Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/programs/masters.doc
Дата изменения: Wed Feb 25 01:55:30 2009
Дата индексирования: Mon Feb 4 08:19:32 2013
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п

Коммуникация, речь, культура

Программа для магистров и аспирантов по кафедре
общей теории словесности



1. Теория коммуникации. Коммуникация как социокультурный процесс. 2


2. Теория коммуникации. Модели коммуникации в науке ХХ века. 2


3. Понятие знака. Структура и типы знаков. Проблемы денотации и
коннотации. 3


4. Понятие кода, коды культуры, процессы перекодирования. 4


5. Интерпретация и понимание. 5


6. Социальный конструкционизм. Социально-философское обоснование
дискурсного анализа. 5


7. Дискурс как объект изучения современной науки. Дискурсный подход к
изучению речевых явлений. 6


8. Речевые практики и социальные институты. 7


9. Речь и идеология. Проблематика власти. 7


10. Теория лингвистической относительности. 8


11. Представления о языковой картине мира и языковой личности в
современной отечественной науке. 9


12. Проблематика бессознательного и речи. 9


13. Идентичность и коммуникативный процесс. 10


14. Национальные и этнокультурные характеристики дискурса. 11


15. Культурно-языковые аспекты глобализации. 12


16. Гендерные исследования в филологии. 12


17. Норма в речевой деятельности и динамике культуры. 13


18. Проблема ценности и оценки в речи и культуре. 13


19. Вариативность и повторяемость в речи и культуре. 14


20. Коммуникативный акт, его определение, типы, факторы успеха или
неудачи. 15


21. Речевой акт. Теория речевых актов и ее применения в анализе культурных
явлений. 15


22. Фигуры речи и их функции. 16


23. Семантическая структура мифа и его функции в культуре. 17


24. Повествование и его роль в культуре. 18


25. Диалог как текстовая деятельность и культурная практика. 18


26. Понятие текста. Структура текста и подходы к исследованию. 19


27. Понятие интертекста. 20


28. Типология каналов и средств коммуникации, их развитие, функции и
влияние на структуру сообщений. 21


29. Феномен массовой коммуникации и массовой культуры. 22


30. Трансмедийные преобразования как коммуникативная и творческая
деятельность. Вербальное и визуальное. 23


31. Новые информационные технологии, Интернет как коммуникативная среда.
Сетевые дискурсивные практики. Гипертекст. 23


32. Поэтическая функция высказывания. Определения и функции
«литературности». 24


33. Литература как социальный институт. 24


34. Вымышленное, воображаемое, виртуальное в речи. 25


35. Категория авторства: функции и исторические трансформации. 26


36. Письмо как социокультурная практика. 26


37. Чтение как социокультурная практика. 27


38. Перевод как социокультурная практика 28



1. Теория коммуникации. Коммуникация как социокультурный процесс.

Эволюционно-биологические, нейрофизиологические, антропологические
предпосылки становления человеческой коммуникации. Гипотезы о возникновении
человеческого языка. Проблема развития языка во взаимосвязи с речевой
деятельностью.
Коммуникативная общность как необходимое условие осуществления
коммуникативного процесса. Соотношение коммуникативной общности с языковой
общностью и другими видами общностей (этнокультурными, национальными,
государственно-политическими). Наличие общей когнитивной базы и общего
средства общения - предпосылки существования коммуникативной общности.
Дифференциация коммуникативной общности и ее отношения с другими
общностями.
Коммуникативные процессы и коммуникативные акты, их разнообразие.
Разновидности коммуникативных актов по количеству участников,
направленности, пространственно-временным параметрам, формализованности,
используемым средствам общения. Словесный, ситуативный, социокультурный
контекст общения и отвечающие им структуры коммуникативных актов.
Медийная составляющая общения: необходимое наличие посредника в ходе
человеческой коммуникации («непосредственное» общение также опосредовано
окружающей средой и органами чувств). Как можно понимать слова М. Маклюэна
«the medium is the message»? «Широкое» понимание медийности в историко-
культурном и функциональном плане. Нарастающая плотность медийной и
коммуникативной среды, интенсификация коммуникативных процессов по мере
развития технологий. Электронно-цифровая среда общения. Медиализация
социума и культуры.

Литература:
Бенвенист Э. Коммуникация в мире животных и человеческий язык //
Бенвенист Э. Общая лингвистика. М, 1974; Бурлак С.А. Происхождение языка:
Нов. материалы и исследования. - М., 2007; Гаспаров Б.М. Язык. Память.
Образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996; Луман Н. Что такое
коммуникация? // Социологический журнал. 1995, ? 3; Луман Н. Решения в
«информационном обществе» // Проблемы теоретической социологии. Вып 3.
СПб., 2000; Матурана У. Р., Варела Ф. Х. Древо познания: биологические
корни человеческого понимания. М, 2001; Малиновский Б. Проблема значения в
примитивных языках // Эпистемология и философия науки (1923). 2005, ? 3;
Маклюэн М. Понимание медиа (любое изд.); Рождественский Ю.В. Общая
филология. - М.: Новое тысячелетие, 1996; Шюц А. Смысловое строение
социального мира (1932). Символ, реальность и общество (1955) // Шюц А.
Избранное. - М.: Росспэн, 2004; Хабермас Ю. Моральное сознание и
коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000 (2005); Уэбстер Ф. Теории
информационного общества. - М.: Аспект-Пресс, 2004. Якобсон Р.О. В поисках
сущности языка // Семиотика / Ред. Ю.С.Степанов. М., 1983 (2001)



2. Теория коммуникации. Модели коммуникации в науке ХХ века.

Теории и модели коммуникации в ХХ веке. Семиотическая модель (Ф. де
Соссюр, Ч.С. Пирс, Ч. Моррис). Логико-философская модель неопозитивизма и
ее кризис: Л. Витгенштейн. Неориторическая модель (Ч. Огден - А. Ричардс,
группа Мю); психологические, психоаналитические и нейрофизиологические
модели; социально-идеологические модели (круг М.М.Бахтина,
постструктурализм); социально-рационалистические модели (Ю. Хабермас,
Х.П. Грайс); социально-технологические модели (Т. Парсонс, Н. Луман);
модель символической экономики (П. Бурдьё); информационные модели
(К. Шеннон - У. Уивер, А.М. Тьюринг - Дж.фон Нейман), функционально-
лингвистические модели (Р.О. Якобсон, пражский, французский функционализм,
американский дескриптивизм, американская антропологическая лингвистика).

Литература:
Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 1: Философская эстетика 20-х годов.
- М., 2003; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского (любое изд.); Бахтин
М. М.: Pro et contra. СПб., 2001-2002; Блумфилд Л. Язык (любое изд.);
Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций.
СПб, 2000; Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Прагматика человеческих
коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия /
М., 2000. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Философские
исследования (любое изд.); Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка (любое
изд., также публикуется как работа М.М.Бахтина); Грайс Г.П. Логика и
речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985;
[Группа ?.] Общая риторика. М., 1986; Луман Н. Что такое коммуникация? //
Социологический журнал. 1995, ? 3; Луман Н. Невероятность коммуникации //
Проблемы теоретической социологии. Вып 3. СПб., 2000; Моррис, Ч.У.
Основания теории знаков // Семиотика / Ред. Ю.С.Степанов. М., 1983 (2001);
Парсонс Т. Понятие общества //Американская социологическая мысль. М.: Изд.
Международного ун-та бизнеса и управления, 1996; Пражский лингвистический
кружок. М.: Прогресс, 1967; Пирс Ч.С. Из работы «Элементы логики» //
Семиотика / Ред. Ю.С. Степанов. М., 1983 (2001); Соссюр Ф. де. Курс общей
лингвистики. Заметки по общей лингвистике (любое изд.); Тьюринг А.М. Может
ли машина мыслить? М., 1960; Фуко М. Археология знания (любое изд.); Шеннон
К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963; Хабермас Ю.
Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб, 2000 (2005).



3. Понятие знака. Структура и типы знаков. Проблемы денотации и коннотации.

Понятие знака. Подходы к изучению знака: знак как элемент коммуникации
и знак как средство означивания, номинативного освоения мира. Естественные
и искусственные знаки. Знак как двусторонняя сущность - как единство
означающего и означаемого (Ф. де Соссюр), плана выражения и плана
содержания; асимметричность языкового знака (С.И. Карцевский) и следующая
из этого обстоятельства возможность полисемии, синонимии, омонимии. Дебаты
о природе знака, проблема мотивированности / произвольности; возможности
интерпретации понятия конвенциональности знака, два типа языкового
означивания (Э. Бенвенист). Знак и субзнаковые элементы: различительные
признаки; возможности изменения соотношения между означающим и означаемым
знака и набором различительных признаков.
Типы знаков по Ч.С. Пирсу: знаки-индексы, иконические знаки и знаки-
символы. Изменение соотношения роли разных типов знаков в ходе культурной
эволюции, культурно-языковая специфика и распределение нагрузки на разные
типы знаков (ср. разные приемы решения задачи соотнесения изображения и
текста). Акцентуация знаковых функций в соответствии с классификацией
знаковых отношений по Ч. Моррису: синтактика, семантика, прагматика.
Структура знака: понятия денотации, сигнификации, коннотации -
существующие подходы. Двоякость означаемого: значение и смысл (треугольник
Г. Фреге). Особое положение имени собственного. Денотация и коннотация:
коннотация как один из вариантов вторичного взаимоналожения плана
содержания и плана выражения, при котором первичный знак становится планом
выражения (означающим) для вторичного знака. Коннотация как возможность
функционального расширения возможностей знаковых процессов; сдвиги в
соотношении денотации / коннотации в ходе социокультурной и языковой
эволюции.
Понятие семиозиса. Знаковая система. Синтагматические и
парадигматические отношения в знаковых системах. Понятие семиосферы.
Семиотика как наука о знаках. «Вторичная семиологическая система» (Р.
Барт).

Литература:
Апресян Ю.Д. Избранные труды. М., 1995; Барт Р. Избранные работы.
Семиотика. Поэтика. М., 1989; Волков А.Г. Язык как система знаков. М.,
1966; Карцевский С.И. Об асимметричном дуализме лингвистического знака //
Карцевский С.И. Из лингвистического наследия. Т. 2. М., 2004; Лотман Ю.М.
Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М., 1996;
Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2004; Моррис Ч.У. Основания теории знаков //
Семиотика / Ред. Ю.С. Степанов. М., 1983 (2001); Пирс Ч.С. Из работы
«Элементы логики» // Семиотика / Ред. Ю.С. Степанов. М., 1983 (2001);
Степанов Ю.С. Семиотическая структура языка (три функции и три формальных
аппарата языка) // Изв. АН СССР, сер. Л.иЯ, 1973, т. 32, в.4; Степанов Ю.С.
В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики,
философии, искусства. М., 1985; Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999;
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области
мифопоэтического. М., 1995; Чернейко Л.О. Базовые понятия когнитивной
лингвистики в их взаимосвязи // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 30. М.,
2005; Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998;
Якобсон Р.О. В поисках сущности языка // Семиотика / Ред. Ю.С.Степанов. М.,
1983 (2001).



4. Понятие кода, коды культуры, процессы перекодирования.

Семиотическое понятие кода. Механизмы первичного кодирования;
внутренняя речь как феномен и посредник между внутренними психическими
механизмами и порождением речи. Язык как первичная и базовая кодовая
система, «вторичные» семиотические системы разного рода, соответствующие
органам восприятия (визуальные коды, акустические коды, тактильные коды,
вкусовые коды, смешанные коды). Соотношение вербальных и невербальных
средств коммуникации.
Устройство кода. Материальная структура кода (материальный субстрат
кода, механизмы порождения и восприятия кода, их влияние на устройство
кода) и семиотическая структура кода (различительные признаки и единицы
кода как знаковой системы, функциональные характеристики кода, способы
построения сообщения в данном коде, соответствие кода каналам и средствам
передачи и хранения сообщений).
Прагматика кода: знаковые системы как средство взаимодействия и
воздействия. Знаковые системы в социокультурном и этнокультурном контексте:
кодовые семотические средства как средство социализации и социальной
регуляции. Множественность кодов в современном обществе: проблема опознания
и интерпретации кодов. Культурно обусловленные коды в процессе
межкультурной коммуникации.
Код культуры: совокупность представлений человека о наделенных
культурными смыслами реалиях, относящихся к одному типу феноменов и/или
сфере бытия. Типы культурных кодов (Н.И.Толстой, Е. Бартминьский). Языковые
/ дискурсные единицы как тела знаков языка культуры (В.Н. Телия) Культурная
коннотация как соотнесение стоящих за знаком смыслов с образной мотивацией
его выбора в контексте ценностных установок культуры. Культурно-языковая
компетенция как способность распознавания и адекватного прочтения
культурной коннотации.

Литература:
Барт Р. S/Z. М., 1994; Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по
этнолингвистике. М., 2005. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура (любое издание).
Волков А.Г. Язык как система знаков. М., 1966. Выготский Л.С. Мышление и
речь (любое издание). Гумбольдт В. фон. Избранные труды. М., 1983.
Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи (любое издание).
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история.
М., 1996. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2004. Семиотика / Ред.
Ю.С. Степанов. М., 1983 (2001). Телия В.Н. О феномене воспроизводимости
языковых выражений // Язык, сознание, коммуникация. М., 2005. Вып. 30.
Телия В.Н. Послесловие. Замысел, цели и задачи фразеологического словаря
нового типа // Большой фразеологические словарь русского языка. Значение.
Употребление. Культурологический комментарий. / Отв.ред. В.Н. Телия. М.,
2006. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии
и этнолингвистике. М., 1995. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и
семантике. Т. 1. М., 2004. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ.
Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. Цивьян Т.В. Модель мира
и ее лингвистические основания. М., 2006. Эко У. Отсутствующая структура.
Введение в семиологию. СПб., 1998. Ю.М. Лотман и Тартуско-Московская
семиотическая школа. М., 1994. Якобсон Р.О. О лингвистических аспектах
перевода // Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985.



5. Интерпретация и понимание.

Истоки герменевтики: религиозное толкование сакральных текстов и
филологическая критика. Формирование герменевтики как самостоятельной
дисциплины в ее двух разновидностях: философском (философско-
психологическом) и филологическом в течение XIX в. Понятие
герменевтического круга (Ф. Шлейермахер), «вживания» в интерпретируемое
произведение (В. Дильтей). Семантические и функциональные аспекты
герменевтики в XX в. (Г.Г. Гадамер, П. Рикёр). Необходимость учета
пресуппозиций и контекста в его различных измерениях. Возможность произвола
интерпретатора, отсутствие формального предела интерпретации. Интерпретация
как модель понимания текста и ее границы. «Живое» понимание
непрофессионального читателя, включающее значительный интуитивный компонент
и отличающееся от экспертного процесса «разложения» содержания текста на
составляющие. Рациональные и эмоциональные, сознательные и бессознательные
механизмы понимания текста. Проблема разделения информации и знания.

Литература:
Аверинцев С.С. Похвала филологии // Юность, 1969. Богин Г.И. Обретение
способности понимать. Введение в филологическую герменевтику. М., 2001.
Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
Гадамер Х. - Г. Текст и интерпретация // Герменевтика и деконструкция. М.,
1999; Гаспаров М. Л. Филология как нравственность // Гаспаров М. Л. Записи
и выписки. М., 2001. С. 98-100; Кубрякова Е.С. Текст - проблемы понимания
и интерпретации // Семантика целого текста. М., 1987. Рикёр П. Конфликт
интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 2002.



6. Социальный конструкционизм. Социально-философское обоснование
дискурсного анализа.

Формирование конструкционистской парадигмы в социальной и гуманитарной
науке второй половины ХХ века: представления об истине и реальности как
продуктах социальной интеракции и исторически складывающегося консенсуса.
Априорные структуры в социальной и историко-культурной интерпретации: до-
опытный, предпосылочный корпус представлений, слабо осознаваемый на уровне
«здравого смысла» и способный служить человеку-деятелю и опорой, и клеткой.
Небходимость изучения познавательных, речевых и социально-культурных
практик во взаимообусловленном единстве.
Репрезентация как внутренне сложный, драматический, творческий акт.
Модель репрезентации по С. Холлу: ось означивания и ось коммуникации, на
пересечении которых возникает (потенциально конфликтное) единство
социальной конвенции и перформативного речевого действия.
Дискурс: система репрезентации как практика, реализуемая в
социокультурном, историческом контексте. Понятия эпистемы, дискурсной
формации и дискурсной практики, вводимые М. Фуко.

Литература:
Бергер П., Лукман Т. Происхождение символических универсумов //
Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.,
1995. С. 151-169; Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Фуко М.
Слова и вещи (1966). Археология знания (1969). Hall S. The Work of
Representation // Representation: Cultural Representations and Signifying
Practices, Hall S., ed., 1997, p.13-74.



7. Дискурс как объект изучения современной науки. Дискурсный подход к
изучению речевых явлений.

Развитие теории дискурса и дискурсных исследований в 1970-90-х годах
как стимул к контактности и обновлению дисциплинарных парадигм в
гуманитарной сфере.
Дискурс как система и практика репрезентации, правила организации
речевой деятельности в социокультурном институциональном контексте. Понятия
дискурсной формации и дискурсной практики (М. Фуко). Способы представления
и исследования взаимосвязи между дисциплинами власти, системами знания,
социальными институтами и субъектами интеллектуальной и речевой
деятельности. Понятия поля, символического капитала и символического
насилия (П. Бурдье).
Модели дискурсного анализа: возможность описания их посредством
сложных связей языка, культуры и индивидуального сознания; диалектики
взаимодействия лингвистических и экстралингвистических факторов и планов
высказывания; коммуникативных ситуаций в динамике и полноте
контекстуальных, функциональных связей.
Актуальность стратегий дискурсного анализа в современной социальной и
культурной среде, медийно насыщенной и пронизанной процессами обмена.

Литература:
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998. Бурдье, П. Поле
литературы // Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики. М.,
Спб., 2005. С.365-473; Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.,
1989; Йоргенсен М.В, Филипс Л.Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков,
2004; Кибрик А.А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы
языкознания. 1994, ? 5; Квадратура смысла. Французская школа анализа
дискурса. М., 2002; Макаров М.Л. Теория дискурса. М., 2003; Моделирование
языковой деятельности в интеллектуальных системах. / Под ред. А.Е. Кибрика
и А.С. Нариньяни. М., 1987. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных
наук. М., 1977 (СПб., 1994); Чернейко Л.О. Базовые понятия когнитивной
лингвистики в их взаимосвязи // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 30. М.,
2005.



8. Речевые практики и социальные институты.

Дифференциация коммуникативного пространства и социальные институты
как средство его организации. Сферы человеческой деятельности и
соответствующие им сферы общения Государственно-политические институты,
политическая и административная коммуникация. Юридическая сфера и ее
коммуникативное обеспечение. Документ как элемент политико-административной
коммуникации, возможность гипертрофии документальной сферы, бюрократия.
Ритуальность как следствие и признак институциализации общения. Особенности
ритуальной коммуникации. Религиозная сфера и ее коммуникативная специфика.
Экономика и сфера делового общения. Деловая коммуникация как один из
факторов развития современной коммуникативной техники. Реклама как вид
коммуникативной деятельности.
Наука и образование как сферы коммуникации. Научная речь, ее
особенности и функциональные характеристики, специфические средства научной
коммуникации. Информатика как дисциплина, организующая научную
коммуникацию. Процессы хранения и распространения знаний.
Фольклор, литература и искусство как социокультурные институты и
соответствующие им коммуникативные формы.

Литература:
Парсонс Т. Понятие общества //Американская социологическая мысль. М.,
1996; Политические коммуникации / Под ред. А.И.Соловьева. М., 2004;
Политическая теория, язык и идеология / Отв. ред. Романович Н. А. М., 2008;
Ритуальное пространство культуры. СПб., 2001; Крюков В.М. Текст и ритуал:
Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М., 2000;
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб,
1999; Политические коммуникации / Под ред. А.И.Соловьева. М., 2004;
Политическая теория, язык и идеология / Отв. ред. Романович Н. А. М., 2008;
Ритуальное пространство культуры. СПб., 2001; Ольшки Л. История научной
литературы на новых языках. Т. 1-3. - М.-Л., 1933-1934; Научная информация
и система научных коммуникаций. - М., 1981; Славгородсткая Л.В. Научный
диалог (лингв. пробл.). - Л., 1986.; Кушнерук С.П. Документная лингвистика.
2-е изд. - М., 2008.



9. Речь и идеология. Проблематика власти.

Становление представлений об идеологии: «наука об идеях» (Д. де
Траси), «ложное сознание» (К. Маркс и Ф. Энгельс), синоним семиотического,
знакового (В.Н.Волошинов). Понятие идеологии как «репрезентации
воображаемого отношения индивидов к реальным условиям их существования»
(Л. Альтюссер) и родственные понятия «гегемонии» (А. Грамши), социальной
«мифологии» (Р. Барт).
М. Фуко о насущности изучения социальных и институциональных кодов,
дисциплинарных практик, способов их интериоризации индивидом. «Паноптикон»
И. Бентама: всевидящее око, всеслышащее ухо как модель отправления власти.
Репрессивная и продуктивная сила власти. Двойственная роль «субъекта» как
ее носителя и подданного. Эпистема, исторически определенный дискурсивный
режим истины как режим власти.
Механизм интерпелляции (Л. Альтюссер) и ее роль в конституировании
социального субъекта. Господствующие способы организации повествовательного
текста в культуре (метанаррация, «метарассказ») как одна из составляющих
механизмов идеологического и властного доминирования. Анализ исторически
конкретных манифестаций власти посредством анализа социального и
культурного текста. Техника «симптоматического чтения» (Л. Альтюссер),
обнажающего идеологическое бессознательное текста.
Возможность зон, свободных от идеологии (наука, искусство) и «конца
идеологии» (Т. Адорно, К. Манхейм, Ю. Хабермас) Условия и способы
дистанцирования от идеологии, ее критики или «демистификации» (Р. Барт,
У. Эко).

Литература:
Автономова Н. С. Фуко: «диагностика настоящего //Н.С. Автономова
Познание и перевод. М. 2008. С.79-140; Барт Р. Мифологии (любое издание);
Гирц К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозрение.
1998; ? 29; Грамши А. Тюремные тетради, т.1, М., 1991; Йоргенсен М.В,
Филипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2004; Л. Альтюссер
Идеология и идеологические госаппараты. В кн.: Ленин и философия. М., 2005;
М