Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/Documents/text3.doc
Дата изменения: Tue Nov 21 12:45:34 2006
Дата индексирования: Sat Dec 22 20:39:48 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р

Фрагмент-диалог из художественного текста
А. и Б. Стругацкие «Улитка на склоне»

МТ2
|мТ1 |1.|- |Нава, - сказал Кандид, - иди в деревню. |
| |2.|- |Как же я пойду в деревню, - рассудительно сказала Нава, |
| | | |- если ты туда не пойдешь? Вот если бы ты тоже пошел в |
| | | |деревню... |
| |3.|- |Перестань болтать, - сказал Кандид. - Сейчас же беги в |
| | | |деревню и жди меня. И ни с кем не разговаривай. |
|мТ2 |4.|- |А ты? |
| |5.|- |Я мужчина, - сказал Кандид, - мне никто ничего не |
| | | |сделает. |
| |6.|- |Еще как сделают, - возразила Нава. - Я тебе говорю: |
|мТ3 | | |вдруг это уроды? Им ведь все равно, мужчина, женщина, |
| | | |мертвяк, они тебя самого уродом сделают, будешь тут |
| | | |ходить, страшный, а ночью будешь к дереву прирастать... |
|мТ1 | | |Как же я пойду одна, когда они, может быть, там, сзади? |
|мТ3 |7.|- |Никаких уродов на свете нет, - не очень уверенно сказал |
| | | |Кандид. - Вранье это все... |


Он посмотрел назад. Там тоже был поворот, и что было за этим
поворотом, угадать он тоже не мог. Нава что-то говорила ему, много, быстро
и шепотом, отчего становилось особенно неприятно. Он взял дубину поудобнее.

|мТ4 |8.|- |Хорошо. Иди со мной. Только держись рядом и, если я буду|
| | | |что-нибудь приказывать, сразу же выполняй. И молчи, |
| | | |закрой рот и молчи до самых Выселок. Пошли. |


Молчать она, конечно, не умела.






Схема 1. Логическое строение МТ2.

[pic]








Схема 2. Семантическая структура МТ2.

[pic]


Таблица 1. Порождение макротекста с точки
зрения первого коммуниканта (К1).


| |Психологический аспект |Лингвистический аспект |
|Стимул |(порождение концепта) |(вербализация концепта) |
| |невербальное |вербальное коммуникативное |
| |коммуникативное |поведение |
| |поведение | |
|конситуация |оценка ситуации; |иди в деревню (р. 1) |
| |принятие решения | |
|несогласие |уверенность в |четыре формы императива в |
|К2 |правильности решения |одной реплике: перестань |
| | |болтать; беги; жди; не |
| | |разговаривай; категоричность: |
| | |сейчас же (р. 3) |
|несогласие; | | |
|упоминание |активизация участка | |
|уродов К2 |когнитивного | |
| |пространства, | |
| |связанного с уродами; | |
| |сомнение |Никаких уродов на свете нет, -|
| | |не очень уверенно сказал |
| | |Кандид. - Вранье это все... |
| | |(р. 7) |
|(Нава что-то|внутренняя работа | |
|говорила) | | |
| |переоценка ситуации; | |
| |опасение, страх | |
| |(отчего становилось | |
| |особенно неприятно) | |
| |сознание опасности | |
| |(взял дубину поудобнее)| |
| |изменение решения |Хорошо. Иди со мной. (р. 8) |
| |уверенность в |семь форм императива в одной |
| |правильности нового |реплике; сразу же; пошли (р. |
| |решения |8) |
| |(финальная точка) | |


Таблица 2. Порождение макротекста с точки
зрения второго коммуниканта (К2).




|Стимул |Психологический аспект |Лингвистический аспект |
| |(порождение концепта) |(вербализация концепта) |
|реплика К1: |несогласие; |Как же я пойду (р. 2) |
|иди в деревню |цикличность мышления |цикличность речи (повторы) |
|прерыв К1 | | |
|потока речи | | |
|К2; указание, |вопрос |А ты? (р. 4) |
|что делать | | |
|утверждение |активное несогласие; |Еще как сделают (р. 6) |
|К1 |воспоминание об уродах;|вдруг это уроды? (р. 6) |
| |несогласие с первой |Как же я пойду одна (р. 6) |
| |репликой К1 | |

Таблица 3. Сопоставление мотивов
речевого поведения К1 и К2.


| |К1 - Кандид | |К2 - Нава |
|1[1]|оценка ситуации принятие | | |
| |решения | | |
| | |1 |возражение (цикличное) |
| | | |развертывание аргументации |
|2 |уверенность в правильности |2 |переключение на новый "цикл"|
| |принятого решения | |вопрос |
| |подтверждение решения |3 |возражение |
|3 |активизация определенного | | |
| |участка когнитивного | | |
| |пространства | | |
| | | | |
| |сомнение | | |
|4 | (внутр. мыслит. работа)|4 |Нава что-то говорила... |
| |переоценка ситуации | | |
| | | | |
| |изменение решения | | |
| | | | |
|5 |уверенность в правильности | | |
| |нового решения; |- | |
| |(финальная точка диалога) | | |


Схема 3. Развертывание диалога с точки
зрения речевого поведения К1 и К2.



[pic]



-----------------------
[1] Цифры обозначают фазы динамики изменения психологического состояния
коммуникантов.