
  • Мотивация творческой деятельности; особенности мотивации и саморегуляции у успешных детей и взрослых;
  • Диагностика мотивации достижения и ее предикторов, диагностика учебной мотивации школьников и трудовой мотивации персонала;
  • Разработка тренингов и обучающих программ основанных на формировании учебной мотивации, мотивации достижения и самодетерминации личности;
  • Конструктивное мышление личности и оптимизм как факторы психологического благополучия и успешности деятельности.

Область практических интересов:

  • диагностика и развитие учебной мотивации и мотивации достижения детей и подростков;
  • детско-родительские отношения, консультирование детей и родителей по проблемам психологического благополучия и достижений одаренных детей;
  • когнитивно-бихевиоральное консультирование родителей и подростков;
  • тренинги личностной причинности и постановки целей (школьники, студенты, учителя, преподаватели);
  • диагностика, развитие и стимулирование трудовой мотивации персонала,
  • тренинги конструктивного мышления и оптимизма.

Педагогическая работа:

Лекционные курсы

  • Современные зарубежные теории мотивации достижения и их применение в практике образования;
  • Психология мотивации достижения;
  • Основы когнитивно-бихевиорального консультирования;
  • Мотивация учебной деятельности;
  • Психология общения.

Спецпрактикумы

  1. По диагностике и коррекции мотивации достижения и мотивации учебной деятельности;
  2. По когнитивно-бихевиоральной психотерапии.

Семинарские занятия по курсам:

  • Педагогическая психология;
  • Методика преподавания психологии.

Публикации:

Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Академия, Смысл, 2006.
Современная психология мотивации

gordeeva_book3.jpg (31719 bytes)

Основные публикации

  • Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Учебное пособие. (Рекомендовано Советом по психологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.) М.: Смысл; Изд. центр 'Академия', 2006. 333 с.
  • Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН. М., Смысл, 2009. - 152 с.

Статьи в журналах и сборниках

  • Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений // Вопросы психологии, 2010, 1. С. 24-33.
  • Гордеева Т.О. Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала // Психологическая диагностика, 2007, 1, с. 32-65.
  • Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2006, 3, с. 78-85.
  • Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности // Психология в вузе. 2005. ? 4, с. 3-27.
  • Литтл Т.Д., Гордеева Т.О. Моделирование с помощью линейных структурных уравнений: вопросы теории и анализа кросс-культурных данных // Психологический журнал, 1997. 4. С.96-109.
  • Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А. Восьмая международная конференция по мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2003. ? 1. С. 103-105.
  • Гордеева Т.О. Парадоксы экзаменационной тревожности: к проблеме взаимосвязи тревожности и эффективности деятельности // Культурно-исторический подход и проблемы творчества. Материалы 3-х чтений посвященных памяти Л.С. Выготского. Международная конференция. Сб. ст. под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М., РГГУ, 2003. С. 30-41.
  • Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации. Под ред. Д.А. Леонтьева. М., Смысл. 2002. С. 47-102.
  • Гордеева Т.О. Особенности переживаний школьников среднего и старшего возраста при восприятии классической музыки // Вестник МГУ. 1992. Сер. 14. Психология. N. 1. С. 30-40.
  • Stetsenko A., Little T.D., Gordeeva T.O., Grasshof M., & Oettingen G. (2000). Gender Effects in Children's Beliefs about School Performance: A Cross-Cultural Study. Child Development. Vol. 71, N.2, pp. 517-527.
  • Sternberg, R.J., Gordeeva, T.O. (1996). The Anatomy of Impact. Psychological Science. Vol. 7, No. 2, pp. 69-75.

Учебные пособия

  • Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Учебное пособие. М.: Смысл; Изд. центр 'Академия', 2006. 333 с.
  • Гордеева Т.О. Основы когнитивно-бихевиоральной психотерапии. (Программа курса.) // Психология в вузе, 2006. ? 1. С. 45-57.
  • Гордеева Т.О. Мотивация достижения: современные зарубежные теории. (Программа курса.) // Психология в вузе, 2005. ? 3. С. 3-15.
  • Гордеева Т.О. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. Учебное пособие. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы. Под ред. Т.В. Корниловой. М., СПб., Питер, 2004. 254 с. Глава 7. С. 150-179.
  • Гордеева Т.О. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Учебное пособие для вузов. Под ред. Т.В. Корниловой. М., ФОРУМ, ИНФРА-М. 1998.
  • Гордеева Т.О. Статьи (Кросс-культурная психология, Зарубежные теории интеллекта, Трехархическая теория интеллекта Р. Стернберга, Теория множественных интеллектов Г. Гарднера, модель структуры интеллекта Дж.П. Гилфорда, автобиографические справки о Г. Гарднере и Р.Дж. Стернберге). В: Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.

Популярные издания

  • Гордеева Т.О. Как сформировать желание учиться? (Материалы к проведению семинара для учителей) // Школьный психолог, 2009, 7.
  • Гордеева Т.О. Наука быть позитивным. Псиколоджи. 2007, 12, с. 100-103.

Основные доклады и тезисы на российских и международных конференциях

  • Гордеева Т.О. Исследование типов саморегуляции и целей в контексте учебной деятельности // Материалы II-й Международной конференции "Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России". Кисловодск- Ставрополь - Москва, 2009. С. 85-91.
  • Леонтьев Д.А., Гордеева Т.О. Потенциал личности: запрос современного мира // Наука и образование эпохи нового возрождения в мировой научно-образовательной системе. Материалы Международной научной конференции. 9-11 сентября 2009 г. С. 112-115.
  • Гордеева Т.О. Образовательная среда как ресурс учебной мотивации школьников// Инновационные направления в образовании. Сборник материалов Международной научно-практической конференции : в 4 ч. - Ч. 3 / под науч. ред. А.С. Белкина; под общ. ред. Т.А. Сутыриной, Н.И. Мазурчук. -- Екатеринбург: УрГПУ, 2009. -- 264 с. C. 100-103.
  • Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Личностный потенциал, оптимизм и психологическое благополучие // Психология индивидуальности. Материалы II Всероссийской научной конференции. Москва, 12-14 ноября 2008 г. М., 2008. С. 261-262.
  • Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Кузнецова С.А., Сычев О.А. Оптимистический атрибутивный стиль как предпосылка учебной успешности школьников. Материалы всероссийской научно-практической конференции "Личность в условиях интенсификации интеграционных процессов: теоретические и прикладные проблемы". 19-20 декабря. Махачкала, 2008. С. 298 -303.
  • Гордеева Т.О. Оптимистический/ пессимистический стиль мышления, психологическое благополучие и проблема продолжительности жизни россиян// Здоровье нации. М., 2007. С. 35-37.
  • Гордеева Т.О. Атрибутивный стиль личности и субъективное благополучие: современные отечественные исследования проблемы // Психология перед вызовом современности. Тезисы научной конференции, посвященной 40-летию факультета психологии МГУ. МГУ, 2006, с. 18-20.
  • Гордеева Т.О. Мотивационные факторы развития интеллектуального потенциала у современных российских школьников // Интеллектуальный потенциал российского общества: состояние и актуальные проблемы исследования. Тезисы междисциплинарной научно-практической видео конференции. М., 27 апреля 2006 г. М., изд-во Современного гуманитарного университета. С. 27-29.
  • Гордеева Т.О. Здоровая и невротическая мотивация творческой деятельности. Тезисы международной конференции "Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности". 17-20 ноября 2003. Москва, РГГУ, 2003. С. 54-55.
  • Gordeeva T., Osin E.N. Optimistic attributional style and academic achievement: A new lоok at the problem. Материалы 1-го Международного конгресса по Позитивной психологии. Филадельфия, июнь 2009.
  • Gordeeva T.O., Baranova V.А. Curiosity, love of learning and life satisfaction: in search of positive educational contexts. Материалы 1-го Международного конгресса по Позитивной психологии. Филадельфия, июнь 2009.
  • Gordeeva T.О., Shepeleva E.A. Agency beliefs, Motivational Orientations and School Performance in Russian Adolescents // Европейский конгресс по психологии. Осло, 2009.
  • Gordeeva T., Osin E., Ivanchenko G. Optimism, Hope, and Performance: when optimistic attributional style really helps. Paper presented at the 4th European conference on Positive psychology. Croatia, July, 2008. Book of abstracts, p. 145.
  • Gordeeva T.O., Shepeleva E.A., Little T.D. Developmental and Gender Differences in Academic Motivation, Self-efficacy, and Academic Achievement in Russian Adolescents. Paper presented at the 20 Biennial ISSBD Meeting. Germany, Wurzburg. July, 2008.
  • Gordeeva T., Osin E. Optimistic Explanatory Style and Self-Efficacy as Predictors of Happiness and Psychological Well-being. Abstract booklet, University of Warwick, 2007. P.19.
  • Gordeeva T.O., Shevyahova V. Positive Thinking in everyday life: does optimistic explanatory style predict effective coping and subjective well-being? Paper presented at the 3rd European conference on Positive psychology. Braga, Portugal, 2006.
  • Gordeeva T.O., Shepeleva E.A. (2006). Motivation and Coping Strategies and their Relations to Subjective Well-being in Russian Adolescents. Paper presented at the 26th International Congress of Applied Psychology. Greece, Athens. July 16-21, 2006.
  • Khramtsova I., D. Saarnio., Gordeeva T.O., Mukhopadhyay L. (2006). Views of Happiness across three cultures: India, Russia, and the U.S. Paper presented at the 26th International Congress of Applied Psychology. Greece, Athens. July 16-21, 2006.
  • Gordeeva T.O., Shepeleva E.A. (2006). Gender differences in self-efficacy and coping in Russian adolescents. Paper presented at the ISSBD, Melbourn, Australia. July, 2006.
  • Gordeeva T.O., Shevyahova V. (2006). Positive thinking in everyday life:
    does optimistic explanatory style predict effective coping and subjective well-being? Paper presented at the 3rd European conference on Positive psychology. Braga, Portugal.
  • Gordeeva T.O., Khramtsova I., D. Saarnio (2006). Attributional style as a predictor of happiness and life satisfaction across cultures. Paper presented at the 3rd European conference on Positive psychology. Braga, Portugal.
  • Khramtsova I., Gordeeva T.O., D. Saarnio (2006). Счастье и удовлетворенность жизнью у студентов университета. Annual convention of American Educational Research Association. USA, San Francisco. April, 2006. Abstract book, p. 145.
  • Gordeeva T.O. Una aproximacion historico-cultural a la autoeficacia en adolescents rusos. Paper presented at Convencion intercontinental de psicologia y ciencias socials y humanas. Cuba, Habana, Hominis 05. Noviembre, 2005.
  • Gordeeva T.O., Manuchina S., Shatalova Ju. Cognitive and emotional predictors of academic achievement motivation // Paper presented at 8th International conference on Motivation. Workshop on Achievement and Task motivation (WATM). Москва, 2002. (Когнитивные и эмоциональные предикторы академической мотивации достижения).
  • Гордеева Т.О., Стеценко А.П. Представления о контроле в учебной деятельности у российских школьников. ХYth Biennial ISSBD Meetings. Берн, Швейцария, 1998. Abstract Book, 1998.
  • Гордеева Т.О. Представления о доступности, контроле и причинах учебной деятельности у детей, растущих в стрессогенных условиях (тезисы на английском языке). YIIIth European Conference on Developmental Psychology. Ренн, Франция, 1997. New Trends in Developmental Psychology: Resume. 1997. P. 29.
  • Гордеева Т.О. Социокультурная перспектива на неудачи в учебной деятельности: представления о контроле, доступности средств и каузальные представления об учебной деятельности у детей из Чернобыльской зоны (тезисы на английском языке). Вторая конференция по социо-культурным исследованиям. 2nd Conference for socio-cultural research. Женева, Швейцария, 1996. Abstracts, Resumes, 1996. Pp. 114-115.
  • Gordeyeva T.O. (1994). Age and Individual Peculiarities of Internal World in Adolescence. Paper presented at the fifth biennial meeting of the Society for Research on Adolescence, San Diego, CA, February 10-13.

Темы курсовых работ

  1. Личностные и мотивационные предикторы учебной успешности студентов.
  2. Учебная среда как источник учебной мотивации школьников.
  3. Структура и механизмы мотивации творческой деятельности.
  4. Детско-родительские отношения как источник мотивации достижения школьников.
  5. Роль конструктивного мышления и оптимизма в успешности учебной деятельности и психологическом благополучии детей и подростков.
  6. Тренинг оптимистического мышления для подростков.
  7. Феномен перфекционизма у детей и взрослых.
  8. Мотивация как фактор успешности в учебной и профессиональной деятельности.
  9. Анализ современных зарубежных подходов к мотивации достижения.
  10. Особенности внешней и внутренней мотивации достижения у одаренных подростков.
  11. Условия и факторы формирования мотивации достижения в детском и подростковом возрасте.
  12. Значение отношений учитель-ученик в поддержке мотивации достижения школьников. Условия и факторы поддержки потребности в автономии ученика.
  13. Возрастно-психологический анализ развития мотивации достижения в раннем и дошкольном возрасте и факторы ее формирования.
  14. Условия формирования эффективных стратегий преодоления неудач (на материале школьной учебы и дружбы).
  15. Конструктивное мышление как фактор способствующий успешности деятельности и психическому благополучию.
  16. Гендерные различия в оптимизме и конструктивном мышлении в зрелом возрасте.
  17. Академическая (учебная) и социальная самоэффективность как предикторы эффективной саморегуляции личности школьника.
  18. Представления о воспитании у родителей благополучных и неблагополучных подростков. Специфика когнитивных ошибок в области воспитания детей у российских родителей.
  19. Гендерные различия в представлениях о воспитании и обучении детей разного пола.
  20. Кросс-культурный анализ представлений о воспитании американских и российских родителей.
  21. Мотивация в теории деятельности и современных зарубежных когнитивно-бихевиоральных теориях: сопоставительный анализ подходов.
  22. Разработка практических рекомендаций по формированию мотивации достижения детей разных возрастов.
  23. Разработка методик диагностирующих самоэффективность, особенности конструктивного мышления и оптимистического стиля объяснения успехов и неудач.
  24. Разработка основ тренинга мотивации достижения и конструктивного мышления у подростков.
  25. Разработка основ тренинга мотивации достижения и конструктивного мышления у бизнесменов.

Темы курсовых работ (2-3 курс):

  1. Развитие и поддержание желания к саморазвитию и творчеству.
  2. Условия развития познавательного интереса, эффективной саморегуляции и мотивации достижения у школьников.
  3. Мотивационные и личностные особенности одаренных людей (детей и взрослых).
  4. Детско-родительские отношения как фактор мотивации достижения и мотивации познания у детей школьного возраста.
  5. Диагностика, развитие и формирование (тренинги) оптимизма у детей и младших подростков.
  6. Оптимистическое мышление как фактор успешности учебной и профессиональной деятельности.
  7. Гендерные и кросс-культурные различия в оптимизме и учебной мотивации.

Исследовательские проекты

В настоящее время можно подключиться к следующим исследовательским проектам, выполняющихся под руководством Т.О. Гордеевой:

  1. Мотивация подростков, обучающихся в разных типах школ (массовые, гимназии, инновационное обучение);
  2. Межкафедральный / межфакультетский исследовательский проект по изучению 'Мотивации, саморегуляции и личностного потенциала успешных индивидов' (на материале студентов МГУ);
  3. Кросс-культурный международный исследовательский проект "Психологический контроль, поддержка автономия и мотивация достижения в российских учебных средах".

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский