Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/programs/media_Romashko_Idlis.doc
Дата изменения: Wed Mar 26 11:04:14 2008
Дата индексирования: Sun Apr 13 05:21:06 2008
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п


МЕДИЙНОСТЬ, ТРАНСМЕДИЙНОСТЬ


И ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА


Программа курса

Авторы: к.ф.н., доцент С.А. Ромашко,
к.ф.н., ст. преп. Ю.Б. Идлис

События последних полутора столетия культурной истории с полным правом
могут быть охарактеризованы как медийная революция: никогда еще
человечество не переживало столь стремительного развития сферы технических
средств коммуникации, их постоянного и поступательного совершенствования,
расширения сферы опосредованного техникой общения. Все это приводит к тому,
что нарастающая сила воздействия медийных средств не дополняется, как
правило, необходимой рефлексией со стороны основной части аудитории, навыки
восприятия которой - «медийная (визуальная, акустическая) грамотность -
постоянно отстают от уровня развития техники. В результате многократно
возрастает опасность манипуляции аудиторией технических средств
коммуникации. Учитывая, что развитие общего поля медийности не оставляет
без воздействия и «традиционные» сферы коммуникации, начиная с бытового
непосредственного устного общения и заканчивая классическим фондом
национальной и мировой литературы, представляется совершенно необходимым
выработать у студентов-филологов, даже не предполагающих активной работы в
области медийных средств, техники визуализации и т. п., знаний и навыков,
необходимых для анализа современной ситуации в области коммуникативной
техники и тенденций ее развития.
Основная цель курса - развитие визуальной и медийной грамотности у
студентов-филологов. Реализация этой цели предполагает сочетание освоения
необходимой теоретической базы, позволяющей развивать рефлективное
отношение к различным формам медийности, с воспитанием у студентов на
практических примерах, разбираемых в ходе занятий и в порядке
самостоятельной работы, навыков «не-наивного потребителя медийных
продуктов».
Задачи курса - ознакомление студентов с основными понятиями медийной
сферы (теория и история медийности), с основными трудами теоретиков этой
области. Рассмотрение основных сфер медиализованного общения в историческом
плане и в плане универсально-типологическом. Разбор принципов создания
медийного сообщения, его структуры и особенностей восприятия. Критический
анализ возможностей медийной трансформации реальности и манипулятивного
подхода к технике медийной сферы.
В ходе занятий студенты должны получить навык практического и
теоретического анализа конкретного медийного материала с точки зрения
восприятия и производства смыслов, механизмов работы с визуальными и
вербальными медиа, позиций автора и воспринимающего субъекта.
Курс адресован студентам старших курсов (начиная с 3-го) всех
отделений. Предполагаемый объем - годовой курс в объеме 60 часов. Работа в
ходе курса предполагает сочетание лекционных и семинарских форм занятий с
практическими работами по разбору отдельных медийных явлений и творческими
заданиями. Форма зачетности - проектная работа: поиск и анализ конкретного
медийного материала, представление результатов этого анализа как
самостоятельного проекта перед аудиторией.
Курс условно можно разделить на три раздела:
. общие понятия, теория;
. история медийности: медийность была всегда, но ее объем и
интенсивность присутствия в непосредственном опыте потребителя
нарастает в последние 150 лет;

современное состояние медийности и медийных исследований
(трансмедийность как характерная черта современной медийной
ситуации; синтетические жанры - видеопоэзия, сценарии и сценарные
адаптации, видео-коллаж).


Тематический план занятий по курсу

1. Введение в проблематику. Общие понятия. История вопроса
6 ч.
2. Введение в историю медийности
8 ч.
3. Медийное сообщение: средства создания и структура
12 ч.
4. Моделирование восприятия медийного сообщения
6 ч.
5. Общая структура медийного поля. Тенденции развития
4 ч.
6. Медийный перевод и трансмедийность 10
ч.
7. Синтез медийных средств. Мультимедийность
6 ч.
8. Синтетические жанры. Медийные эксперименты
6 ч.
Итого: 60 часов

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Введение в проблематику. Общие понятия. История вопроса.

Медиализация как общее свойство человеческой коммуникации. Первичная и
вторичная («культурная») медиализация. Технологизация возможностей
медиализации и общая тенденция к технологизации процесса коммуникации.
Проблемы опредмечивания, отчуждения, манипуляции. Коммуникация как
динамический процесс. Истоки теории медийности: русские формалисты, теория
раннего авангарда, С. Эйзенштейн, В. Беньямин. Развитие теории:
Франкфуртская школа, Канадская школа (Э. Хэвлок, М. Маклюэн), Н. Луман,
П. Вирильо.

Тема 2. Введение в историю медийности.

Устное общение как первичная форма человеческой коммуникации. Фольклор
как возможность языкового творчества в условиях устной общности и как форма
надличностной коммуникации; понятие коллективной цензуры по Богатыреву-
Якобсону и отличие фольклора от литературы. Создание письменности как
первый культурный и технологический перепад в истории медийности. Формы и
функции письменности; «письменная культурная революция» в Древней Греции
(Хэвлок); ранние формы мультимедийности (вазовая роспись, греческий театр).
«Галактика Гутенберга» (Маклюэн, У. Онг) - печатное слово и смена доминанты
в производсте сообщения. Техническая возможность массового производста
текстов и ее реализация. История чтения как способа восприятия инофрмации и
как культурной практики. Развитие техники сообщения, становление системы
СМИ и его этапы. Техническая фиксация реальности и техническая
воспроизводимость сообщения (В. Беньямин). «Глобальная деревня», феномен
вторичной устности, возрастающая мобильность и тенденции дальнейшего
развития медийности.

Тема 3. Медийное сообщение: средства создания и структура.

Понятие техники в широком и узком смысле. Ранние виды техники и
переход к машинной, а затем электронной технике создания, передачи и
хранения информации. Понятие текста и сообщения; коммуникативные структуры
в до-текстовой и пост-текстовой культурах. Аналитические возможности
построения текста и суггестивная техника сообщения. Коллаж и монтаж как
средства организации сообщения в условиях нарастающей технологизации и
интенсификации коммуникативного поля.
Создание современного медийного сообщения. Особенности техники
фиксации материала (фото-, кино- и видеокамера, микрофон, их специфика).
Положение камеры относительно объекта съемки и виды получаемого изображения
- разноплановость экранного изображения. Движение камеры и движение в
кадре. Динамика экранного изображения: внутренняя динамика кадра, глубина
кадра, монтажные приемы. Мультиэкранное изображение, включение текста в
визуальный контекст. Возможности современной звукозаписи и обработки
звукового сообщения, звуковая составляющая медийного сообщения.

Тема 4. Моделирование восприятия медийного сообщения.

Восприятие как конструктивная деятельность. Конструктивизм и его
общегуманитарные (Бахтин) и нейрофизиологические основания (У. Матурана и
др.). Динамизация процесса восприятия по мере развития медийной техники.
Чтение и «чтение» как общая модель восприятия информации. Отличия
восприятия произведений «новой медийности» от традиционных сообщений,
изменение понятия и практики художественной коммуникации (В. Беньямин,
П. Вирильо). «Рассеянная публика» и «плохой читатель». Реальность,
создаваемая медийным полем: суггестивное воздействие, проблема контроля и
доверчивость недоверчивого реципиента (Н. Луман).

Тема 5. Общая структура медийного поля. Тенденции развития.

Взаимодействие средств коммуникации: конкуренция и смещение функций.
Почему кино не убило театр, или эмансипация ранних форм коммуникации
благодаря развитию техники. Соотношение функций коммуникации, сфер общения
и технических средств: социокультурная динамика. Взаимодействие и
взаимообогащение медийных пространств. Расширение технической сферы,
дилетантские действия и имитация творчества (какраоке, пение под
фонограмму, фальсификация видеозаписей и т.п.). Массовость современных
медиа и проблема структурированности коммуникативного пространства.

Тема 6. Медийный перевод и трансмедийность.

Перевод как общесемиотическая операция. Ранние формы трансмедийности и
медийного перевода («Библия для бедных», миниатюры и др. формы визуальной
передачи сообщений. «Иллюстрация» как культурно-исторический феномен и ее
проблемы. Экранизация как особая форма перевода, деятельность на стыке
литературы и кино. Сценарий как особая форма творчества, сценарий и процесс
съемки, сценарий и экранное изображение. Трансмейдийность как вид
коммуникативной и творческой деятельности.

Тема 7. Синтез медийных средств. Мультимедийность.

Ранние формы мультимедийности (лубок и народные книги, гибридные
росписи, действа с использованием визуальных и акустических составляющих).
Технологизация процесса синтеза восприятия. Новые отношения автора и
публики. Проблема авторства. «Эффект реальности»: возможности и опасности.
Виртуализация медийного пространства. Зритель как соучастник создания
мультимедийной реальности.

Тема 8. Синтетические жанры. Медийные эксперименты.

Эстетическое измерение медийности и коммуникативное творчество:
базовые потребности человека и меняющаяся коммуникативная среда. Модернизм,
авангард и понятие экспериментального искусства. Дизайн и художественный
эксперимент. «Конкретное искусство» как реализация возможностей новых
средств коммуникации. К истории «конкретного искусства» и о его современных
формах. Визуальная поэзия. звуковые картины. Перформанс и видеоарт.
Компьютерное искусство, флэш-моб, сетевые проекты. Виртуализация
эстетического измерения; искусство как проект и медийность.

Литература

Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М., 1997.
Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и полит.
идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.
Базен А. Что такое кино?. М., 1972.
Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968.
Беньямин В. Озарения. М., 2000.
Беньямин В. Маски времени. СПб., 2004.
Вирильо П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002.
Вирильо П. Машина зрения. СПб., 2004.
Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. Фольклор как особая форма
творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.,
1971.
Данте. О народном красноречии // Малые произведения. М., 1967.
Засурский Я.Н. Глобальное коммуникативное пространство в условиях
мобильной коммуникации //
http://www.mediascope.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=107&
Itemid=51
Идлис Ю.Б. Слово в романе, сценарии и фильме: от визуального к
зрительному // Вопросы интерпретации текста: лингвистика и история
литературы / Сост. С.С. Жуматова. М., 2004.
Куле К. СМИ в Древней Греции. М., 2004.
Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005.
Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. М., 2005.
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2007.
Матурана У., Варела Ф.Х. Древо познания: Биологические корни
человеческого понимания. М., 2001.
Новак Д. Цифровые изображения и их виды //
http://www.mediascope.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=110&
Itemid=51
Платон. Федр // Платон. Сочинения в 3-х тт., т. 2, 1970.
Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996.
Ткачева Н.Д. Мобильники с фотокамерами: непредвиденные проблемы //
http://www.mediascope.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=109&
Itemid=51
Тынянов Ю.Н. «Кино - слово - музыка» // Ю.Н. Тынянов. Поэтика. История
литературы. Кино. М., 1977.
Шартье Р. Письменная культура и общество. М., 2006.
Шкловский В.Б. Искусство как прием // В.Б. Шкловский. О теории прозы.
М., 1983.
Griffith James. Adaptations as Imitations: Films from Novels. Newark:
University of Delaware Press; London: Associated University Presses,
Inc., 1997.

Завершающее творческое задание.

По окончании курса участники должны представить самостоятельный
медийный проект, предполагающий разбор избранного фрагмента медийной среды
либо самостоятельно созданное медийное произведение - в любом случае
выполнение итогового задания должно подтвердить понимание поставленных в
курсе проблем и владение основными навыками анализа медийного сообщения.