Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.pereplet.ru/podiem/n12-05/Arsha.shtml
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Apr 11 06:44:56 2016 Кодировка: UTF-8 Поисковые слова: мода колебаний |
2001 | |||||
---|---|---|---|---|---|
2005 | |||||
2004 | |||||
2002 | |||||
2007 | |||||
2003 | |||||
2008 | |||||
2006 | |||||
Закрывается то один провинциальный
журнал, то другой - исчезают с карты России островки
духовности и образования, наконец, исторической памяти
народа. "Подъем" является именно одним из таких островков,
к счастью, уцелевших, который собирает мыслящих людей,
людей неравнодушных, болеющих за русский язык и вековые
традиции нашей страны.
Валерий АРШАНСКИЙ
РАССКАЗЫ
ГУРЧЕНКО
После выхода на экраны кинокомедии "Карнавальная ночь" можно было
закрывать все остальные фильмы, а равно - театральные постановки,
концерты, выставки. Страна смотрела только Людмилу Гурченко. Пела песни
Людмилы Гурченко. Одевалась под Людмилу Гурченко.
Москва, Ленинград, Киев, Минск, Алма-Ата, Ташкент, Ереван, Тбилиси,
Кишинев, Прибалтика, Таджикистан - кого я еще не назвал? - неделями,
месяцами, годами не отпускали эту картину, собирая миллионы зрителей,
обеспечивая полный аншлаг во вчера еще полупустынных залах, хорошо
поправляя кассовые дела.
"И улыбка - без сомненья", - очаровательно щурила глазки харьковчанка
Гурченко.
И люди забывали обо всем на свете после знакомства с этой лучезарной
девушкой, чуточку наивной, очень чистой, не по-заморскому одетой, свойской
Леночкой Крыловой - не капризной барышней, а именно свойской, клубной
культработницей, так весело, так отважно борющейся с густопсовым
бюрократом, директором Дома культуры в неподражаемом образе Игоря
Ильинского - и побеждающей этого бюрократа!
Я вам песенку спою
Про пять минут,
Эту песенку мою
Пускай поют.
Пусть летит она по свету,
Я дарю вам песню эту...
Скажите, ну как было можно с самого первого просмотра, с самого что ни на
есть первого раза не запомнить эти, казалось, сами собой льющиеся слова -
и про пять минут, и про "Познакомился весной парень с девушкой одной" и
"Если вы нахмурясь выйдете из дома...".
Это потом уж, потом мы узнаем о великом счастье прекрасных дебютантов
сделать, отснять, озвучить этот фильм первыми - Эльдара Рязанова -
режиссера, Юрия Никулина - по роли пиротехника, еще кого-то, еще кого-то.
Но главное - Людмилы Гурченко, восемнадцатилетней мировой, как казалось,
красавицы с талией - в обхват двумя ладошами, с фантастически мерцающими в
прижмуре глазками и нежными ладошками, прячущимися в белую муфту,
которую, как оказалось, Эльдар Александрович просто приволок на съемки, на
время конфисковав у собственной жены.
Кто знал тогда эти подробности? Кто вообще в 50-е годы, трудные,
послевоенные, что-либо знал о закулисьях какого-либо фильма, кроме самого
фильма? Зритель приходил в зал, вживался в кресло, открывал рот сразу
после начальных титров и закрывал его лишь через полтора часа, когда шла
надпись "Конец фильма". И всему верили: это Сталин. Это Ленин. Это Чапаев.
И не надо нам Штраухов, Бабочкиных и прочих гениальных актеров. Нужны сами
герои.
Такой героиней, идеалом, идолом, кумиром, мечтой, звездой, богиней сразу
и бесповоротно стала для всех, мужчин особенно, потому что женщинам - лишь
для подражания - Людмила Гурченко.
Кто не любил ее! Солдаты - повзводно, поротно, побатальонно. Строители -
бригадами, участками, управлениями, трестами. Металлурги - печами, цехами,
заводами, комбинатами. Колхозы, совхозы, рыболовецкие траулеры, швейные
фабрики, геологи, гидрологи, летчики, повара, полиграфисты...
С именем Людмилы Гурченко засыпали и просыпались миллионы простых и не
очень простых советских людей, а также благодарные кинозрители из стран
социалистического лагеря.
Сколько раз я в свои восемь лет посмотрел "Карнавальную ночь"? Не счесть.
И почему только в "восемь"? А разве я не бежал вприпрыжку на эту же
картину и в девять, и в десять, и в одиннадцать, и в двенадцать, наивно
полагая, что это мне и только мне одному улыбается с экрана чарующей своей
улыбкой Людмила Гурченко, когда поет "всем хорош, но робок парень был"
(конечно же, обо мне!). И есть, сложился у нас с ней секрет, который знаем
только мы с ней вдвоем и больше никому на свете не расскажем.
А потом у Гурченко были другие фильмы, что-то вроде "Девушка с гитарой",
"Девушка с велосипедом"... Мура Она была девушкой из "Карнавальной ночи" -
ослепительной, оглушительной, недосягаемой - и все!
О ней тогда писали, кстати, не только "ох" и "ах". Ее пытались где-то
критиковать. Ее уже всерьез лупцевали за вроде бы заносчивость этой еще
недоучившейся артистки, едва только вылупившейся из студенческого яйца.
Или еще не вылупившейся?..
О ней какие только ни ходили бредни, ядовитые сплетни: "гуляет". "Вовсю
гуляет". "Попала в компанию "Голубые лошади", где развлекается золотая
молодежь Москвы". - "Та не, не Москвы". - "Москвы-ы!". - "Харькова! И не
"Голубые лошади", а "Зеленые кобылы"... Да! Не смотрите на меня так, я
точно знаю, у меня брат в Харькове живет".
Это что за ерунда? Брат в Харькове жил у меня! На улице Косой, с первым
запуском искусственного спутника Земли переименованной в улицу
Космическую. Это по дороге на известный харьковский жилмассив Павлово
Поле. Жил он там в жуткой коммуналке, с молодой женой и народной старшей
сестрой жены, к которой через день ходил женатый военкомовский
подполковник.
Тот, который не стесняясь брехал брату, брехал мне, сидя за нашим столом
с водкой, что обеспечит мне армейскую службу в самом Харькове, когда
призовут меня в солдаты.
Обеспечил! "А фир копф алэ цорес", - как говорила наша покойная мама.
Брат мой и взбаламутил меня новостью, от которой помутилась вечно
склонная к фантазиям буйная моя голова. Как-то в один из его зимних
приездов к нам домой, в Сумы (а это недалеко от Харькова) речь зашла о
Гурченко, ее ролях. Он и скажи так спокойненько мне:
- А ты знаешь, что Гурченко - харьковчанка? Дом ее на улице Клочковской,
от нашей Космической десять минут трамваем.
Наутро брат уезжал, конечно, не один. Верным хвостом сидел у него в
прокуренном рабочем вагоне я. Мелькали за окном опушенные снегом ели,
сосны, целые покрывала полей - взглядом необозримые. Паровоз гудел, с
хрипом одолевая сто восемьдесят километров пути мимо знакомых сел -
Барановки, Гребенюковки - вечных летних мест нашего пребывания в
пионерском лагере, Белополья, Тростянца, Чугуева... И был наконец Харьков
- серый, мокрый, деловой.
Спал или не спал я в ту ночь, лежа на полу крохотной братовой каморки, не
помню. Наверное не спал. Все представлял себе завтрашнюю уличную сцену на
Клочковской улице.
Вот я спрыгиваю с подножки трамвая. Оглядываюсь, нахожу дом Людмилы
Гурченко - большой, белый с зеленым, окна высокие, промытые, за стеклом
узорчатые занавески, цветы - герань. Почему-то клетка с птичкой видна.
А вот и она сама в умопомрачительного фасона пальто, шапочка набекрень,
губки алые выдыхают морозный воздух, улыбается, руки в знакомой белой
муфте.
- Ах!, - поскальзывается она, опасно кренясь на обледеневшем тротуаре.
- Спокойней! - басовито гудя (это в четырнадцать-то лет!), кидаюсь я к
ней, надежно поддерживая за локоток.
И обжигает меня, прожигает меня насквозь горячее ее дыхание и
синие-пресиние глаза:
- Господи! Как я вам благодарна, разбилась бы сейчас.
- Ну что вы (Люся? Людмила? Людочка? - Правда, что сказать-то? Как
обратиться? Ладно, это я придумаю). - Что вы, Люда! Разве можно нам терять
великое достояние республики?
Это я такую взрослую мужскую остроту придумал. Чтобы поняла: умный
парень перед ней. Начитанный. По сочинениям - одни пятерки. А математика
ее не волнует (там гораздо хуже).
- Есть идея, Людочка (Люся?). - Если вы не против, пойдемте в кафе,
посидим...
И она, чуть пожав плечиками, чуть стрельнув глазками, чуть прикусив
губку, подставляет мне локоток. И мы идем, идем, идем - красивые, высокие,
статные. Идем по городу городов Харькову - заснеженному, многоэтажному,
широкоуличному - не чета моим патриархальным Сумам. И нам с ней вслед с
завистью и гордостью, ревностью и счастьем, злостью и отчаянием -
по-всякому смотрят уличные пацаны, девки-хабалки, взрослые люди, военные,
уличные лоточницы, торгующие горячими пирожками, армяне, дарящие клиентуре
обувь в фанерных будках-скворечнях, таксисты...
А я не обращаю ни на кого внимания. Я рассказываю Людмиле Гурченко о
только что прочитанных книгах "Зори падають в серпни" ("Звезды падают в
августе"), "И одын у поли воин" (автор Юрий Дольд-Михайлик, предтеча
Юлиана Семенова), еще что-то умное, значительное и непременно веселое.
А в кармане писка моды той поры - обрезанном зимнем пальто-москвичке - я
сжимаю целых двадцать восемь рублей, состояние! Восемнадцать - затыренная
от родителей стипендия за ноябрь (дескать, еще не выдавали, а выдадут -
отдам им из тех денег, что оплатят нам, как обещали, за сентябрьский месяц
работы в колхозе на уборке кукурузы, о которых отец с матерью не знают).
Пять рублей дали на три дня жизни в Харькове мои же старики. Два рубля
монетками - двадцатничками выковырял шпилькой из общей семейной копилки,
ничего, там еще мелочи много. А три рубля - тс-с! Грешен, каюсь, спер из
внутреннего кармана длинного ревизорского пальто соседа нашего Анисима
Львовича. Перешитого им из офицерской шинели пальто, опрометчиво
оставленного на общей вешалке в коридоре. А пусть не дразнится!
Чего он меня, этот Анисим, все время пугал в детстве желтым прокуренным
своим зубом, который выдрал ему еще один наш сосед-дантист, горький
пьяница дядя Яша Водяной.
Как увидит, так рукой пригласительно машет: "Иди, нивроко, зуб покажу. Не
зуб, а клык!". Сам ты "нивроко"! Вот и нечего было детей пугать. А такую
же "трешку" тебе, ревизору, еще сунут поднадзорные продавцы в магазинах. И
не одну.
... Я проснулся в Харькове чуть свет. Первым в туалет (наслышан уж об
очередях туда в коммуналках). Первым мордуленцию под кран. Первым - три
глотка чаю на общей кухне, заставленной примусами, керосинками и
только-только входившими в моду электроплитками... Где моя "москвичка"?
Шапка? Варежки?
- Ты куда, э, Валерка? Ключи...
А я летел, летел к трамваю, за лобовым стеклом и на борту которого
значилась табличка "Улица Клочковская".
Ну вот что, ну что на самом деле мог бы я вправду сказать тогда,
четырнадцатилетний дуралей, морозящий сопли на крепком декабрьском
холоде, ей, своей грезе, своей мечте, и вправду столкнувшись с ней лицом к
лицу?
Да бежал бы от нее прочь, как заяц, не оглядываясь, весь горя больничным
жаром и обволакиваясь ручьями пота. "Девушка". "Кафе". "А вы читали...".
Одно дело - пылкие мечтания под лоскутным одеялом. Другое - вот она,
живая, всамделишная Людмила Гурченко. Ну, подходи. Знакомься. Говори!
Слабо? Язык присох?
Потому-то я, храбрец, наверное, и ездил так смело все три мои харьковских
дня туда, на Клочковскую, потому что подспудно знал: да не появится она
там, ни за что не появится. Что ей делать после Москвы на этой зачуханной
провинциальной улице, где после пробега с близ расположенного Конского
базара одиночных, пар и троек лошадей остаются на снегу лишь их дымящиеся
каштаны и гнусаво поют на поворотах трамваи. Зато как сладко было
надеяться, гадать, предвкушать. И ждать. Ждать. Ждать.
* * *
А вживую Людмилу Марковну Гурченко я все же увидел. Не поверите где, у
себя, в Мичуринске! Случилось это в начале семидесятых годов прошлого
века. Или в конце шестидесятых... Точно не скажу. Помню лишь, что зимой
(может, все в том же декабре?) уезжал в командировку. И в ожидании своего
поезда топтался у вокзальных класс, то и дело поглядывая на круглые
настенные часы, лениво косящие минутными стрелками.
Вякало о прибытии-отбытии составов навечно контуженное в челюсть
служебное радио. Люди тащили баулы, детей, корзины. А в самом дальнем углу
что-то происходило поинтереснее - то и дело там очерчивалась дугой
полуцепочка любопытствующих пассажиров.
Подошел и я. Да так и ахнул. Мамочка моя, вы только посмотрите, кто там
образовал круг, выставив в центр его модные свои чемоданы! Почти весь
"Кабачок 13 стульев" с паном Гималайским во главе. Анастасия Вертинская.
Вячеслава Шалевич. И! О боги, Людмила Гурченко! Правильно: это они,
столичные актеры, гастролировали в Тамбове. И теперь едут домой, в Москву.
Через Мичуринск.
Вот она, моя любовь, не затухающая и с годами. Это ее зеленым мальчишкой
бездарно и безрассудно выглядывал я на заснеженных улицах Харькова, с
которым, действительно, было связано военное детство великой артистки. Это
ей я, облизывая от волнения и страха пересохшие губы, звонил в Москве с
дядькиного телефона в театр "Современник", где она недолго работала. А
театр тогда уехал в Румынию на гастроли. А потом звонил еще, - но, она не
работала - здорово сломала на съемках ногу. А потом я женился. Закрутился
с детьми, семьей, работой. Какие уж там встречи?
И вот, пожалуйста, судьба сжалилась надо мной, бросила карту - играй! И я
пошел ва-банк. За ней! Она - на перрон и я - на перрон, следом за Л. М.,
которая, желая, видимо, разыграть и друзей своих - артистов и
толстого-претолстого импресарио, некоего Леню, подбежала к дежурившему на
перроне постовому милиционеру и весело протараторила ему:
- Товарищ генерал, у окошка дежурного по вокзалу увидите молодых людей, -
скажите им, что поезд на Москву отменяется. Ну, пожалуйста!
Я подошел к Гурченко со спины, она меня не видела. Голос мой был хрипл,
сипл, - словом, ужасен.
- Ну вот и все, Люся (таки Люся!), - сказала я актрисе. - Ваш автограф!
И протянул маленькую записную книжицу.
- О, как вы меня напугали! - игриво обернулась Людмила Марковна. - Так
нельзя поступать с женщинами.
... Ну скажи ей что-нибудь, болван, что-то в тон, в унисон скажи,
улыбнись наконец. Это же твоя мечта перед тобой, коснись ее. Ведь никогда
больше рядом не увидишь!
Я молчал. Стоял и молча смотрел, как выводит Люда, Люся, Люсенька озябшей
на морозе изящной своей ручкой плавный вензель "эль". И такую же изящную
красивую заглавную букву фамилии... Прощальная завитушка "о"... Взгляд на
меня