Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~otipl/SpeechGroup/publications/kodzasov/05ed31~1.doc
Дата изменения: Mon Jul 18 22:33:51 2005
Дата индексирования: Sat Dec 22 20:54:42 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: спектр звезды

С.В. Кодзасов
Просодия как символическое средство

Введение
Функция языковой просодии - символизация абстрактных семантических
категорий. Эти категории задают «гештальтную» структуру отражаемой в
тексте действительности и сопровождают лексические и грамматические
значения. Одновременно часть просодических средств символизирует параметры
ситуации речевого взаимодействия: установки и цели говорящего, фазы
дискурса и т.д. Таким образом, просодические средства выполняют функции
как онтологической, так и дискурсивной символизации.
Приложимость единых ментальных категорий к разным подпространствам
мира - не новость для лингвиста. Однако разнообразие семантических
источников одних и тех же просодем начало осознаваться относительно
недавно. Различные формы существования категории пространственной
размерности, символизируемой произносительной долготой/краткостью,
рассмотрены в (Кодзасов 2000). Разные воплощения фазовой оппозиции
(начало/продолжение/конец), символизируемой направлением тонального
акцента, рассмотрены в (Кодзасов 2002).
Мысль о символической природе фразовой просодии (интонации) уже
высказывалась фонетистами (Bolinger 1986). Символические функции некоторых
фонационных и артикуляционных "тембров" были показаны в работах (Кодзасов,
Кривнова 1977), (Кодзасов 2001). С другой стороны, известно символическое
использование тона как средства словесной просодии (Вестерман 1963). Однако
до последнего времени не замечалось, насколько богатой может быть система
символических просодических маркировок, и не ставился вопрос о
лингвистическом статусе соответствующих фонетических средств. В
значительной степени это связано с тем, что внимание исследователей было
сосредоточено на тех просодических признаках, которые используются как
универсальные музыкальные средства: тоне, количестве и громкости.
За последние годы мы не раз сообщали об открытии разнообразных
средств словесной просодии в русском языке (Кодзасов 1989, 1995, 1996,
2001). Однако до сих пор никакой реакции на это со стороны коллег, если не
считать критической статьи Венцова (2003), не последовало. Отчасти это
было обусловлено непривычностью предлагаемых признаков, большинство которых
неизвестно как смыслоразличительные в общей фонетике. Таковы, например,
признаки раствора, напряженности стенок резонаторов и другие. Но в еще
большей степени это было связано с тем, что автор настоящей работы долго не
замечал преимущественно символической природы обнаруженных просодий, считая
их в основе таким же произвольным средством оформления слов, как сегменты.
В этом случае семиотическая функция этих признаков в русском языке
непонятна - ведь в различении смыслов они не участвуют. Хотя мы отмечали
зависимость просодических огласовок слов от их глубинно-синтаксических
функций, а также изменение значений признаков при словообразовании, однако
эти явления казались маргинальными.
Трудности обнаружения семантической общности одинаковых значений
просодических признаков в разных употреблениях были обусловлены большой
степенью абстрактности большинства символизируемых категорий, которую мы
увидим ниже при анализе конкретных признаков. Другая причина - наличие
синхронно немотивированных употреблений, возникновение которых в ходе
исторического развития языка и культуры неизбежно.
Еще большие трудности связаны с отождествлением самих просодических
характеристик. Дело в том, что интроспективные возможности человека в
области просодии крайне ограниченны (Кодзасов 1987). Лишь некоторые
просодические характеристики (ударение, фразовый акцент, тон в
слогоморфемных языках, просодические назализация и фарингализация)
осознаются достаточно легко. В гораздо большем числе случаев просодические
характеристики плохо поддаются интроспективному анализу. Однако обратим
внимание на то, что просодия здесь не составляет исключения: большинство
гештальтных характеристик (визуальных, музыкальных, концептуальных)
осознаются плохо. Лингвисты прекрасно знают, сколь трудно описать значения
абстрактных ("непредметных") слов.
Имеются, правда, случаи, когда некоторые просодические
характеристики "выходят на поверхность". В частности, таковы формы
интенсификации оценочных характеристик. Так, подчеркивание яркости (Он
такой светлый!) сопровождается особо широким раствором рта, а подчеркивание
темноты (Темный-темный!) требует маркированно узкого раствора,
интенсификация большого размера и мощи символизируется расширением задней
части рта (Он такой то-олстый!), а интенсификация малости и слабости - ее
сужением (Он такой тощий!), и т.д. (Кодзасов 2001). Многообразие
"артикуляционных тембров", используемых для огласовок таких форм
обнаруживает обширность просодических средств символизации.
Однако одновременно возникает проблема семиотического статуса
обсуждаемых характеристик. При некоторых употреблениях они близки к
паралингвистическим знакам типа мимических и прочих жестов (Крейдлин
2002). Однако, как будет показано ниже, многие просодемы развили очень
абстрактные подзначения, жестовая природа которых сомнительна.
Серьезной проблемой является активность использования просодической
символики разными носителями языка. Разумеется, здесь имеются большие
индивидуальные различия. Для одних ("артистов") естественно активно
символизировать любой подходящий смысл соответствующим звуковым жестом. Для
других ("неартистов") характерна гораздо менее активная звуковая
жестикуляция.
Следующий вопрос - как взаимодействуют обсуждаемые ниже звуковые
средства с "нормальной" системой языка? Можно допустить, что для "артистов"
они являются интегральным компонентом грамматики, т.е. встраиваются в
оболочки лексем и в систему грамматических и интонационных средств. В то же
время у "неартистов" они могут остаться лишь окказиональным экспрессивным
средством или вообще отсутствовать в активной грамматике. Возможен и еще
один вариант: носитель языка меняет свои ипостаси в разных ситуациях - он
то играет в артиста и активизирует свое знание просодической символики в
реальном произношении, то переходит на роль бесстрастного диктора с
подавлением "актерского" компонента речи.
Несомненна зависимость степени усвоения и активности использования
символической просодии от врожденных просодических возможностей индивида.
Люди с плохим музыкальном слухом сами не используют всего просодического
богатства русского языка и не способны замечать и осознавать отсутствующие
у них просодии в речи других носителей. К сожалению, среди фонетистов люди
с плохим музыкальным слухом не редки.
Как мы увидим ниже, многие из символизируемых просодическими
средствами смыслов совсем не экспрессивны по природе. Они маркируют самые
общие концептуальные категории, на которых основана наша интерпретация
мира. В этом случае они имеют крайне абстрактный характер, и иконичность
таких знаков невелика. Скорее всего, лексическая и грамматическая просодия
этого рода свойственна большинству носителей языка. Разумеется, любой
говорящий в той или иной степени использует неэкспрессивную часть фразовой
интонации.
Наконец, очень важен фактор жанра (регистра) речи. Нарративные,
информационные и деловые тексты, с которыми постоянно имеет дело городской
житель, по своей природе не предполагают актуализации большинства
символических маркеров. Мы имеем здесь дело с чем-то вроде устранения
актуальных элементов просодического оформления во вставленных предикациях,
на которое впервые указала Е.В.Падучева (Падучева 1989). (см. также
Кодзасов 19..)
Однако одновременно в средствах массовой информации все большую роль
играют жанры, в которых роль просодии чрезвычайно велика (реклама, ток-шоу
и проч.). Потребитель этой продукции все в большей степени поддерживает
свои свойства Homo Prosodicus.
Попробуем воспользоваться визуальной метафорой для объяснения того,
как могут разными способами огласовываться тексты в разных жанрах и стилях.
(Мы следуем здесь за М.В.Пановым, который использовал цветовые ярлыки для
обозначения разных произносительных норм). Отстраненная наррация (она как
бы выводит на экран некоторую цепь событий, не предполагая никакого
воздействия на структуру знаний и намерений читателя) использует лишь
некоторые "серые" (ослабленные по просодической выраженности) пометы,
задающие сугубо поверхностную схему предложения (ранжированные по силе
словесные ударения, паузацию, автоматические восходящие и нисходящие тоны
небольшой амплитуды, стандартную количественную схему).
Текст, рассчитанный на взаимодействие с читателем (публицистика,
"активный" учебник) предполагает гораздо более активную просодию, в которой
ведущую роль играют разнообразные смысловые акценты, а тон используется для
маркировки фаз вынуждаемых ментальных процессов. В таком тексте
используется "черно-белая" (нейтральная) просодическая окраска текста с
различием степеней и типов подчеркивания.
Живой разговорный текст нормально использует "многоцветную" палитру
просодических маркировок при богатой их комбинаторике. При этом некоторые
носители используют интенсивные варианты для всех цветов. Естественно,
такова палитра профессионального артиста. С другой стороны, несомненно,
существуют носители, у которых расширение инвентаря просодических огласовок
в живом диалоге не превышает "черно-белого" уровня.
Нижеследующее описание просодии ориентировано на "многоцветную" речь,
которая свойственна его автору. Оно носит предварительный характер,
особенно в части, касающейся артикуляционных и акустических характеристик.
Дело в том, что многие из несегментных параметров речи до недавнего времени
были трудны для акустического наблюдения и интерпретации. Однако их
исследование является настоятельной необходимостью, и современные
компьютерные редакторы дают здесь большие возможности.
Прежде чем перейти к описанию инвентаря русских просодических
признаков, выделенных автором к настоящему моменту, укажем на формальные
принципы, на которых основана просодическая грамматика языка:
1) Почти все просодические признаки троичны: они имеют нейтральное и два
маркированных значения. Соответственно, троичны и значения выражаемых ими
категорий.
2) Потенциально все признаки могут иметь разные грамматические сферы
действия (от морфемы до предложения), а также разные планы использования
(лексический, грамматический и дискурсивный).
Эти принципы отражены формой таблиц, представляющих инвентарь
просодий:
- две колонки задают маркированные значения признаков (примеры на
нейтральное значение приводятся в примечаниях);
- три горизонтальных рубрики отражают три области использования просодий:
лексическую, "грамматическую" (условное обозначение словоизменительных и
словообразовательных формантов) и дискурсивную.
Разумеется, типичные области применения для разных признаков различны,
однако мы исходим из возможности потенциального перетекания в "чужую"
область. Так, тон является нормально дискурсивным средством, но имеются
лексемы со встроенными тональными схемами. Кроме того, тон может
лексикализоваться в клишированных репликах, которые составляют немалую
часть реального дискурса. С другой стороны, значения признака ширины глотки
обычно выражают лексический контраст "свой/чужой" , однако могут
маркировать характер дискурса, отличая редуцированную фонетику
неформального ("свойского") общения от подчеркнуто полной фонетики
официальной речи.

Инвентарь русских просодических признаков

1. ОБЪЕМЫ И ФОРМЫ РЕЗОНАТОРОВ
1.1. РАСТВОР
Артикуляция
Вертикальное положение нижней челюсти относительно верхней. Значения
признака: узкий (высокое положение челюсти - говорение сквозь зубы) /
нейтральный / широкий (низкое положение челюсти).
Примечание. На независимость этого параметра от параметра подъема языка
впервые указано в работе.. См. также подробное описание двигательных
возможностей нижней челюсти в .
Акустика
Узкий раствор нивелирует различия формант по интенсивности, а широкий
усиливает 1-ю и 2-ю форманты относительно других.
Семантическая оппозиция: Компактный / Нейтральный / Диффузный

|Узкий (У или /\) |Широкий (Ш или \/) |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Плотное: |Рыхлое: |
|Плотный, густой |Рыхлый, пухлый, жидкий |
|Песок, сгусток |Воздух, пар, туман, облако, |
| |дым, |
|Процесс уплотнения: |Снег, пух, сено, ком |
|Стынуть, густеть |Процесс «рыхления» или создания|
| |рыхлого: |
|Когерентный: |Сеять, комкать |
|Отряд, дружина |Некогерентный: |
| |Сброд, мешанина |
|Прочее | |
|«Компактные» рыбы: |Прочее |
|Сом, осетр, ерш, вьюн |«Некомпактные» рыбы: |
| |Карась, сазан, плотва |
|Действия, сопряженные | |
|со смыканием рта: |Действия, сопряженные |
|Жевать, грызть, стиснуть |с раскрытием рта: |
| |Зевать, разевать |
| | |
| |Неясная мотивация |
| |Озеро, олень, осень, один |
| |Пихать, муха, сухо |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|Префикс С= (семантика |Префикс РАЗ= (семантика |
|компактизации) |диффузации) |
|Сплотить, сосредоточить |Размешать, растворить, |
|([ъ] в предударном |распылить, рассредоточить |
|слоге) |([/\] в непервом безударном |
| |слоге) |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
|Говорение "сквозь зубы" как |Говорение с открытым ртом |
|знак отказа от общения: |как знак побуждения к общению: |
|Охота была с тобой | |
|говорить! (У) |- Говорите, говорите! (Ш) |


Примеры нейтрального раствора
Земля, камень, вода, каша
Толпа, бусы, колени, локти
Собрать, разобрать (семантика цельности / расчлененности - см. ниже)

1.2. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПОЗА ЯЗЫКА
Артикуляция
Вертикальноя позиция тела языка зависит от ротационного состояния нижней
челюсти. Если подбородок опущен, тело языка поднято к небу (смещение в
передне-верхнем направлении). Для этой артикуляции характерна тенденция к
делабиализации губных гласных.
Если задняя часть челюсти опущена, то тело языка удалено от неба
(смещение в задне-нижнем направлении). Возможно, в этой артикуляции
участвует и понижение подъязычной кости либо сокращение мышц, соединяющих
язык и подъязычную кость.

Акустика?

Семантическая оппозиция: - / + Capacitive
|Я( (- Capacitive) |Я( (+ Capacitive) |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Пассивный, не обладающий |Активный, обладающий |
|физическим потенциалом: |физическим потенциалом: |
|Немощный, слабый, хилый |Мощный, могучий, сильный |
|(сочетается с фонацией lax |(сочетается с фонацией tense |
|voice) |voice) |
| |Обладающий социальным или |
|Не обладающий социальным или |психологическим весом: |
|психологическим весом: |Царь, князь, барин, богатый, |
|Холоп, смерд, крестьянин, |колдун, знахарь |
|мужик, бедный | |
| |Полноценный: |
| |Здоровый, ловкий, бодрый, |
| |упругий, свежий |
|Ущербный: | |
|Калека, заика, больной, |Не ограниченный: |
|неуклюжий, хромой, косой, вялый|Свободный, вольный |
| |Открытый |
| | |
|Ограниченный в возможностях: |Обладающий интеллектуальным |
|Узник, заключенный, заточен |потенциалом: |
|Занят, замкнут |Умный, разумный |
| | |
|Не обладающий интеллектуальным |Совокупное множественное (1): |
|потенциалом: |Гнезда, звезды, ведра, версты |
|Глупый, дурак, придурок |(«неправильный» переход «ять» |
| | |
|Единичное из расчлененной |в /о/) |
|совокупности: | |
|Гнездо, звезда, ведро, верста |Совокупное множественное (2): |
| |Колеса, яйца (птиц) |
| |Овцы, козы, куры, гуси |
|Пары: руки, ноги, уши, глаза, |Ребята (диал. робята), |
|груди, пальцы, пяльцы |Мужики, народ |
|(Нейтрализация при непарном |Россия (диал. Россея) |
|употреблении: Здесь лечат | |
|глаза.) |Мужчина |
|Бабы |Воин, муж, отец, папа, брат, |
| |сын |
|(Номинации женщин имеют | |
|нейтральное значение признака: |Лексикализованная роль Агенса:|
|Жена, мать, мама, сестра, дочь)| |
| |убийца, палач |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|Лексикализованная роль | |
|Пациенса: жертва, дичь | |
| ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|Роль Пациенса |Роль Агенса |
|Папа(Я() ударил (маму) (Я(). |Папа/мама(Я() работает. |
|Кошка(Я() съела (мышь) (Я(). |Мышь(Я() съела (сыр) (Я(). |
|При рассогласовании встроенной |Ср. огласовку в предложениях |
|и актуальной роли Агенса |идентификации: |
|сильнее оказывается встроенная |Это мой папа (Я(). |
|роль: |Это моя мама (Я-нтр). |
|Дочка(Я() ударила отца(Я()! | |
|При стативности предиката | |
|любой субъект огласуется как | |
|Пациенс: | |
|Папа/мама/дочка спит. (Я() | |
|Народ безмолвствует. (Я() | |
| |Аугментативные формы: |
|Уменьшительно-пренебрежи- |Мужичина, парнище |
|тельные формы: Ванька и под. | |
|(палатальный смычный на месте к| |
|в диалектах); | |
|- Ма-анинький такой! | |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
|"Пренебрежительная" тембральная|"Уважительная" тембральная |
|окраска речи |окраска речи |


Нейтральное значение признака:
Женщины: жена, мать и др.
Мальчик (но девочка(Я())

Примечания
1. В случае /е/ верхнее положение тела языка особенно сильно влияет на
качество звука [e] - он записывался как "ять". В артикуляции "ять"
парадоксально сочетается язычное движение в направлении палатума с
раскрытием рта, характерным для [а]. Такое противоречие может устраняться
за счет усиления либо палатально ориентированного компонента (украинский
язык), либо элемента раскрытия - с выносом вперед палатального компонента
(замена "ять" на "а" перед твердыми зубными в польском языке).
2. Верхняя поза языка в сочетании с общим упереднением
артикуляции (см. раздел 1.3.) дает в диалектах специфическую палатализацию
заднеязычных в уменьшительно-пренебрежительных формах типа Ваньтя (переход
в звуки палатального ряда).
3. Категория +/- Capacitive функционирует независимо от категории
Активности / Стативности, которая кодируется громкостью (см. ниже).

1.3. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПОЗА ЯЗЫКА
Артикуляция
Общее смещение тела языка вперед или назад относительно нейтрального
положения. Возможно, этот признак связан не только с состоянием внешних
мышц языка (они связывают язык с подбородком и глоткой), но также с
положением подъязычной кости. Передняя поза сочетается с растягиванием губ,
а задняя с их выпячиванием.
Акустика
Повышение Ф2 в случае передней позы и понижение в случае задней.
Семантика: Положительная / Отрицательная оценка
(однако большинство лексических огласовок синхронно не мотивировано)
|Передняя поза языка |Задняя поза языка |
|( |( |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Положительное: |Отрицательное: |
|Правда, хлеб |Про- с семантикой ущерба: |
|Немотивированное: |Променять, прокутить, продуть, |
|Рак, комар, дыра |продешевить, прошляпить , |
|Слова со смягчением шипящих |просмотреть (ср. просмотреть |
|в диалектах: |книгу), |
|Жердь, шесть, шишка, пожар, | |
| |Немотивированное использование: |
|Желтый, мешок, жук, нож, |Крыло, гриб, скрип, крынка, крик,|
|мышь (ср. произнесение |вишня |
|шипящих в нейтральных | |
|словах: шерсть, жесть, |Слова с отвердением согласных в |
|ошибка, шар) |диалектах: |
| |Теперь, веселый, печка, нитки, |
| |тихо, дверь, стрелять |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
| |Местоимения 3 лица (ед.м.р. и |
| |мн.ч.) |
| |и соответствующие глагольные |
| |формы настоящего времени |
| |(историческая диспалатализация с |
| |распространением на формы ж. и |
| |ср. рода?): он живет, они живут.|
| | |
| |Ср. нейтральные по этому признаку|
| |местоимения 3 лица ж. и ср. р.: |
| |она, оно и нейтральное |
| |произношение соответствующих |
| |глагольных форм 3 лица настоящего|
| |времени (она живет). |
| |Глагольные формы 1 лица мн.ч.: |
| |живем, несем (диспалатализация |
| |конечного согласного основы в |
| |диалектах - живом, несом). |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
|Экспрессивная положительная |Экспрессивная отрицательная |
| |оценка: - Наташа! Как тебе не |
|оценка: - Наташа! Как я рад |стыдно! |
| | |
|тебя видеть! | |


Примечание:
От передней позы языка следует отличать выдвижение вперед нижней челюсти -
жест агрессии: - Ну ты, гад, поди сюда!


1.4. ОБЪЕМ ВЕРХНЕЙ ГЛОТКИ
Артикуляция
Уменьшение объема верхней глотки, видимо, есть результат совместного
действия нескольких жестов: сокращения верхнеглоточных круговых мышц-
сфинкторов (при этом стенка верхней глотки отвердевает), смещения назад
корня языка и опускания небной занавески. Увеличение объема глотки,
напротив, связано с расширяющим действием глоточных мышц-антогонистов,
смещением вперед корня языка и подъемом небной занавески. Таков механизм
признака Constricted Pharynx / Expanded Pharynx, хорошо изученного в
африканских языках. Видимо, в русском языке используется тот же признак.
При сужении глотки гласные слышатся как неполные, недоартикулированные
(«стертые», «редуцированные»), во втором - как гиперполные. Характерна
слабая лабиализация [у] и [о] в «стертых» словах.
Гиперполные префиксы имеют акцентогенные свойства: они перетягивают
на себя словесное ударение.
Акустика
"Стертые" гласные имеют относительно равномерное распределение энергии в
спектре, нижние форманты не так сильно противопоставлены по энергии всем
прочим.
Семантическая оппозиция: свое, органически присущее, неотделимое,
пребывающее внутри, общее vs. чужое, неприсущее, выходящее за пределы
области действия базового концепта, отдельное.

|Редуцированные (неполные) |Гиперполные |
|Р |ГП |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Общий смысл имеет несколько | |
|манифестаций: | |
|1. Неотделяемое свойство: |1, Ингерентно чуждое: |
|Родина, мать, отец |Зоб, горб, грыжа, бельмо |
|Душа, голос, походка, запах |2. Чужой, чуждый, чужак |
|2. Идентифицирующее свойство:| |
| | |
|кованый, стреляный, | |
|рогатый, клыкастый | |
|3. Принадлежащее данному | |
|пространству, "свое", | |
|внутреннее, нутряное: | |
|свой, свойство, собственный, | |
| | |
|естественный, нутро, | |
|присущий, присвоить, освоить | |
|4. Соединение в целое, | |
|единое: | |
|сойтись, совокупиться, | |
|сомкнуть, собрать, общий, | |
|единый | |
|5. Объединение разного чем-то| |
| | |
|общим: разнестись по, | |
|распространиться по | |
|6. «Домашние» имена: | |
|Наташа, Маша, Алеша, Вова. |Контекстное раздвоение |
|7. Немотивированное: |лексемы: Пусть он сделает это|
|огурец, огород, пахать |сам, без нашей помощи. |
| |(взгляд извне) |
|Контекстное раздвоение | |
|лексемы: Он хочет сделать это| |
|сам, без нашей помощи. | |
|(взгляд изнутри) | |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|У1 |У2 |
|Он сейчас у Вани. |Спроси у Вани. |
|У Вани ангина. | |
|У Вани есть брат. | |
| |СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ |
| |Префиксы с семантикой выхода |
| |за пределы зоны, ингерентно |
| |присущей базовому концепту: |
| |правнук, прадед, пасынок, |
| |падчерица, патрубок, пазвук, |
| |отзвук, отблеск, признак |
| |Вы- с семантикой выхода за |
| |пределы актуализованного |
| |физического пространства: |
| |Выйти, выбросить |
| |Вы- с семантикой исчерпания |
| |пространства действия: |
| |Выработать, выпросить |
| | |
| | |
|ИНТЕРАКТИВНАЯ УСТАНОВКА |ИНТЕРАКТИВНАЯ УСТАНОВКА |
|ДИСКУРСА |ДИСКУРСА |
|"Присвоенный" дискурс |Отчуждающий дискурс: |
|(установка на «своих»): |- Посторонних просим выйти! |
|- Как у нас дела? |- Почему не позвонили? |
|- Передай привет! |- Что ты такое говоришь! |
|- Да что ты говоришь!. |Отчуждающая цитация |
|Общение с ребенком: |- Этот твой "друг" - |
|- Кто у нас тут проснулся? |порядочный наглец! |
|- Ой, как мы хорошо поспали! |(в сочетании с задней позой |
|(в сочетании с передней позой|языка) |
|языка) | |
| | |
|«ОРИЕНТАЦИОННАЯ» |«ОРИЕНТАЦИОННАЯ» |
|ГРАММАТИКА ДИСКУРСА |ГРАММАТИКА ДИСКУРСА |
|"Старое", введенное |Форсированное введение |
|в поле зрения. "Старое" не |в поле зрения. |
|принимает фразового ударения,|- Смотри, дождь прошел! |
|но может принимать акцент |Расширение пространства |
|сопоставительный. |"видения": |
| |Ты не всех перечислил. |
| |Ко-олю забыл. |
| | |
|2) Клитические частицы с |2) Частицы выхода из ситуации.|
|семантическим компонентом | |
|входа в "свою" ситуацию, |- Во-от. |
|подтверждения движения по ней|- Та-ак. Дальше. |
|и невыхода из нее: | |
|Дъ, тък, пръвда, вът и т.п. | |
| | |
|3) Частицы кооперативной | |
|оценки: |3) Частицы отчуждающей оценки |
|- Дъ-ъ, тъ-ък. |- Как так? |
|- Ладно, точно, идет. |- Что такое? |
| |- Помог называется! |


Примечания:
1) Общеславянские назализованные гласные включали компонент сужения глотки
(ввиду опущения небной занавески) и поэтому были проинтерпретированы как
«редуцированные».
«Стертые» слова не способны принимать сильные акценты и иметь
паузальный разрыв с соседями (см. Кодзасов 1995 и др.).

1.5. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПОЗА ГОРТАНИ
Артикуляция
Подъем гортани сокращает объем глотки по вертикали и смещает вверх тело
языка. Это дает слабый тип «эмфатической палатализации», т.е. умлаутный
тембр гласных. Опускание гортани, напротив, увеличивает объем глотки и
придает голосу «насыщенность». Эта поза характерна для оперного пения.
Акустика
Общее усиление формант (особенно высоких) при опускании гортани.
Повышение 2 форманты при подъеме гортани.
Семантическая оппозиция: антиконтраст (совпадение на фоне возможного
рассогласования) / контраст
|Гортань вверх |Гортань вниз |
|Г( |Г( |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Близкое |Далекое |
|Вот, тут, рядом, скоро |Вон, вон там, далеко |
|Совмещение: |Контрастирование (слово цели- |
|Как раз, точно, в точку, в |ком произносится при низкой позе|
|яблочко, именно, годен, |гортани): |
|подходит, совпало, он самый, |Наоборот, другой |
|столько же, она же, тот же |Странный, чудной, дурной |
|самый, сосед | |
| | |
|Прилегающая оболочка: | |
|Кожура, скорлупа, ботинки, | |
|обувь | |
| |Немотивированное |
|Немотивированное: |Мозг, берлога |
|Келья, шея, Мария |Явно, ясно, ярко, ягода |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
| |Префикс роз- (чередующийся с |
| |нейтральным раз-) |
| |Розыгрыш, розвальни |
| |и т.п. (в этом контексте |
| |р не может вибрировать |
| |и произносится близко к звуку |
| |типа tap. |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
|Стандартная техника |Стандартная техника |
|антифокализации (именно +Х, |контрастивной (поляризующей) |
|вопреки предположению о |фокализации: |
|возможном -Х): - Именно!; |- Да какой там Ваня! Пе-етя! |
|- Вот-вот! (подтверждение) |- Ну во-от! |
|Ироническое: |(вопреки ожиданию) |
|- Щас! Побежал! | |
|(с дополнительной | |
|экспрессивной | |
|просодией - сужением |При актуальной оценке слова с |
|вентрикулярного прохода) |положительной семантикой |
| |получают фокальный акцент: |
| |Красивый, умный, нравится, |
| |полезный.; неглупый, не плохо и |
| |т.п. |
| |В словах с отрицательной оценкой|
| |(глупый, уродливый и т.п.) |
| |фокальный акцент невозможен. |
| | |


Примечание
Семантика лексикализованной контрастивной фокализации нуждается в изучении.
Более детально предстоит изучить сферу действия лексической контрастивности
(слово целиком или только контрастивный акцент на ударном слоге).

1.6. ШИРИНА ВЕНТРИКУЛЯРНОГО ПРОХОДА (ВП - щель между ложными голосовыми
связками)
Артикуляция
Импульсное сведение (на ударном слоге) ложных связок дает узкий проход,
импульсное разведение - широкий проход. Последний жест в случае
лабиализованных звуков сопровождается активизацией буккальной артикуляции
(предотвращение избыточного потока воздуха?), что дает [у]-образное начало
[о] (дифтонг или [о] "закрытое" в русских диалектах). Имеется сходство
акустических результатов опускания гортани и расширения гортани (увеличение
объема гортанно-глоточного резонатора).
Сужение вентрикулярного прохода, как кажется, компенсируется усилением
дыхательной активности (диафрагменное дыхание). Т.е. все слова этого типа
являются принудительно громкими.
Семантическая оппозиция: референциальная маркированность / референциальная
тривиальность (разумеется, эта классификация - наследие
истории).
|Узкий ВП |Широкий ВП |
|< |> |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Элемент маркированного |Элемент обыденного (тривиального)|
|(высокозначимого) множества | |
|как объект идентификации: |множества: |
|Ворон, бобр, волк, золото, |Ворона, болото, дорога, железо, |
|брод. |серебро, береза, ветер, выдра, |
|В случае слов с модальным |лань, олень. |
|компонентом - актуальная |В случае слов с модальным |
|субъективная оценка (холод, |компонентом - |
|голодно). |дескриптивная оценка (мороз). |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
|Этот признак - разновидность |Эти слова не принимают |
|встроенной фокализации, может|фокализующего акцента. В ситу- |
|сопровождаться опусканием |ации контрастивности используется|
|гортани. |лишь долгота (как знак |
| |удаленности от ожидаемого). |


Нейтральное значение признака в данном случае связано с дейктической
актуализованностью объекта:
Природа

Земля, вода, небо, поле, река, гора, море, берег

Время
Ночь, день, вечер, зима, лето, год, час, век
Части тела

Голова, нос, ухо, зуб, рука, нога, спина, бок, душа

Дом

Дом, стена, угол, пол

Эти слова имеют "минусовые" корни, что дает энклиномены в некоторых
словоформах.
Примечание
Сопоставление общих по происхождению лексем показывает, что значения этого
признака часто соответствуют литовским "тонам": циркумфлексу, акуту и
гравису, соотвественно. Однако литовские "тоны", вероятно, склеили этот
признак с признаком типа дыхания (см.ниже):
Циркумфлекс = узкий ВП + диафрагменное дыхание;
Акут = широкий ВП + легочное активное дыхание;
Гравис = нейтральный ВП + легочное пассивное дыхание.
Артикуляционно-акустические тенденции соответствуют этой склейке:
корреляция объема воздушного потока и степени его подавления в тракте.
Однако полного совпадения быть не могло! При рассогласовании исходных пар
характеристик "тоновый" результат мог быть разным.
Эта склейка в русском языке отсутствует по причине существенного различия
семантики этих признаков. Одно дело - активность/стативность (дыхание),
другое дело - информационная значимость (вентрикулярный акцент).

1.7. ШИРИНА ГОРТАННОЙ ТРУБКИ
Артикуляция
Гортань как целое может расширяться (как при вдохе) и сужаться (механизм
«защитного смыкания» (protective closure))
Акустика ?
Семантическая оппозиция: бесовское, отвратительное, низменное, лишнее /
божеское, прекрасное, горнее
|Узкая гортань |Широкая гортань |
|( |% |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Дьявольское: |Божеское: |
|Дьявол, бес, нечистый, |Бог, богородица, апостол, святой,|
|ведьма |пророк, инок, монах, проповедь, |
|Выросты на теле: |крест, крестить, праведник |
|Хвост, когти, клыки, хобот, | |
| |Горнее: |
|Копыта, усы, гребень |Гора, долина, вершина |
|Адское |Божеское поведение: |
|Ад, Сатана |Приобщиться, причаститься, |
|Дьявольское поведение: |преклонить колени |
|Обман, клевета | |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|? |? |
|Семантика операций с |Избавление от греховного: |
|ненужным: |Исповедаться, исторгнуть |
|Избавление от ненужного: | |
|Отбросить, отфутболить, | |
|отбрыкаться | |
|Семантика обременения | |
|ненужным | |
|Нахапать, обожраться | |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
|- Какая мерзость! |- Какая прелесть! |
|Комплекс отрицательных |Комплекс положительных |
|просодических жестов. |просодических жестов. |


Примечания
1. Большинство смыслов не вовлечено в оппозицию дьявольское/божеское и
имеют нейтральное значение признака. Также не дьявольские отступления от
божеского маркируются нейтральным состоянием гортани: грех, порок.
2. Состояния гортани обычно скоординированы с типом дыхания (см.ниже).

1.8. ШИРИНА ГЛОТТИСА
Артикуляция
Узкая голосовая щель (сужение прохода между истинными голосовыми связками)
приводит к «скрипучей» фонации или гортанной смычке. Широкая голосовая щель
приводит к «придыхательной» фонации или придыхательному отступу гласного.
|Узкий глоттис |Широкий глоттис |
|СКР или q |ПДХ или h |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|"Хорошие" жидкости тела: |"Плохие" жидкости тела: |
|Молоко, слюна, слезы, |гной, сукровица, моча, |
|кровь |сопли |
| |Семантически |
|Семантически |неинтерпретируемое: |
|неинтерпретируемое: пять |десять |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
|Контролируемая оценка |Аффективная оценка |
|- Не нраqвится мне это! |- Как прекраhсно! |


Примечания
Имеется особый класс лексем (с семантикой объектов ночного неба), которые
сочетают гортанную смычку (или скрипучую фонацию) с придыханием (или
придыхательной фонацией) внутри слова: неhбоq, звеhздаq, звеqздыh, луqнаh.

2. НАПРЯЖЕННОСТИ
2.1 НАПРЯЖЕННОСТЬ БУККАЛЬНОЙ ЧАСТИ РТА
Артикуляция
Напряженность буккальной части рта (губы и щеки) сочетается с общим
сужением рта. Напротив, расслабленность сопровождается расширением ротового
прохода. Известна связь тона с подъемом гласных: узкие и напряженные
гласные имеют более высокий тон (Кодзасов 1968, Кодзасов-Никитина (в
печати)). Интроспективные суждения о тоне могут быть связаны с буккальными
параметрами.
|Напряженность |Расслабленность |
|Б > |Б < |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Верхнее, переднее: |Нижнее, заднее: |
|Лоб, око, грудь, рука, голова|Спина, зад, нога, пятка |
| |Антиагрессивное: |
|Агрессивное: |Нежность, ласка |
|Дерзость, злоба, наглость |Расслабленная артикуляция: |
|Жесткая артикуляция: |Мямлить, бормотать |
|Ругать, цедить (сквозь зубы) | |
| |Мать |
|Отец | |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
|Жесты агрессии |Жесты "поглаживания" |

Примечание
Этот признак используется в основном иконически в интонации.

2.2. НАПРЯЖЕННОСТЬ СТЕНОК ГЛОТКИ

|Напряженность |Расслабленность |
|ГЛ > |ГЛ < |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Громкое, далекое, открытое: |Тихое, близкое, замкнутое: |
|Кукушка, звучный, звонкий, |Дом, сарай, чердак; |
|струны, звенеть, кричать; |тихий, сиплый, хриплый, |
|площадь, поле, лес |шуметь |
| | |
| |Еж, змея |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |

2.3. НАПРЯЖЕННОСТЬ ВЕНТРИКУЛЯРНОГО ПРОХОДА
Акустические корреляты не исследованы.
|Напряженность |Расслабленность |
|ЛС > |ЛС < |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Холодное, острое, твердое, |Теплое, тупое, мягкое, |
|опасное: |безопасное: |
|Лед, мороз, холод; острый, |Жара, тепло, зной, золото, |
|железо, жесткий |свинец |
| | |
|Волк, медведь |Лиса, заяц, белка |
| | |
|? Семантика | |
|Встречать, преподаватель, | |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |

2.4. НАПРЯЖЕННОСТЬ ГЛОТТИСА

|Напряженность |Расслабленность |
|НПР |РСЛ |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Сопротивление, воля: |Уступка, безволие: |
|Упорный, волевой, живой |Вялый, смирный |
|Требовать, настаивать |Труп, мертвый |
| |Соглашаться, уступать |
|Стрессовая ситуация: |Ситуация расслабления: |
|Опаздывать, торопиться |Успевать, отдыхать |
| | |
|Немотивированное (оглушение в|Немотивированное |
|псковских говорах): |(озвончение в псковских |
|буханка, дернуть, душно, |говорах): |
|горох, зверобой, падеж |пузо, теребить, каркать, |
| |конопатить, свирепый, |
| |царапать, ящерка, калека, |
| |закоулок |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|? |? |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
|Повтор, настаивание: |Вынужденная уступка: |
|Что-что он говорил? |- Ну ла-адно. |
|- Обязательно позвони маме! |- Хоть бы он позвонил. |


3. ДИНАМИКА АРТИКУЛЯЦИИ
3.1. СЛОГОРАЗДЕЛ
Артикуляция
|| - резкий слогораздел: реализация тонального акцента на согласном,
усиление согласных; = - плавный слогораздел: реализация тонального акцента
на гласном, ослабление согласных; | - нейтральный слогораздел: тональный
акцент распределен на всем слоге.

||| |= |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Глаголы физического квантования и |Глаголы физической |
|дезинтеграции (разрыва, |непрерывности, интеграции |
|расчленения, протыкания): |чужого: |
|Разорвать, разбить, разделить, |Связать, соединить, склеить, |
|разрезать, расколоть, колоть1 (на |собрать, внедрить, всосать, |
|части), проколоть (от колоть2), |втянуть, проникнуть, пронзить |
|протыкать | |
|Разогнать, расселить, разбросать, | |
|разнести в клочья | |
| |Муха ползет по окну. |
|С каждой стороны по окну. | |
| |Глаголы непрерывности, |
|Глаголы временного квантования: |неквантованности: |
|Прерывать, будить |Начинать, продолжать, |
|Заканчивать, прекращать(ся) |Продолжаться, длиться |
| | |
| |Течь, плыть, ползти |
|Капать, сочиться, | |
|Шагать. Скакать, подпрыгивать |Принадлежащее целому |
|Топот |Конец, начало, остаток, |
| |середина; введение, заключение|
| | |
|Разрыв | |
|Разрыв, перерыв, вставка, |Выбор (компонента из целого, |
|Пробел, дыра |элемента из множества): |
| |Выбор, предпочтение |
| | |
|Расчлененный беспорядок |Нерасчлененый беспорядок: |
|Кавардак, бардак |Хаос, мешанина |
| | |
|Расчлененное | |
|Кусок - куски, обломок - обломки, | |
|развалина - развалины | |
| | |
|Кванты | |
|Хлеб: стог, сноп, копна, | |
|зерно (зернышко) - зерна (мн.) | |
|Овощи: морковь, морковка; свекла, | |
|свеколка; репа, боб - бобы | |
|Цветы: ромашки, колокольчики | |
|Ягоды | |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|Он подрабатывает. |Он все еще работает. |
|У него сейчас передышка, перекур. |Он сейчас отдыхает.. |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
|Несогласие: |Вынужденное согласие |
|- Не приду. (жесткая фонация) |(вторжение со стороны) |
|Полное покрытие расчлененого |- Приду. (расслабленная |
|множества |фонация) |
|И Ваня, и Петя, . |Согласие (интеграция с |
| |партнером): |
|Введение элементов внешнего мира, |- Приду; - Беру. |
|не интегрированных в мир |Полное покрытие |
|говорящего, например, объявления |нерасчлененного множества: |
|об отправлении поездов. |Ваня, Петя . и т.д.и т.п. |
|Отстраненные реакции на сообщения | |
|партнера. | |
| | |
| |Введение информации, |
| |продолжающей и поддерживающей |
| |предыдущую (выводы, |
| |подтверждения, присоединение к|
| |мнению). |


3.2. ТИП ЗАВЕРШЕНИЯ ГЛАСНОГО
Артикуляция
Г"- усечение гласного, "плотное" примыкание к последующему согласному;
Г~ - затянутое завершение гласного, "неплотное" примыкание к последующему
согласному.
Семантика
Замкнутость, предельность / Открытость, непредельность
|Г" |Г~ |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Замкнутость, предельность: |Открытость, непредельность: |
|Тупик, край, куб, круг, угол, |Небо, море, струя, ручей, |
|отрезок |поток (но не река или водопад)|
|Ограда, забор, гроб | |
|Орудие отделения объекта от | |
|окружающего физического | |
|пространства: | |
|Крышка, пробка, затычка, скатерть|Змея, уж, червь |
| |Лента, проволока |
|Глаголы отделения: | |
|Покрыть, огородить | |
|Лок. от времен года: | |
|Летом, осенью, весной |Лок. от зима: зимой |
|А также почему-то зима (но не | |
|зимой). | |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|По- покрытия поверхности: | |
|Покрыть, побелить, позолотить | |
|Пере- исчерпания всех членов | |
|множества: | |
|Перебрать, пересчитать | |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
|Приказы завершения: |Просьбы продления: |
|- Стоп! Кончай! |- Подожди! Не уходи! |
|"Быстрофоны": хвать, дерг, |«Долгофоны»: |
|кувырк. |- Тянем-потянем. |
|(в сочетании с резкой атакой) |- Ходил-ходил. |

3.3. НАЧАЛО ГЛАСНОГО (АТАКА)

|Резкая атака |Плавная атака |
|"Г |~Г |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Глаголы резких действий: |Глаголы плавных действий:|
|Вспыхнуть, вздрогнуть, |лизать, скользить, |
|Скакать, дергать |ползти, тянуть |
|Немедленность начала: | |
|Сразу, тотчас, резко, завтра же | |
|Неожиданное: вдруг | |
|Резкие птицы: | |
|Сокол, ястреб, курица, перепел, | |
|воробей, голубь | |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|"Быстрофоны": хвать, дерг, |«Долгофоны»: |
|кувырк. |- Тянем-потянем. |
|(в сочетании с быстрым |- Ходил-ходил. |
|завершением) |(в сочетании с медленным |
| |завершением) |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
| |Задержка начала: |
| |- Подумай! |
| |Осуществление ожидаемого:|
| | |
| |- Так и получилось. |

3.4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ГЛАСНОГО

Артикуляция: длительность стационарной части гласного.
Семантика: пространственные характеристики (см. Кодзасов 2002)
|Короткий |Долгий |
|КР/Б |ДЛ/М |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Атрибуты малости и краткости: |Атрибуты великости и |
|Крошечное, малюсенький |длительности: |
|Чуть-чуть |Огро-омный и т.п. |
|Быстро-быстро |До-олго-до-олго |
|Насекомые | |
|Бабочка, таракан, муха, муравей| |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|Диминутивы |Аугментативы |
|Сумочка, кошелечек |Сумища |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
|Переспросы-уточнения |Вопросы-размышления |
|- Кому-кому ты их |- Кому я их отдал? |
|отдал? (быстрый темп |(медленный темп - |
|- сентенциальная СД) |сентенциальная СД) |


Примечание
В Кодзасов 2002 показано, что иконические долготные оценки могут относиться
к любому типу пространства: физическому, темпоральному и ментальному.

3.5. ДВУМОРОВОСТЬ ГЛАСНОГО
Артикуляция: двукомпонентность гласного (сопровождается распадом гласного
по интенсивности или по тону).
|Двуморовость |Одноморовость |
|2М |1М |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Баня. Перья |Яма |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|Изъяснительный предложный |Локативный предложный |
|О яме, о бане |В бане, в яме |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
|Настойчивые императивы |Нейтральные императивы |


Примечания
1. Двуморовость может возникать как результат переноса на ударный слог
просодического элемента, нормальным местом которого является безударный
краевой (начальный или конечный) слог. Если такой слог отсутствует, то
соответствующая просодия (обычно тональная) переносится на слог ударный,
гласный которого становится двуморовым: - А Ма\ша/?, но А жена\-а/?
Компьютерный просмотр записей реальных текстов обнаруживает массу
случаев двуморовости. Ее функции нуждаются в дальнейшем изучении.
2. В экспрессивных репликах встречаются случаи трехморовости.

4. ДЫХАНИЕ (ГРОМКОСТЬ)
4.1. ТИП ДЫХАНИЯ
Активное (диафрагменное) дыхание = общая громкость (некоторое усиление
согласных)
Пассивное (пассивное легочное) дыхание = общая тихость
Нейтральное (нейтральное легочное) дыхание = нейтральная громкость
|Активное дыхание |Пассивное дыхание |
|АД |ПД |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|Созидательная каузация: |Состояние или процесс |
|Строить, создавать, писать |Сохнуть, болеть, стоять |
|Представители высших сил и их |(каузация состояния |
|созидательные действия |имеет нейтральную громкость:|
|Создатель, пророк, поп, церковь |сушить, лечить) |
| |Смерть |
|Пророчить, крестить, благославить|Смерть, мертвый, могила |
| |Деструктивная каузация |
| |Ломать, портить, сжигать |
| | |
| |"Освоенные" заимствования (с|
| |ударением на конечном |
| |слоге): |
| |лифты, тормоза, боцмана. |
| | |
| |Сложносокращенные слова: |
| |Детсад, спецкурс, дензнак, |
| |генсек. |
|Активная жизнедеятельность: |Пассивный статив: |
|Жизнь, родить(ся) |Спать, краснеть, гореть, |
| |устать |
| |Непроизвольность |
| |Уронить, потерять, упасть |
| |Пассивное восприятие: |
| |Видеть, слышать, чуять |
| |(Активное восприятие |
| |имеет нормальную громкость: |
| |смотреть, слушать, нюхать) |
|Активные процессы в природе: |Пассивные (?) процессы в |
|Ветер, молния, заря |природе: |
| |Гром, туман, закат |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|До направления движения или |Локативные формы на -у: |
|процесса: до завтра, до обеда, |В лесу, в саду, на мосту, на|
|до города, до порога |посту, на носу, в зобу, в |
|Для вас, для города |глазу, в гробу. |
|(предлоги до и для |(локативы на -е имеют |
|делают громкой всю группу) |нормальную громкость) |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |

4.2. ДЫХАТЕЛЬНЫЙ (ГРОМКОСТНЫЙ) («выделительный») АКЦЕНТ
Этот акцент создается импульсным диафрагменным толчком и функционирует в
тесной кординации с типом дыхания. Слова с активным дыханием имеют
встроенный громкостный акцент на первом слоге. Этот акцент (а не ударение)
является «якорем» для фразового тонального акцента. Громкостный акцент
предотвращает редукцию гласного в для и частое отсутствие редукции в до (до
четырех).
В словах с тихим дыханием локализация тонального акцента отсутствует:
тон "размазан" по всему слову. Это показывает, что тональный акцент в общем
случае ориентирован не на ударение, а на громкостную вершину, которая может
совпадать или не совпадать с ударением. Слова без дыхательного акцента не
могут принимать тональный фразовый акцент и отделяться паузой. В этом
отношении они похожи на "редуцированные" слова. .
Только слова с нейтральным дыханием способны различаться по
наличию/отсутствию диафрагменного акцента. Для слов с диафрагменным
акцентом характерна возможность "редуплицировать" акцент путем его
постановки на безударном краевом слоге слова.
|Наличие ДА |Отсутствие ДА |
|+ДА |-ДА |
|Университет, грамота,|Большинство слов. |
|тополь, сито, благо, | |
|. | |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|Префиксы, создающие |Префиксы, не |
|концепт с семантикой |создающие такого |
|«приращения» к |эффекта, на ударение |
|исходным объектам |не влияют: |
|природы: | |
|Пристань, привязь, |Приход, отход, |
|отмель, насыпь, |находка. |
|осыпь, окись. | |

4.3. ДЫХАНИЕ, МАРКИРОВАННОЕ ФОНАЦИЕЙ И АРТИКУЛЯЦИЕЙ
Артикуляция
Дыхание может сочетается с маркированными состояниями гортани и всего
речевого тракта. Активное дыхание может сопровождается сужением гортани и
всего тракта, что приводит к усилению и удлинению согласных. Такова
ситуация в случае взгляда на агрессивную ситуацию со стороны Агенса. При
взгляде со стороны Пациенса голосовой тракт не сужен и наблюдается
удлинение гласных, что при суженности гортани дает специфическое сиплое
произношение. Пассивное дыхание, напротив, может сопровождается
расширением гортани и всего тракта, что в этом случае приводит к появлению
особого вида придыхания, ослаблению согласных и особой полноте вокалической
артикуляции.

|Активное дыхание |Пассивное дыхание |
|АД |ПД |
|ЛЕКСИКА |ЛЕКСИКА |
|1. Агентивная перспектива |Высокое, божественное |
|Убить, уничтожить, грозить |Горы |
| |Матерь божия |
|Низкое, дьявольское |Бог, ангел, молитва, |
|Усы, брови, клыки, копыта |образ, сияние, покаяние, |
| |пустыня |
|2. Пациенсная перспектива | |
|Кошмар, ужас |Хорошо пахнущее |
| |Ландыш, ладан |
|ГРАММАТИКА |ГРАММАТИКА |
|ДИСКУРС |ДИСКУРС |
|В агрессивных репликах |В репликах восхищения |
|встречается удвоение |наблюдается удлинение |
|согласных и произнесение |гласных на придыхательном |
|гласных на фоне сиплого |фоне: |
|голоса: |- Боже! Как она прекрасна!|
|- Этто что такое! | |
|Я тте покажу! | |


5. ТОН
5.1. Направление тона в акцентах.
5.2. Интервал и скорость изменения тона в акценте.
5.3. Регистр акцента.
5.4. Интегральный тональный регистр синтагмы или фразы.
См. Кодзасов 1996, 1999, 2002, 2004.
Как показано в наших публикациях, тон обычно используется в дискурсивных
функциях, хотя имеются и случаи его использования для символизации
лексических смыслов (вертикальная удаленность, малость/великость и
ориентация относительно прошлого/будущего).
Кроме того, таймирование тональных акцентов в слоге и слове служит
косвенным показателем типа слогораздела и уровня лексической громкости.
Наконец, отсутствие тонального акцента на слове может свидетельствовать о
его просодической маркированности.

Обсуждение
Как видно из представленных выше материалов, в общем случае не существует
границы между интонационной и неинтонационной просодией - многие средства
бифункциональны. Это связано с тем, что соответствующий смысл может
использоваться как на уровне лексемы, так и на уровне фразы. Однако
специализация просодических средств, как видно из предшествующего текста,
существует.
Как говорилось во Введении, употребление просодических средств на
лексическом уровне является в общем случае факультативным, завися от
личностных свойств говорящего. Однако игнорирование возможности того, что
многие носители русского языка регулярно используют символическую просодию
слова, может вести к большим потерям в понимании наблюдаемых и исторических
фонетических процессов. В частности, многие процессы в интонации, как она
наблюдается в реальных текстах, прямо зависят от просодических свойств слов
(Кодзасов 2004).
Далее, диалектная речь, несомненно, является более "образной", чем
речь жителей городских центров, и многие звуковые изменения в диалектах
нельзя понять без учета внутренней просодичности слов (Кодзасов 2000). На
наш взгляд, невозможно сколько-нибудь адекватно описать поэтический текст,
не принимая во внимание его скрытую просодическую структуру (Кодзасов
2003).
В нашем перечне просодических средств отсутствует ударение. Это
вспомогательный маркер, возникший на стыке словесной и фразовой просодии.
В русском языке он символизирует количественную вершину вокалической цепи
слова. В существующих описаниях он задается на основе морфонологических
индексов при лексеме. Однако для просодически компетентного носителя
русского языка выбор места ударения определяется реальными акцентогенными
характеристиками компонентов слова. Этих характеристик несколько, и их
взаимодействие дает иногда неоднозначный результат. Наша предварительная
попытка описать игру просодических признаков при ритмизации слова
(Кодзасов 1996) нуждается в пересмотре.
Просодическая символика, несомненно, является филогенетической
предшественницей "членораздельной" речи и должна сохранить универсальные
черты праязыка. Наш опыт работы в языках разной ареальной и генетической
принадлежности однозначно указывает на наличие в них тех или иных скрытых
просодий словесного уровня. Несомненно вторжение "второй" фонетики в
сегментные звуковые изменения (Кодзасов ). В этой связи большие сомнения
вызывает возможность адекватной реконструкции праязыковых состояний на
основе сегментных соответствий, дополненных акцентными пометами неясной
фонетической природы.

Литература

ДОПОЛНЕНИЯ

1. Вентрикулярный скрип:
Формы 3 л. наст. времени: сидит, сидят
(утрата Т в западнославянских языках)
Квартира
Молодая (Лена Щигель)
Ср. скрип глоттальный: делать, работать (Лена Щигель)
2. Сильные согласные
Начальные согласные в предикатах состояния среды
Холодно было
Людно
Приехал
А также были
3. Фальцет удивления
Предложения с неужели
4. Защитное смыкание в разве
5. Двуморовость: фамиилия
6. Резкое начало: забыл