Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.pereplet.ru/ohay/shapoval.html
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Apr 11 00:49:54 2016 Кодировка: UTF-8 Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п |
|
|
Шаповалов Константин. |
|
Недремлющий Глаз Бога Ра.
Начну писать рецензию с того, что мне в этой книге не понравилось. А не понравилось мне ее название. Обычно, сталкиваясь с подобными заголовками, чтением одного только названия и ограничиваюсь. "Недремлющий Глаз Бога Ра", - что может скрываться за столь необычным сочетанием слов? К счастью я прочитал книгу целиком и остался вполне довольным? Не жалею о затраченном временем. Мое первоначальное недоумение было снято сразу, как только я почувствовал характерный ироничный стиль повествования, присущий Константину Шаповалову. Правда, какое-то странное чувство от "Ндремлющего глаза" осталось. Что ж за чувство такое? Как я уже писал в других рецензиях, мне представляется целесообразным для лучшего понимания процесса выделять в русской литературе два направления: интуитивное и ощущающее. К первому (интуитивному) я отношу творчество , - из ныне живущих и творящих, - Виктора Астафьева, Владимира Маканина, - а из сетевых начинающих авторов, - Максима Кононенко, Валерия Суси. Естественно, я называю лишь имена, попавшие в узкий круг моих исследовательских интересов. Ко второму (ощущающему) - Татьяну Толстую, Андрея Битова, Юрия Полякова. Некоторым писателям удается органично сочетать элементы двух направлений. Это встречается нечасто. Тем приятней открывать имена новых для меня авторов, которые пишут в подобном стиле. Таков Константин Шаповалов с книгой "Недремлющий глаз бога Ра". Тут элегантный и образный язык сочетается с глубоким духовным содержанием произведения.Изучая творчество Шаповалова по его текстам и в личном общении, я обнаружил, что он имманентно склонен к мировосприятию ощущающего типа, то есть к восприятию мира через удовольствия. Эта естественная личная склонность автора позволяет ему весьма продуктивно и чисто, без обычных для многих других авторов шероховатостей, выписывать образы героев и сцены из их бесконечных приключений. Однако неуемная энергия побудила его пойти дальше смакования языковыми формами. Недюжинная работоспособность в сочетании с возможностью никуда не торопиться, писать на совесть, позволили ему создать замечательный текст. По жанру книгу "Недремлющий Глаз Бога Ра" смело можно отнести к приключенческой литературе с вкраплениями небольших элементов шпионского детектива. Но на фоне мириадов прочих подобных же романов эта вещь выигрышно смотрится в силу ее глубокого духовного содержания. Спектр элементов духовного (интуитивного) содержания произведения включает в себя как простые, лежащие на поверхности истины, например, нежелание простого русского вирусолога служить земным силам зла (разрабатывать новое бактериологическое оружие), так и сложные для обыденного сознания мистические действа с вмешательством потусторонних сил зла. Описание глубин человеческой психики в контексте древней мифологии и магии само по себе не ново и выглядело бы довольно блекло, если бы не чрезвычайно реалистическая судьба двоих приятелей, которые мечутся по жизни точно так же, как многие из нас, читателей этой книги. Композиция произведения незамысловата. Тем удивительней авторский успех. Он заставляет читателя искренне сопереживать персонажам. На чем же строится сюжет? Два героя, дополняющих друг друга так, что их даже можно рассматривать в качестве единой личности, - Сергей Гвоздев и Вениамин Липский, - как бы составляющую одну раздираемую противоречиями душу, проходят сквозь вереницу драматических событий. Остальные персонажи, - и соблазнительная Хунхуза, и полупрозрачная Анхелика, и всесильный Харярама , - несмотря на сочность этих образов, могут быть поняты лишь как психические состояния главного героя. Хунхуза - это женская половинка мужской души. Анхелика - темное мистическое начало, эфемерное, но могучее. Харярама - сила чуть ли не божественная, побуждающая героя переживать чувство бессильного отчаяния. Конечно, состояния, ибо они не являются вполне полноценными участниками действа.Замечательнейшим образом в произведении изображена любовь главного героя к героине. Остановлюсь на лишь одном элементе любовной истории. Постельная, вроде бы, сцена написана удивительно целомудренно. Читаешь и думаешь по мере продвижения вперед: как же автор собирается выбираться из разворачивающейся сцены, неужели использует какой-нибудь затертый до дыр сценарий разрядки накала страстей? Нет, ничего пошлого. Эрос здесь, в книге Шаповалова, уже одухотворен Психеей. Тем более приятно свежее решение на фоне моря романов, авторы которых служат другому богу - Порносу (мол, знакомьтесь, это наш новый бог, такого не было ни у греков, ни у римлян). Но это я не об этой книге . У Шаповалова все сцены выполнены чисто, ярко. Придраться к чему-то (кроме названия) я не смог.
Текст "Недремлющего Глаза" в архиве ZIP 143 Kb
|