Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.planetarium-cc.ru/Messing.doc
Дата изменения: Fri Nov 20 03:48:45 2009
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:57:27 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: movie

«Криминалистический экстрасенс»
Вольф Мессинг: правда и вымысел

Н.Н. Китаев

Современный «метод» раскрытия преступлений? В российской юридической
литературе последних лет имеют место рекомендации разных авторов по
применению способностей экстрасенсов для раскрытия и расследования
преступлений. Так,

В.А. Жбанков упоминает об использовании в криминалистике «экстраординарных
(экстрасенсорных) способностей отдельных лиц» [1]. С.В. Лаврухин предлагает
обращаться к экстрасенсам при расследовании сложных убийств, а в отдельных
ситуациях - создавать их комиссии [2].
Доцент кафедры криминалистики Калининградского юридического института
МВД РФ С. Побережный заявляет, что криминалистическая экстрасенсорика -
«современный нетрадиционный экстрасенсивный метод (технология) диагностики,
позволяющий использовать (привлекать) экстраординарные психофизиологические
("экстрасенсивные") способности человека (экстрасенса, ясновидящего,
гадалки, медиума) при раскрытии преступлений (для розыска преступников,
поиска пропавшего объекта, раскрытия причин преступления, экспресс-
диагностики криминальной (конфликтной) ситуации и т. п. в условиях
конфликтного противодействия расследованию, а также разоблачать ложных
(фиктивных) носителей экстрасенсивных способностей, совершающих
противоправные действия (преступления)» [3].
Названную тему развивает Е.П. Гришина, которая, рассматривая
нетрадиционные формы использования специальных знаний в судопроизводстве,
рассуждает о помощи экстрасенсов -лиц, обладающих «сверхчувствительным
восприятием, корни которого кроются в особенностях человеческой психики»
[4]. Е.П. Гришина утверждает: «Иногда помощь экстрасенсов является
единственной возможностью получить хоть какую-то информацию о
преступлении... Следует признать, что экстрасенсы оказывают немалую помощь
правоохранительным органам в поисках преступников и пропавших лиц» [4].
Из двух цитируемых источников, подтверждающих эту убежденность, данный
автор, во-первых, ссылается на размещенное в Интернете пособие П.Г.
Марфицина и О.О. Климовой «Использование нетрадиционных познаний в
уголовном судопроизводстве», но забывает уточнить - приведенные примеры
взяты в основном из газетных публикаций, не подтвержденных ни одним научным
исследованием. В качестве второго источника Е.П. Гришина называет сборник
«Нетрадиционные методы в раскрытии преступлений», изданный ВНИИ МВД России
в 1994 г. по материалам одноименного семинара. Данный труд (тираж 200
экземпляров), мгновенно стал библиографической редкостью (достаточно
сказать, что он не поступил ни в одну из библиотек вузов МВД РФ и его нет в
Российской национальной библиотеке). В нем содержатся краткие тезисы
выступлений энтузиастов «криминалистической экстрасенсорики», но никаких
серьезных исследований по названной теме не приведено.
Экстрасенсорным (сверхчувственным) восприятием принято сейчас называть,
в частности, телепатию и ясновидение [5, с. 6]. Автор книги о
парапсихологии М. Рицль определяет телепатию, как «способность передавать
мысли на расстоянии или читать чужие мысли... с помощью сверхчувственного
восприятия». По его мнению, ясновидение основано на получении
сверхчувственной информации о реальном мире [6]. Однако наука не
располагает достоверными подтверждениями существования экстрасенсорных
явлений, и данная сфера отдана на откуп дилетантам, мошенникам и
представителям средств массовой информации, охотящимся за любыми
«сенсациями». В июле 2008 г. наиболее известного отечественного
«экстрасенса»

Г. Грабового осудили к 11 годам лишения свободы за квалифицированное
мошенничество...
Как «читать» чужие мысли. Для того, чтобы определить истинность или
ложность какого-либо утверждения, существует хорошо известный прием:
берётся наиболее известное явление (личность) из категории «загадочных» и
подвергается тщательному научному препарированию, проверке на
достоверность. В контексте сказанного представляется полезным ознакомить
читателей с материалами нашего многолетнего исследования, посвященного
самому известному «экстрасенсу» советского периода, эстрадному артисту
Вольфу Мессингу, выступавшему в СССР в период 1940-1974 гг. с
«психологическими опытами» по «чтению мыслей» зрителей.
Техника этого аттракциона давно известна, в её основе лежат так
называемые идеомоторные акты, которые ещё именуют «микромоторными» или
«зачаточными движениями». Они представляют собой едва заметные движения,
бессознательно исполняемые любым человеком в тот момент, когда он отчетливо
представляет какое-либо движение или действие. И чем больше он взволнован,
тем более ярко проявляются у него идеомоторные акты. Так, если человек
сосредоточенно представляет себе в мыслях высокую башню, то глазные мышцы
так разводят глазные оси, как это присуще нам, когда мы рассматриваем
высокий предмет [7].
Впервые с публичной демонстрацией «чтения мыслей» выступил в июле 1874
г. в Нью-Йорке молодой, полуобразованный американец Броун. Он прикладывал к
своему лбу ладонь индуктора, мысленно дававшего команду на выполнение каких-
либо действий. Придерживая ладонь индуктора в таком положении своей рукой,
Броун с завязанными глазами отыскивал загаданного человека или определенную
вещь и передавал её по назначению и т.д. Зрелищные выступления Броуна
вызвали большой интерес американского общества и прессы. Появились
публикации, авторы которых утверждали, что этот аттракцион наглядно
доказывает существование телепатической связи между людьми [8, c. 65, 66].
Первым ученым, развенчавшим «телепатическую» природу «чтеца мыслей»
Броуна, был американский невропатолог Бирд. Он продемонстрировал в октябре
1874 г. перед многочисленной научной аудиторией в Нью-Йорке целую сотню
натренированных людей, которые могли «читать мысли», подобно Броуну,
руководствуясь легкими бессознательными движениями индуктора [Там же, с.
67]. Впоследствии «чтецы мыслей» появились в разных странах. В 80-х годах
XIX в. в России с таким аттракционом успешно выступал англичанин Бишоп.
Профессор физиологии Йенского университета В. Прейер посвятил целую
книгу (1885 г.) материалистическому объяснению «чтения мыслей» по
идеомоторным движениям, утверждая: «Каждый человек читает по движениям
мускулов, но не каждый способен достигнуть величайшей степени ловкости в
этом искусрз'б» [9].
В СССР ученые придерживались общепризнанной, материалистической
концепции природы идеомоторных движений. В 1928 г. сотрудник Института
мозга (г. Ленинград) А.В. Дубровский выступил с научным докладом «О так
называемом «чтении мускулов», раскрыв технику и тактику «эстрадной
телепатии», когда улавливание идеомоторных движений человека воспринимается
публикой как действительное чтение мыслей. А.В. Дубровский указал: «Едва
заметные идеомоторные движения мускулов объекта опыта воспринимаются
безотчетно (бессознательно) периферическими разветвлениями нервной системы,
так называемыми кожными трансформаторами экспериментатора, и по нервным
проводникам в виде нервного тока достигают центральной нервной системы, в
частности тех областей коры головного мозга, которые управляют ответной
реакцией экспериментатора в виде ряда двигательных актов, которые ведут к
выполнению задуманного объектом опыта... Каждый человек путем
соответствующей психической тренировки, путем культуры личности может
развить у себя вышеотмечен-ные способности, и в последних нет ничего
чудесного, сверхъестественного» [10].
Сама по себе тема идеомоторных актов слишком подробно описана в научной
литературе [11], чтобы уделять ей здесь много внимания. Упоминание о сути
идеомоторики нам необходимо для перехода к вопросу - являлся ли эстрадный
артист Вольф Мессинг истинным телепатом, чьи «необыкновенные способности»
могли быть использованы как для раскрытия преступлений, так и для нарушения
закона? Здесь уместно привести мнение профессора

А.И. Китайгородского, автора ряда публикаций, в которых с позиций науки
развенчивались известные экстрасенсы. Он писал об эстрадной телепатии:
«Один из приемов заключается в передаче информации зашифрованными фразами.
Скажем, можно спросить: «Что у меня в руке», а можно: «Что я держу в руке?»
или: «Что у меня в левой руке» и т.д. до бесконечности. В коде,
одновременно с тем или иным построением фразы, можно использовать и
интонацию. Слова произносятся то вопросительно, то как бы с запинкой, то с
восклицательным знаком в конце... Короче говоря, код может иметь сотни
вариантов, передающих самую сложную информацию актеру, находящемуся на
сцене, от зрителей в зале... На наивного зрителя уже и этот прием
производит сильное впечатление, и ему кажется, что он присутствует на
демонстрации чудесного явления» [12].
Подобные номера у иллюзионистов получили наименование «мнемотехники»
(угадывания мыслей), и такие эстрадные выступления известны «на протяжении
многих столетий» [13].
А.И. Китайгородский далее пишет: «Второй прием "телепатии" -
идеомоторика. Разъяснение попытаюсь сделать на примере работы Мессинга,
человека, который был, несомненно, талантлив, но для завлечения зрителей он
своему искусству давал мистическое объяснение, да и лгал много...
Из зала приглашали зрителя. Ему присваивали имя "индуктор". "Индуктору"
предлагалось взять Мессинга за руку (прошу заметить - не Мессинг брал за
руку «индуктора», а «индуктор» Мессинга). "Индуктору" поручалось выполнить
некое задание, о котором Мессинг не знал. Он должен был мысленно диктовать
Мессингу: "Сойдите со сцены, идите до пятого ряда, подойдите к такой-то
даме, откройте сумочку, возьмите носовой платок" -или что-то другое в таком
роде. При этом он сопровождал Мессинга до цели. Если человек настойчиво
мысленно диктует, у него возникает соответствующее непроизвольное и едва
заметное дрожание мышц (во всяком случае у девяти человек из десяти). Это и
есть идеомоторика.
Мессинг предлагал завязать ему глаза - номер получался. Я же как-то
предложил завязать глаза "индуктору". Мессинг отклонил это предложение. Ему
было ясно, что ничего не получится, ибо "индуктор" не будет знать, где
пятый ряд, где задуманная дама...
Подобные трюки можно делать даже тогда, когда "индуктор" не держит
угадчика за руку. Если идти рядом, то ключ к решению задачи даст походка,
дыхание "индуктора"... "Экстрасенсы", которым некоторые наши журналы и
газеты создали славу выдающихся людей, используют оба эти приема - ловкие
трюки и идеомоторику» [12].
Теперь приведем утверждение президента Московской психотерапевтической
академии М.И. Буянова, автора десятков книг, посвященных малоизвестным
вопросам психологии и психиатрии: «После смерти Гитлера, Сталина, Брежнева,
Андропова и т.д., но не при их жизни, появилось много самозванцев,
уверявших, будто они общались с этими личностями, причем не вообще
общались, а на оккультные темы. Доказательств эти аферисты, конечно, не
приводили; все без исключения посетители Гитлера или Сталина аккуратно
вносились в особые журналы. Особенно много сообщают о якобы имевших место
контактах некогда популярного эстрадного гипнотизера Вольфа Мессинга (1899-
1974) со Сталиным. Все это чушь... Как всякий актер, Мессинг любил
напустить пыль в глаза, придумывать; существует несколько взаимоисключающих
друг друга биографий Мессинга; нет ни одного заслуживающего доверия
свидетеля каких-то необыкновенных пророчеств артиста, все "пророчества"
Мессинга известны только с его слов...» [14].
Кто же такой Мессинг? «Каноническая» биография Мессинга, известная
большой читательской аудитории, вышла в СССР в 1965 г., когда журнал «Наука
и религия» с 7 по 11 номер публиковал его «мемуары» «О самом себе». В тот
же период фрагменты этих «мемуаров» под заголовком «Я - телепат» печатались
в журнале «Смена», газете «Советская Россия» и ряде иных центральных и
региональных изданий. Поток литературы, посвященной В. Мессингу, продолжает
увеличиваться, но следует признать, что информационной базой для
многочисленных публикаций продолжают оставаться «мемуары» «О самом себе».
Из них следует, что Вольф Гершикович Мессинг родился 10 сентября 1899 г. в
религиозной еврейской семье близ Варшавы. В 11 лет он бежит из дома,
оказывается в Берлине, где случайная встреча с профессором Абелем помогает
мальчику открыть и развить свои необычные способности. Как утверждал
Мессинг, он способен читать мысли людей [15], умеет «внушить свою волю
человеку, скажем, глядя ему в затылок. Или вовсе не глядя» [16].
Демонстрируя публике эти фантастические способности, Мессинг, по его
утверждению, объездил с концертами множество стран, был связан с разными
знаменитыми людьми, а с 1939 г. стал проживать в Советском Союзе.
Показательно, что за несколько лет до появления «мемуаров» «О самом
себе» Вольф Мессинг в интервью журналисту П. Орешкину дал откровенное и
полностью реальное объяснение своим «психологическим опытам»: «...Это не
чтение мыслей, а, если так можно выразиться, "чтение мускулов"... Когда
человек напряженно думает о чем-либо, клетки головного мозга передают
импульсы всем мышцам организма. Их движения, незаметные простому глазу,
мною легко воспринимаются. Допустим, что, выполняя задание, я в какой-то
момент совершаю ошибку. И тут же индуктор совершенно бессознательно, помимо
своей воли, "сообщит" мне об этом. Его рука окажет неуловимое
сопротивление, и нужно обладать большой чувствительностью, чтобы воспринять
это.
...Я часто выполняю мысленные задания без непосредственного контакта с
индуктором и даже с завязанными глазами. Здесь указателем мне может служить
частота дыхания индуктора, биение его пульса, тембр голоса, характер
походки и т.д. То, что мои глаза завязаны, больше всего действует на
аудиторию. Мне же работать с завязанными глазами даже удобнее: я лучше
сосредотачиваюсь.
Такова в принципе моя методика "чтения мыслей"» [17].
Аналогичное объяснение эстрадным успехам В. Мессинга давал член-
корреспондент Академии медицинских наук СССР Д.А. Бирюков, который вскоре
после окончания Великой Отечественной войны пригласил Мессинга в
руководимый им медицинский институт. Здесь артист демонстрировал перед
студенческой аудиторией свое умение улавливать идеомоторные акты
собеседника. Д.А. Бирюков комментировал его действия так: «Мессинг и
некоторые другие разгадчики мыслей обладают способностью улавливать самые
тончайшие идеомоторные акты, причем это не обязательно должно быть
движение, это может быть только напряжение мышц... Мессинг берет индуктора,
то есть лицо, которому поручено задание, за руку и все время её держит. При
этом Мессинг создает разными приемами нервную обстановку. Он и сам очень
впечатлителен, обладает своеобразной внешностью, быстро движется по залу со
своим индуктором; создаются условия, при которых идеомоторные реакции
проявляются отчетливей» [18].
В приведенном ранее высказывании М.И. Буянова говорится, что существуют
разные биографии Мессинга, исключающие одна другую. Для начала рассмотрим
некоторые аспекты его общеизвестной, «основной» биографии «О самом себе», а
потом обратимся к другим вариантам жизнеописания «артиста оригинального
жанра». Исследователь В.Е. Львов, много лет специализировавшийся на
изобличении экстрасенсов в обмане зрителей и ученых, так отозвался о
«мемуарах» Мессинга, помещенных в «Науке и религии»: «...Трудно причислить
указанные "мемуары" к разряду анекдотов (сравнив их, скажем, с подвигами
Хлестакова или с безобидными рассказами барона Мюнхгаузена). Слишком уж
откровенно выражено здесь злоупотребление печатным словом, слишком цинично
и развязно эксплуатируется доверие читателей. Слишком тяжелое впечатление
оставляет вся эта коллекция оккультных басен, почему-то нашедшая приют на
страницах печати» [19, с. 245].
В.Е. Львов пришел к такому уничижительному выводу, тщательно проверяя
сведения из этих воспоминаний эстрадного телепата. Так, автор «мемуаров»
сообщает, что в 1915 г. во время своих выступлений в г. Вене он посетил
квартиру Альберта Эйнштейна, где его «поразило обилие книг», и провел
телепатический сеанс с Эйнштейном и со «знаменитым психологом Фрейдом».
Прочтя мысленное задание Фрейда, Мессинг выщипнул три волоска из пышных
усов Эйнштейна [20, с. 71].
В.Е.Львов отыскал подробную биографию А. Эйнштейна, изданную Р.У.
Кларком в 1971 г. в Нью-Йорке, сравнил с «откровениями» Мессинга, после
чего заключил: «Как давно установлено биографами Эйнштейна, он никогда не
имел квартиры в Вене и в промежуток времени с 1913 по 1925 год вообще не
приезжал в Вену. Кроме того, Эйнштейн никогда не держал в своих квартирах
"обилия книг" и говорил своим друзьям, что ему "достаточно нескольких
справочников" и что он хранит у себя лишь "оттиски наиболее важных
журнальных статей..."» [19, с. 244].
В.Е. Львов, безусловно, прав в своем скептицизме, но нас интересуют
иные случаи, описанные Мессингом, которые в основном и создали сенсационную
славу его «мемуарам».
Рассмотрим все эти «фантастические» эпизоды;
Случай в поезде. В «мемуарах» Мессинг сообщает, как он сбежал из
родительского дома и появился на железнодорожной станции. Нужно попросить у
читателей извинение за обширные цитаты воспоминаний «эстрадного телепата» и
других источников, но без этого не получится критического анализа столь
«уникального» литературного произведения.
«Я вошел в полупустой вагон первого попавшегося поезда. Оказалось
потом, что он шел в Берлин. Залез под скамейку -билета у меня, конечно, не
было... и заснул сном праведника. Было мне в ту ночь одиннадцать лет.
Но на этом дело не закончилось. Случилось то, что неизбежно должно было
случиться: в вагон вошел контролер. Он будил заснувших пассажиров и
проверял билеты.
- Молодой человек, - у меня в ушах и сегодня ещё звучит его голос, -
твой билет...
Нервы мои были напряжены до предела. Я схватил какую-то валявшуюся на
полу бумажку, кажется обрывок газеты... Наши взгляды встретились. Всей
силой чувств мне захотелось, чтобы он принял эту грязную бумажку за билет.
Контролер взял её, как-то странно повертел в руках. Я сжался, сжигаемый
неистовым желанием. Он сунул газетный обрывок в тяжелые челюсти компостера
и щелкнул ими. Протянув мне назад «билет», он подобревшим голосом сказал:
- Зачем же ты с билетом - и под лавкой едешь? Вылезай! Через два часа
будем в Берлине...
Так впервые неожиданно появилась у меня способность внушения» [20, c.
69].
Член союза писателей России М.В. Михалков (родной брат Сергея
Михалкова, автор Гимна СССР) в обширном интервью «Комсомольской правде»
утверждал, что был хорошо знаком с В. Мессингом, который «в минуты
откровения... рассказывал мне разные истории из своей жизни. Вот одна
печальная, когда он, четырехлетний малыш, убил человека. Его послали в
соседний город к бабушке, и двум старухам поручили за ним следить. Вольф
был страшный шалун, и отец предупредил его, что если в вагоне он будет
баловаться, войдет контролер и посадит его в мешок. Малыш, конечно,
баловался, и старухи, беседуя, о нем забыли. Появился контролер. Мессинг
испугался и выбежал в тамбур. Там спрятался в углу. Вошел контролер,
осветил фонариком угол и спросил: «А ты что здесь делаешь, зайчик? Иди-ка в
вагон», а сам повернулся и встал у двери. Малыш был так доволен, что его не
посадили в мешок, что в шутку, по-детски, подумал: "Какой хороший дядя.
Пусть он откроет ключом дверь и выпрыгнет из поезда". Контролер открыл
дверь, выпрыгнул из вагона и разбился насмерть» [21].
Легенды и мифы, как правило, искажаются от длительных пересказов,
напоминая о принципе «испорченного телефона». Рассказ того же М.В.
Михалкова о данном эпизоде был помещен двумя годами ранее в «Комсомольской
правде» корреспондентами А. Павловым и С. Кузиной в другой интерпретации
[22].
Приведенные цитаты позволяют любому вдумчивому читателю отнести «случай
в поезде» к разряду вымышленных ситуаций. В.Е. Львов, посвятивший немало
времени и сил развенчанию «мемуаров» Мессинга, прямо утверждает:
«Телепатический железнодорожный заяц» - своего рода блуждающий сюжет в
парапсихическом фольклоре!» [19, с. 243].
Побег от гитлеровцев из карцера полицейского участка: неутешительная
проверка. Этот потрясающий воображение эпизод Мессинг приводит в первой
главе «мемуаров» «О самом себе» в следующем изложении: «Когда 1 сентября
1939 г. бронированная немецкая армия перекатилась через границы панской
Польши, я знал: оставаться на оккупированной немцами территории мне нельзя.
Голова моя была оценена в 200 тыс. марок. Ведь я ещё в 1937 г. на
выступлении в одном из театров Варшавы в присутствии тысяч людей предсказал
гибель Гитлера, если он повернет на Восток. Фашистский фюрер был
чувствителен к такого рода предсказаниям и вообще к мистике всякого рода...
В дни оккупации Польши фашистскими захватчиками я жил в родном местечке
у отца. Отсюда мне удалось бежать в Варшаву. Некоторое время я скрывался в
подвале у одного торговца мясом.
Однажды вечером, когда я вышел на улицу, меня схватили. Офицер,
остановивший меня, долго вглядывался мне в лицо, потом вынул из кармана
обрывок бумаги с моим портретом. Я узнал афишу, которую расклеивали
гитлеровцы по Варшаве, о награде за мое обнаружение.
- Ты кто? - спросил офицер и больно дернул меня за длинные до плеч
волосы.
- Я художник...
- Врешь. Ты - Вольф Мессинг! Это ты предсказывал смерть нашему
фюреру...
Он отступил на шаг назад, продолжая держать меня левой рукой за волосы.
Затем нанес мне удар по челюсти. Это был удар большого мастера заплечных
дел. Я выплюнул вместе с кровью шесть зубов...
Сидя в карцере полицейского участка, я понял: или я уйду сейчас, или
погиб. Я напряг все свои силы и заставил собраться у себя в камере тех
полицейских, которые в это время были в помещении участка. Всех, включая
начальника и того солдата, который должен был стоять на часах у выхода.
Когда они, повинуясь моей воле, собрались в камере, я лежал совершенно
неподвижно, как мертвый. Затем быстро встал и вышел в коридор. Мгновенно,
пока они не опомнились, задвинул засов окованной железом двери. Теперь надо
было спешить...
Наконец, темной ноябрьской ночью впереди тускло блеснули холодные волны
Западного Буга. Впереди был Советский Союз!» [20, c. 73].
В истории мировой криминалистики не зафиксировано случая, чтобы узник
смог бежать от своих тюремщиков, телепатически подчинив их своей воле.
Поэтому возникает дилемма: случай с побегом Мессинга - единственный и
неповторимый в своем роде, либо мы имеем дело с очередной выдумкой
мемуариста, вроде описанной выше встречи с Эйнштейном в Вене... Ключевым
пунктом возникновения этой фантастической ситуации является вопрос - знал
ли вообще Гитлер о существовании «эстрадного телепата» Мессинга,
выступавшего в цирках и балаганах довоенной Польши?
По теме «Гитлер и третий рейх» опубликовано свыше 50 тыс. исследований
[23], и число их продолжает множиться. Сейчас и в России появились книги,
посвященные увлечению Гитлера и его окружения мистицизмом, однако
необходимо критически относиться к достоверности содержащихся в них
сведений. Эти источники составлены на основе газетно-журнальных публикаций
ряда популярных изданий [24], среди которых есть оккультные газеты. Вот что
пишет, например, в предисловии к своей книге «Оккультные тайны НКВД и СС»
А.И. Первушин: «Целиком и полностью эта книга является компиляцией на
указанную в заголовке тему. С самого начала я, не имея доступа к секретным
архивам, старался ставить перед собой реальные задачи, то есть обращался
только к открытым источникам» [25]. Среди названных источников А.И.
Первушин широко цитирует «мемуары» Мессинга «О самом себе», не подвергая
сомнению ни один их фрагмент.
Нам представляется, что серьезное исследование должно в первую очередь
критически воспринимать сведения мемуаристов, подвергая тексты
разносторонней проверке. Здесь не обойтись и без обращения к архивам, в
которых можно отыскать недостающие связи и факты. В частности, для проверки
версии «Гитлер знал о Мессинге» целесообразным представлялось обращение в
Российский государственный военный архив, содержащий 857 фондов трофейных
документов, куда входят фонды высших государственных органов Третьего
рейха, таких, как Имперская канцелярия, министерств, управлений тайной
полиции и государственной безопасности, а также личные фонды многих
нацистских главарей и известных деятелей нацистского движения [26].
На мой запрос заместитель директора Российского государственного
военного архива В.И. Коротаев в письме ? 235 от 31 мая 2002 г. ответил, что
в фондах хранилища не обнаружено никаких сведений об артисте Вольфе
Мессинге [27].
Вторым этапом поисков информации на тему «Гитлер-Мес-синг» было
обращение к историку, доктору Рикарде Вульпиус, преподавателю Берлинского
университета, которой я передал свою просьбу о поиске информации с помощью
доцента Р.Г. Султановой (г. Иркутск), хорошо знакомой с Вульпиус. Последняя
вскоре сообщила: «К сожалению, я не смогла, несмотря на все мои усилия,
ничего найти о Вольфе Мессинге. Я просмотрела наши каталоги в Берлинских
библиотеках (между тем, охваченных и электронной формой), и не нашла ни
единого намека на него» [28].
Третьим этапом поисков было мое письменное обращение к директору
государственного архива Федеративной Республики Германии. Вкратце
сославшись на «мемуары» Мессинга (глава 1), я просил ответить:
1. Имеются ли документальные подтверждения, что Гитлер вообще знал о
существовании эстрадного артиста Вольфа Мессинга, жившего в 30-х годах XX
в. в Польше?
2. Имеются ли сведения, что Гитлер и его окружение распорядились после
оккупации Польши в 1939 г. поймать артиста-предсказателя Мессинга?
Вскоре сотрудник указанного архива господин Геттлихер прислал ответ от
7 февраля 2002 г., где говорилось: «Я благодарю Вас за Ваше послание от 18
января 2002 г. и сообщаю Вам, что после просмотра фондов, касающихся
поисков по Вашему запросу, в архивах
- Правительства Генерал-губернаторства (реестр 52)
- Генерального губернаторства Польши (реестр 102)
- Министерства иностранных дел (реестр 901)
- Немецкого посольства в Москве (реестр 9215)
- Канцелярии рейха (реестр 43)
- Министерства рейха по народному просвещению и пропаганде (реестр 55)
- Немецкого бюро известий (реестр 34)
- Немецкого зарубежного научного института (реестр 4902)
- Мест нахождения службы Розенберга, доверенного лица фюрера по
надзору за всем интеллектуальным, мировоззренческим обучением и воспитанием
немецкой социал-демократической рабочей партии (НС 15)
- Руководства пропаганды рейха (НС 18)
к сожалению, не обнаружены никакие документы о реакциях Адольфа Гитлера
в отношении публичного выступления Вольфа Мессинга со своими
парапсихологическими сеансами...» [29].
Всё изложенное служит подтверждением того, что Гитлер вообще никогда не
слышал о Мессинге и тем более - никак не реагировал на выступления
«эстрадного телепата».
Теперь возникает другой вопрос - а был ли Вольф Мессинг вообще известен
в довоенной Польше как «эстрадный телепат» или человек, обладающий
необыкновенными парапсихическими способностями? Имел ли место факт
распространения в оккупированной немцами Варшаве розыскных плакатов с
изображением Мессинга?
На мое обращение в редакцию авторитетного журнала «Новая Польша»
заместитель главного редактора Е. Редлих сообщил, что никаких сведений о
«ясновидце» Вольфе Мессинге в довоенной Польше обнаружить не удалось [30].
Автор обратился за помощью к сотрудникам посольства Республики Польша в
Российской Федерации. Руководитель отдела культуры и науки посольства
госпожа Эльжбета Щепаньска-Домбровска адресовала перечень вопросов автора
директору2. Имеются ли сведения, что Гитлер и его окружение распорядились
после оккупации Польши в 1939 г. поймать артиста-предсказателя Мессинга?
Вскоре сотрудник указанного архива господин Геттлихер прислал ответ от
7 февраля 2002 г., где говорилось: «Я благодарю Вас за Ваше послание от 18
января 2002 г. и сообщаю Вам, что после просмотра фондов, касающихся
поисков по Вашему запросу, в архивах
- Правительства Генерал-губернаторства (реестр 52)
- Генерального губернаторства Польши (реестр 102)
- Министерства иностранных дел (реестр 901)
- Немецкого посольства в Москве (реестр 9215)
- Канцелярии рейха (реестр 43)
- Министерства рейха по народному просвещению и пропаганде (реестр 55)
- Немецкого бюро известий (реестр 34)
- Немецкого зарубежного научного института (реестр 4902)
- Мест нахождения службы Розенберга, доверенного лица фюрера по
надзору за всем интеллектуальным, мировоззренческим обучением и воспитанием
немецкой социал-демократической рабочей партии (НС 15)
- Руководства пропаганды рейха (НС 18)
к сожалению, не обнаружены никакие документы о реакциях Адольфа Гитлера
в отношении публичного выступления Вольфа Мессинга со своими
парапсихологическими сеансами..