Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.pereplet.ru/podiem/n8-06/Bashka.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 06:38:53 2016
Кодировка: UTF-8

Поисковые слова: р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п р п п р п
<I>ДУХОВНОЕ ПОЛЕ<I>


Журнальный зал "Русского переплета"
2001
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2005
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2004
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2002
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2007
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2003
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2008
1
2
3
4
5
6
7
8
 
 
 
 
2006
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Закрывается то один провинциальный журнал, то другой - исчезают с карты России островки духовности и образования, наконец, исторической памяти народа. "Подъем" является именно одним из таких островков, к счастью, уцелевших, который собирает мыслящих людей, людей неравнодушных, болеющих за русский язык и вековые традиции нашей страны.

О нас | Почтовый адрес | Пишите | Новости | Главная | Дискуссия | Портал

 ДУХОВНОЕ ПОЛЕ

 

 Владимир Башканков

 

 

 К ИСТОКАМ

 

 

 (Из истории православных храмов

 

 Тамбовщины)

 

 

 ВОЗНЕСЕНСКИЙ (ОЗЕРКИ)

 

 В ХVIII веке, в шести верстах от Бельского-городка возникает поселение

однодворцев - Новая Казачья Слобода. Она расположилась по обе стороны

оврага под названием Озерки. Отсюда, видимо, и возникло название

населенного пункта. В 80-е годы ХVIII столетия здесь проживало 685 жителей

в 60 домах.

 

 Точная дата постройки храма в селе неизвестна. Но в 1796 году он уже

существовал. В том году 15 мая, по прошению прихожан, консисторией было

принято решение о том, чтобы "построить при оной церкви спереди церковной

трапезы придел".

 

 Ровно через год строительство завершили. Установили иконостас, приобрели

необходимую церковную утварь. И в 1799 году придел во имя Вознесения

Господня был освещен. С этого времени храм, по главному престолу, стал

именоваться Вознесенским.

 

 Деревянное здание церкви венчал деревянный позолоченный крест.

Сохранилось описание внутреннего убранства и церковной утвари. Так, в

приделе Святого Архангела Михаила Царские двери были резные, наличники на

них позолоченные. На дверях было изображение Благовещения Пресвятой

Богородицы и четырех Евангелистов. У врат находилась гарнитуровая зеленая

занавесь.

 

  Церковная утварь в большинстве своем была медной и оловянной. К наиболее

ценным следует отнести серебряный ковчег, позолоченный внутри, серебряную

звездницу и наперстный крест. На церковной колокольне находилось шесть

колоколов. Самый большой из них весил 46 пудов, а самый маленький -

полпуда.

 

 Шло время. Село разрасталось, увеличивалось число жителей. Так, уже в

первой половине ХIХ века в 338 дворах проживал 2861 человек. И храм,

построенный в конце ХVIII столетия, не мог вместить всех прихожан.

 

  Жители села принимают решение о строительстве на собственные средства

нового здания церкви. Престолов в ней намечалось устроить, как было и

прежде, два: Вознесения Господня и Святого Архангела Михаила.

 

 Средства собирались постепенно. По мере их поступления строилась и

церковь. В 1869 году в новом,  каменном храме начало совершаться

богослужение. Особое, почетное место здесь занимала Иверская икона Божьей

Матери. Не исключено, что эта копия была доставлена в Озерки с Афона. При

церкви имелась библиотека, состоящая из 29 необходимых для богослужения

книг.

 

 По своим размерам Вознесенский храм являлся самым большим в Никифоровском

районе. И это неудивительно. Чтобы вместить такое большое количество

верующих, необходимо было просторное помещение. Хотя в приход входил

фактически один населенный пункт, но он был самый крупный в округе. Так, к

1911 году число жителей увеличилось до 6261 человека, а дворов - до 869.

 

 Для удовлетворения религиозных потребностей такого число прихожан здесь

учреждается большой причт. Он состоял из трех священников, дьякона и трех

псаломщиков.

 

 В сохранившемся описании храма, которое относится к началу ХХ столетия,

сказано, что церковь очень красивая снаружи и светлая внутри. По

фотографии 1951 года еще можно судить о былом величии храма. Хотя

фотограф и запечатлел его полуразрушенным, но еще во многих чертах он

сохранил свое великолепие. Крестьяне, построив церковь на свои кровные

деньги, прилагали все усилия для того, чтобы содержать ее в надлежащем

порядке, чистоте и опрятности.

 

 В мае 1910 года Епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл выезжал в село

Федоровку для освящения храма в Ахтырском женском монастыре. По пути туда

посетил церкви сел Сабурово-Покровское, Александровка, Машково-Сурена,

Озерки и Старинка.

 

  В описании этой поездки о Вознесенском храме сказано, что "прихожане

очень расположены к своему храму, усердно ходят в него, много заботятся о

его укреплении... При храме имеется любительский хор певчих, управляемый

любителем крестьянином; поет хор удовлетворительно, общее пение мало

практикуется, но прихожане оказались способным петь стройно, всей

церковью молитвы и многие песнопения".

 

 В Вознесенском храме епископ при участии приходских священников и при

общем пении молящихся совершил молебен Спасителю. Затем он возглавил

крестный ход на сельское кладбище. Там была отслужена панихида. А по

возвращении в храм Владыко преподал каждому прихожанину особое

благословение. Следует отметить, что во время этой поездки архипастыря

такое особое отношение к прихожанам сельского храма было проявлено лишь в

Озерках и Федоровке.

 

 За два года до посещения Владыкой села Озерки там имело место, по сути

своей, чрезвычайное происшествие. Консисторией было запрещено выполнение

обязанностей священника Василию Певницкому. Прежде чем стать пастырем, он

прошел практически все ступени церковной иерархии. Окончив в 1884 году

духовную семинарию, начал службу псаломщиком и законоучителем

церковноприходской школы.

 

 Василий Певницкий, имевший в семействе жену и семеро детей,

характеризовался как добросовестный священник с хорошим поведением. Но его

пристрастие к алкоголю вынудило церковное начальство изменить о нем свое

мнение.

 

 В 1908 году Василию за нетрезвость и неблаговидное поведение и было

запрещено священнослужение. Его направляют на трехмесячное послушание в

монастырь. Но проходит четыре месяца, а священник продолжает совершать

богослужения и отказывается отбывать наказание.

 

 После этого Певницкого увольняют за штат и через некоторое время

назначают пенсию. В сентябре 1909 года он подает заявление с просьбой о

назначении его на штатное место священника. И хотя был получен отказ,

скорее всего, в конечном итоге ему удалось бы добиться положительного для

себя решения по этому вопросу. Но в декабре месяце того же года тамбовским

приставом Василий Певницкий в нетрезвом состоянии был доставлен в

консисторию. Здесь уже ожидать благосклонности было нельзя. Решение

звучало так: "После недавнего случая нетрезвости священника перед всем

Присутствием Консистории, оная не находит никаких оснований на

удовлетворение просьбы названного священника о разрешении его в

священнослужении".

 

 Строгий, но все же, по всей видимости, справедливый приговор. Человек

лишил своим дурным пристрастием себя и семью возможности нормального

дохода. А по всей видимости, содержание причта Вознесенской церкви было

довольно-таки неплохим. Так, они имели собственные дома, 114 десятин

земли, из которой 97 десятин пахотной. Земля эта находилась в 3 верстах от

церкви и сдавалась в аренду по 12  рублей за десятину. За 1910 год

братский годовой доход составил 2250 рублей, а причтовый капитал 445

рублей. В церковной кассе находилось 2230 рублей 59 копеек.

 

 Крестьяне же, являясь землевладельцами, имели на душу по 22 сажени земли

в каждом из трех полей. В селе находились земская и церковно-приходская

школы.

 

 После Октябрьской революции Вознесенская церковь служила людям по своему

прямому назначению до 1929 года. Во всяком случае, так утверждается в акте

технического состояния, составленном в 1950 году специальной комиссией. Но

по другим источникам, для богослужения храм использовался (с небольшими

перерывами: во время уборочной там хранилось зерно) до середины тридцатых

годов.

 

 В начале 1937 года житель села Озерки Георгий Михайлович Денисов пишет

письмо в комиссию по вопросам культа при ВЦИК. В нем говорится, что

церковь функционировала вплоть до начла августа 1936 года, но служба была

прекращен в связи с засыпкой в здание храма зерна. Далее автор письма,

пытаясь доказать, что церковь должна действовать, приводит доводы в духе

того времени. "Великий вождь товарищ Сталин, создатель нового основного

закона - Конституции, дает право гражданам СССР свободно отправлять

собственные религиозные культы и обряды (ст. 124) и в связи с этим

гражданам предоставляется иметь собственное здание, необходимое для

отправления культов и обрядов, т. е. здание церкви (ст. 125). Каждый

гражданин обязан беречь и укреплять эту общественную собственность, как

источник богатства и могущества родины, и лица, покушающиеся на

общественную собственность, являются врагами народа (ст. 131)".

 

 Далее суть письма сводилась к тому, что к началу года здание церкви

освобождено от зерна, но местная власть - сельсовет, - не возвращает его

верующим. Причиной называется то, что здание не освидетельствовано

технической комиссией и поэтому без ремонта вряд ли будет пригодно для

религиозных нужд.

 

  В свою очередь, верующие ручались за каменное, крепкое здание своего

храма. Они считали, что если там в течение трех лет подряд хранились по 24

тысячи пудов зерна и стены, пол выдержали такую нагрузку, то им можно

безбоязненно отправлять в здании религиозные обряды. Что же касается

побелки стен храма, то они брались сделать это собственными силами.

 

 В связи с приближением больших православных праздников озерская

религиозная община просила комиссию по культу дать соответствующее

распоряжение местным властям. Были высланы и деньги, чтобы указание о

передаче храма было сделано телеграммой.

 

 Почти через месяц из Москвы Никифоровский райисполком получил телеграмму

о том, чтобы были приняты меры к прекращению незаконных действий

сельсовета. И председатель райисполкома дает указание сельсовету

немедленно передать здание церкви верующим. Но при этом с участием

специалистов и группы верующих произвести технический осмотр храма.

 

 Чем закончилось это? Скорее всего, вопрос решился в пользу телеграмму о

том, чтобы были приняты меры к прекращению незаконных действий сельсовета.

И председатель райисполкома дает указание сельсовету немедленно передать

здание церкви верующим. Но при этом с участием специалистов и группы

верующих произвести технический осмотр храма.

 

 Чем закончилось это? Скорее всего, вопрос решился в пользу верующих,

но ненадолго. Видимо, именно после описанных событий был выслан из села

последний настоятель Вознесенского храма священник Кавендров. Совершение

религиозных обрядов в церкви теперь было прекращено навсегда, хотя попытки

возвратить храм верующим предпринимались еще не раз.

 

 1947 год - особый для жителей сел, расположенных недалеко от Туровки (это

селение находится в 10 км от Озерок). В тот год  верующие этого

населенного  пункта сумели добиться разрешения о передаче им находящегося

в селе Казанского храма.

 

 В Озерках в это время уже не существовало религиозной общины (во всяком

случае, официально зарегистрированной). Была разобрана крыша хама и стены

над оконными пролетами, отсутствовали полы, окна и двери.

 

 Возможно, воодушевленные примером туровцев, озерцы предпринимают попытку

вернуть храм верующим. На имя уполномоченного по делам религии подается

соответствующее заявление за подписью 25 человек.

 

  В феврале 1950 года появляется решение райисполкома о разборке здания

 церкви для использования кирпича на строительство клуба. Разборкой храма

занялся колхоз "Коллективист". Кроме того, по ночам неизвестные люди кто

на чем развозили в неизвестном направлении церковный кирпич.

 

 Спокойно смотреть на все это и бездействовать озерцы не могли. К

областным властям направляются заявления, едут ходоки с одной-единственной

просьбой: остановить разрушение храма.

 

 В ответ облисполком требует от районных властей прекратить разборку храма

и предлагает создать из компетентных специалистов комиссию, которая

определила бы возможность разборки здания без больших потерь кирпича, а

также выяснила бы возможность приспособления помещения храма под

какое-либо социально-культурное учреждение на селе.

 

  Комиссия, обследовав состояние здания, установила, что все полы в

помещении разобраны, а кирпич из-под них изъят, частично разобраны кладки

оконных и дверных проемов, имеются трещины внутренних сводов, верх всего

помещения раскрыт, а крыша была снята еще в 1935 году, поэтому под

влиянием атмосферных осадков в кирпичной кладке имеются сквозные трещины.

Заключение гласило: "Во избежание несчастного случая воспретить вход в

здание церкви и поставить сторожевую охрану. Само здание, находящееся в

аварийном состоянии, подлежит разборке, т. к. непригодно для

эксплуатации".

 

 Всего лишь одна деталь этого заключения - дата разборки крыши -

заставляет задаться вопросом:  а объективна ли была комиссия? Ведь еще в

1936 году помещение храма использовалось не только для религиозных нужд,

но и как зернохранилище!

 

 В июне 1951 года облисполком принимает решение о разборке здания церкви в

селе Озерки и реализации кирпича Никифоровской МТС для строительства

клуба. МТС немедленно приступает к выполнению решения областных властей.

Но из церковного кирпича начинают строить мастерские.

 

 И тут из Озерок в различные инстанции, в том числе и на имя Председателя

Президиума Верховного Совета СССР Н. М. Шверника, пошел целый поток

заявлений и телеграмм. Число подписей под ними дох