Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.pereplet.ru/gorm/atext/russian_.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Mar 1 10:16:31 2014
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
Гинцель Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская IV, Софийская I, Тверская, Никоновская, Типографская, Воскресенская
"В льто 6419. Явися звьзда велика на западе купиным [копеинымъ] образом."
[Речь идет о комете Галлея 912 года, наблюдавшейся в Японии и в Китае в конце июля в точном соответствии с современными расчетами. Эта запись заимствована из византийской хроники Георгия Амартола и его продолжателя, переведенной на Руси в XI век, где комета отнесена ко времени византийского императора Александра (912-913). "При сем звезда велика явися от запада, копииника его наричаху о сих злеи. Та звезда крови пролитие прознаменует в Константине-Граде глаголаху." (цитата по "Летописец еллинский и римский", С.-П.,Дмитрий Буланин, 1999). Комету отмечают и дпугие византийские авторы Кедренос и Леон Грамматик. Комета Галлея прошла перигелий 18 июля]
Московский летописный свод (эрмитажный список)
"В льто 6419. Явися звезда велика на запади [...] образом."
Ермолинская
"В льто 6418. Явися на запади звезда копеинымъ образомъ."
Татищев, История российская
I-я редакция:
    "6419 (911). Явися звезда велика на западе купинным образом (кустом)."
II-я редакция:
    "6419 (911). Явися звезда великая на западе, яко куст".
[неправильно понятое Татищевым слово привело к искажению записи во второй редакции]

Татищев, История российская, II-я редакции.
"6420 (912) ... Сея же зимы погоре небо, и столпи огненнии ходили от Руси ко Греции сражаюсчеся."
"Сие есть северное сияние - в двух токмо манускриптах; в раскольничьем точно, как здесь; у Хрущева -- в 918, о котором Ликостенес вспоминает в 919 году; но сие точно, ибо русский год начинался весною, а Ликостенес -- с генваря, и естьли оное было в генваре, феврале или марте, то согласно."
[В первой редакции это сообщение отсутствует.]

Никоновская
"В льто 6510 ... Того же льта бысть теченie звьздамъ."
[Это сообщение Д.О.Святский не заметил. Поток Леониды появляется в среднем через 33.25 лет. В 1002 году максимум Леонид приходился на 14 октября. Происхождение этого сообщения в Никоновской летописи неизвестно. Таким образом, Леониды описаны в русских летописях не 2, а 3 раза (еще в 1202 и 1533 годах). См. таблицу в книге Д.О.Святского на с.169.]

Никоновская
"В льто 6512 ... Того же льта знаменiе бысть в солнци, и въ лунь и въ звьздахъ."
Татищев, История российская
"6512 (1004). ... Того же лета бысть знамение в солнце и луне"
[Происхождение этого сообщения в Никоновской летописи и у Татищева неизвестно. На эту запись Д.О.Святский не обратил внимание. Возможно здесь описано солнечное затмение 24 января 1004 года. Хотя в Киеве затмение имело небольшую  фазу (0.44), однако максимум его приходился практически точно на момент заката, и наблюдать его поэтому можно было невооруженным глазом в достаточно эффектном виде. В Новгороде затмение было незаметно. Затмение 24 января 1004 года астрономически точно описал арабский астроном Ибн Юнис, проводивший наблюдения в Каире. Ближайшие по времени лунные затмения имели довольно малую фазу: 14 марта 1003 в 19:45 (фаза 0.13) и 4 июля 1004 года (фаза 0.15).]

Лаврентьевская
"В льто 6536. Знаменье змиево явися на небеси, яко видьти всей земли."
Тверская
"В льто 6535. Явися знаменiе змiево на небеси, яко видьти всей земли."
Новгородская I (старшего извода)
"В льто 6536. Знамение явися на небеси змиевъ видъ."
Новгородская I (младшего извода)
"В льто 6536. Знамение змиево на небеси явися."
Никоновская
"Знамение. Въ льто 6536. Знаменiе явися на небеси змiево, яко видьти всей земль."
Татищев, История российская
"6536 (1028) Знамения явися на небеси, яко видети всей земли"
"Знамение на небеси, какое не объявлено, а Ликостен сказует комету, виденную чрез 4 месяца."
Новгородская IV
"Въ льто 6536. Знаменiе змiево явися на небеси, яко видьти всеи земли."
Софийская I, Тверская, Московский летописный свод (эрмитажный список)
"Въ льто 6535. Знаменiе змиево явися на небеси, яко видьти всеи земли."
Воскресенская
"Въ льто 6535. ... Того же лета знамение бысть на небеси змиево, яко видети всей земли."

Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская I (ст.), Новгородская IV, Софийская I, Тверская
"В льто 6573. Иде Святославъ на Ростислава къ Тмутороканю. Ростиславъ же отступи кромь изъ града, не убоявъся его, но не хотя противу стрыеви своему оружью взяти. Святославъ же пришедъ Тмутороканю, посади сана своего пакы Гльба, и възвратися опять. Ростиславъ же пришедъ, пакы выгна Гльба, и приде Гльбъ къ отцю своему, Ростислаъ же сьде Тмуторокани. В се же льто Всеславъ рать почалъ.
    В си же  времена бысть знаменье на западь, звьзда превелика, лучъ имущи акы кровавы, въсходящи с вечера по заходь солнечньмь и пребысть за 7 дний. Се же проявляше не на добро, посемь бо быша усобиць многы и нашествие поганыхъ на Русьскую землю, си бо звьзда бь акы кровава, проявляющи крови пролитье. В си же времена дьтищь вверженъ в Сьтомль; сего же дьтища выволокоша рыболове въ ньводе, его же позоровахомъ до вечера, и пакы ввергоша и в воду. Бяшеть бо сиць: на лице его срамнии удове, иного нелзь казати срама ради. Пред симь же временемь и солнце премьнися, и не бысть свьтло, но акы мьсяць бысть, его же невьгласи глаголють сньдаему сущю. Се же бывають сица знаменья не на добро. Мы бо по сему разумьемъ, яко же древле, при Антиось, въ Иерусалимь случися внезапну по всему граду за 40 дний являтися на вздусь на конихъ ришющимъ, въ оружьи, златы имущемъ одежа, и полкы обоя являемы, и оружьемъ двизающимся; се же проявляше нахоженье Антиохово на Иерусалимъ. Посемь же при Неронь цесари в том же Иерусалимь восия звьзда, на образъ копийный, надъ градомь: се же проявляше нахоженье рати от римлянъ. И паки сице же бысть при Устиньянь цесари, звьзда восия на западь, испущающи луча, юже прозываху блистаницю, и бысть блистающи дний 20; посем же бысть звьздамъ теченье, с вечера до заутрья, яко мньти всьмъ, яко падають звьзды, и пакы солнце без лучь сьяше: се же проявляше крамолы, недузи человькомъ умертвие бяше. Пакы же при Маврикии кесари бысть сице: жена дьтищь безъ очью и без руку, в чересла бь ему рыбий хвостъ прирослъ; и песъ родися шестоногъ; въ Африкии же 2 дьтища родистася, единъ о 4-хъ ногахъ, а другый о двою главу. Посемь же бысть при Костянтинь иконоборци цари, сына Леонова: теченье звьздное бысть на небь, отторваху бо ся на землю, яко видящим мньти кончину; тогда же въздухъ възлияси повелику; в Сурии же бысть трусъ великъ, земли расьдшися трий поприщь, изиде дивно и-земль мъска, человьчьскымь гласомь глаголющи и проповьдающи наитье языка, еже и бысть: наидоша бо срацини на Палестиньскую землю. Знаменья бо въ небеси, или звьздахъ, ли солнци, ли птицами, ли етеромь чимъ, не на благо бывають; но знаменья сиця на зло бывають, ли проявленье рати, ли гладу, ли смерть проявляють."
[В Лаврентьевской летописи сообщение отнесено к 6572-му году, однако в этой летописи из-за пропуска отметки о 6573 годе слились две погодные отсутствует записи. Сообщение можно рассматривать как отступление о разнообразных астрономических предзнаменованиях и поэтому в нем оказались соединены астрономически явления предшествующего и последующего года (апреля 1064 и апреля 1066). Можно заметить, что летописец здесь употребляет вместо обычной для летописных записей формулы "в то же лето" более неопределенные выражения "в си же времена" и "пред сим ме временем." В сообщении, видимо, описана комета Галлея 1066 года, появлявшаяся вечером согласно китайским и европейским хроникам и в соответствии с астрономическим расчетом с 24 апреля и наведшая ужас на Европу (комета битвы при Гастингсе) и рассказано о бывшем ранее солнечном затмении 19 апреля 1064 года. Древние явления приводятся в соответствии с византийской хроникой Георгия Амартола и его продолжателя. Описаны известные из разных источников три кометы:  первая (по книге Маккавеев) , при Антиохе;  вторая  при Нероне, описанная Иосифом Флавием;  и третья при Юстиниане - все являются появленими кометы Галлея -163 года, 66 года и 530 года; падение звезд при Юстиниане - 28 августа 532 г., известно также по китайским летописям; падение звезд при Константине Иконоборце - 30 декабря 764.].
Типографская, Московский летописный свод (эрмитажный список)
[то же, что в других списках ПВЛ, но сообщения об астрономических предзнаменованиях из византийских хроник отсутствуют.]
Никоновская
"6573. ... О знаменiахъ страшныхъ. Того же льта бысть знаменiе на небеси на западньй странь, звьзда превелика, лучи имущи кровавы восходящи съ вечера по заходь солньчномъ, пребысть за 7 днiй; се же проявляше не на добро: по семъ бо быша усобици многи и нашествiе поганыхъ на Русскую землю, сiа бо звьзда акы кровава, проавляюще кровопролитiе. ... Того же льта солнце премьнися, и не бысть свьтло, но акы мьсяць бысть, егоже невьгласи глаголютъ съньдену ему сущу."
[Здесь летописец исказил запись, заменив менее конкретные, но более правильные с точки зрения хронологии, выражения "в си же времена" и "пред сим ме временем" на стандартную формулу "того же льта"]
Татищев, История российская
    I-я редакция:
6572 (1064). В сии же времена бысть знамение, на западе звезда превелика, луч имущи аки кровав, восходящи с вечера по заподу солнечному, и пребысть за 7 дней. Бе же сие проявляшеся не на добро, по сем бо быша усобицы многи и нашествие поганых на Рускую землю, сия бо звезда бе аки кровава, проявляющи
кровопролитие бяше ... Пред сим же времянем и солнце пременися, и не бысть светло, но аки луна бысть,
его же невегласи глаголют, снедаемо сущу. Се же бывает знамение не на добро.
    II-я редакция:
6572 (1064). В сие же время бысть знамение на западе, звезда превелика луч имущи, аки кровав, восходящи с вечера  и по заходе солнечном и пребысть чрез седмь дней. Бысть же сие проявление не на добро, по сем бо быша убивства многи и нашествие поганых на Рускую землю, понеже сия звезда была яко кровава, проявляющи кровопролитие. ...
"В разных летописцах не токмо наших, но и в чужестранных древних сия комета в годах не равно положена: в некоторых 1063, Бароний же или паче Скарга в 1066 сказует: явися комета с долгим хвостом и бысть видима 20 дней. Ликосфенес сказует комету виденну в день пасхи и потом 14 дней, а прежде оной в 1063 комету же. Сие, может, едина, но что в годах разница, оное, может, списыватели погрешили."
Пред сим же временем и солнце пременися, и бысть аки луна темна; его же, невегласи глаголют, снедаемо сущу от змиа. И сие бывает знамение не на добро.
"Снедаему солнцу от змия. Сие суеверие у калмык, может от китайцев прильнуло; ибо в Истории калмыцкой сказуется, что есть змий великий, который луну и солнце поглотает; но когда ударят в бубны, и он, услыша звон, оставляет; ученые же и у них правильно читая в календарях наперед о затмениях показывают и точно сказывают."
[Во второй редакции Татищев существенно исказил сообщение о затмении, подставив вместо сравнения солнца с серпом месяца, сравнение солнца с темной луной, и добавив о съедении солнца змеем.]

Летопись Авраамки
"Въ льто 6572 бысть знаменiе: явися звьзда на западь превелика, луць имущи аки кровавы, въсходящи съ вечера, и пребысть 7 днiй."
Рогожский летописец
"Въ льто 6572 явися на западь звьзда превелика луча имуща акы кровавы, въсходящи съ вечера, и пребысть 7 днiи и погьбе."
Новгородская I (мл.)
"Почя Всьславъ рать дрьжати; и на западь явися звьзда велика."

 
Лаврентьевская, Ипатьевская
"Въ льто 6599 ... Въ се же льто бысть знаменье в солнци, яко погыбнути ему, и мало ся его оста, акы мьсяць бысть, в час 2 дне, мьсяца маия 21 день. В се же льто бысть, Всеволоду ловы дьющю звьриныя за Вышегородомъ, заметавшимъ тенета и кличаномъ кликнувшимъ, спаде превеликъ змий отъ небесе и ужасошася вси людье. В се же время земля стукну, яко мнози слышаша. В се же льто волхвъ явися Ростовь, иже вскорь погыбе."
[Место - Киев. Кроме затмения, возможно, описано падение болида.]
Никоновская
"Въ льто 6601 ... Того же льта бысть знаменiе в солнци, яко погибнути ему, и мало ся его оста, акы мьcяць бысть, въ 2 часъ дне, мьсяца маiа въ 21 день." [Хотя проставлен 6601 год, следующее сообщение в той же погодной записи: "и взяша мощи Феодосiевы съ темьяном и съ свещами, и принесше и положиша въ церкви своей ему, въ притворь на десньй мьсяца августа въ 14, въ четвергъ, вчасъ 1 дне, индикта 14 льто" -- позволяет однозначно датироваит это сообщение 1091-ым годом, в сентябре которого начался 14 индикт и 14 августа которого было четвергом.]
Новгородская IV, Псковская, Воскресенская, Софийская I
"Въ льто 6596. Взяша Болгаре Моуромъ ... В се же время и льто бысть в солнци, яко погибнути ему, и мало ся его оста, аки мьcяць бысть, въ 2 часъ днi, маiа въ 21 день."
Московский летописный свод, Уваровский список.
"Въ льто 6596. Того же льта взяшя Болгари Муром. Того же льта бысть знамение в солнци, яко погибнути ему, и мало ся его оста, аки месяць бысть, месяца мая 21 в 2 час."
спользована византийско-болгарская эра в которой от сотворение мира до рождества 5505 лет С.В.Цыб)]
Новгородская III
"Въ льто 6586 ... Поставленъ бысть Великому Новуграду епископъ Германъ. При семъ епископе бысть знаменiе в солнце, яко погибнути ему, и мало его остася, и аки мьcяцъ бысть, во 2-мъ часу дни, маiа въ 21 день." [О поставлении епископом Германа сообщается в летописях, восходящих к Новгородско-Софийскому своду. В Повести временных лет этого сообщения нет. Затмение, очевидно, отнесено здесь к годам епископства Германа, а не к 1078-му году]

Татищев, История российская
6608: "а зимою видьли на сьверь звьзду съ хвостомъ великимъ протяженнымъ, къ западу протяженъ вверх поднятый, и былъ черенъ."
[Сообщение есть лишь во II-й редакции Истории. Источник Татищева неизвестен].

Лаврентьевская, Никоновская, Воскресенская
6610: "Въ то льто бысть знаменье на небеси, мьсяца генваря въ 29 день, по 3 дни: акы пожарная заря отъ встока и уга и запада и сьвера, и бысть таковъ свьтъ всю нощь, акы отъ луны полъны свьтящься."

Ипатьевская, Хлебниковская, Густинская
6613: "Томъ льть явися звьзда съ хвостомъ, на западь, и стоя мьсяць."

Ипатьевская
"Въ льто 6614 ... Того же льта помраченье бысть въ солнци августа."

Ипатьевская
"Въ льто 6621 бысть знаменье въ солнци въ 1 часъ дне, бысть видити всьмъ людемъ: остася солнца мало аки месяца доловъ рогома месяца марта въ 19 денъ а луны въ 29 се же бывають знаменья не на добро бывають знаменья въ солнци и въ лунь или звьздами не по всеи земль но в которои любо земль аще будеть знаменье, то та земля и видить а ина земля не видить. Тако се древле во дни Антиоховы быша знаменья въ Ерусалимь ключися являтися на въздуси на конихъ рыщуще во оружьи и оружьемь двизанье то се бяше въ Иерусолимь токмо, а по инымъ землямъ не бяше сего якожь бысть знаменье въ солнць проявляше Святополчю смерть. По семь бо приспь праздникъ пасхы и празьноваша и по празниць разболися князь, а преставися благовьрныи князь Михаилъ зовемыи Святополкъ месяца априля въ  16 день за Вышегородомъ."
[Место - Киев. Во время затмения рога действительно были обращены вниз. В Лаврентьевской летописи нет описания смерти Святополка и указан год 6622. Под тем же годом краткие записи в Новгородской II, Псковской I, Никоновской, и Воскресенской.  В двух списках, родственных Лаврентьевской летописи указана дата 29 марта. Происхождение этой ошибки очевидно из текста (29 луна - новолуние).]

Рогожский летописец
"Въ льто 6622 бысть гибель солнцу марта 19. Того же льта преставися Михаилъ, зовомыи Святополкъ Изяславович. Того же мьсяца вниде Владимиръ въ Кioвъ."
Авраамки
"Въ льто 6621. Заложиша церковь святого Николу на княжи дворь. Того же льта  знаменiе бысть: солнце, аки мьсяць."
[То же в Густинской летописи]

Ипатьевская
"Въ льто 6623, индикта 8 ... В се же льто бысть знамение: погибе солнце и бысть яко месяць егоде глаголють невьглиси: сньдаемо солнце. Въ се же льто преставися Олегъ Святославичь месяца августа въ 1 день, а во вторыи погребенъ бысть у святого Спаса у гроба отца своего Святослава. Того же льта устрои мостъ чересъ Дньпръ."
[Место - Киев]
Новгородская I
"Въ льто 6623. Съвкупишася братья Вышегородь: Володимиръ, Ольгъ, Давыдъ, и вся Русьская земля, и освятиша церковь камяну маия въ 1, а въ 2 перенесоша Бориса и Гльба, индикта въ 8. Въ то же льто бысть знамение въ солнци, якоже погыбе. А на осень прьставися Ольгъ, сынъ Святославль, августа въ 1. А Новьгородъ измьроша коня вся у Мьстислава и у дружины его. Том же льть заложи Воигость церковь святого Федора Тирона, априля въ 28."

Ипатьевская
"Въ льто 6629. Прогна Володимеръ Береньдичи из Руси а Торци и Печеньзи сами бьжаша. Томъ же льть приходи Ярославъ с Ляхы къ Чьрьвну при посадничи Фомь Ратиборичи и воротишася опять не въспьвше ничто же. Того же льта преставися митрополитъ в Киевь Никифоръ месяца априля, и бысть знамение въ солнци и лунь одиного месяца, и княгыни Мьстислаля умре мьсяца генваря въ смыинадесять. Того же льта заложи церкви святого Ивана въ Копырьве конци."
Лаврентьевская
"Въ льто 6630 ... бысть знаменье в солнци мьсяца марта въ 10 день; и въ лунь бысть знаменье того же мьсяца въ 24 день"
[То же в Никоновской, но вместо 24 дата дана ошибочная невозможная дата 20]
Рогожский летописец
"Въ льто 6630 прiиде на Русь митрополитъ Никита. Того же льта бысть знаменiе въ солнци и лунь марта 10, и земля потрясеся и въ лунь бысть знаменiе того же мьсяца 24."

Новгородская I, II, IV, Псковская I, Воскресенская
"Въ льто 6632. Мьсяця августа въ 11 день, передъ вечернею, почя убывати солнця, и погыбе всь; о, великъ страхъ, и тьма бысть, и звьзды быша и мьсяць; и пакы начя прибывати, и въ бързь напълнися; и ради быша вси по граду."

Тверская
"Въ льто 6632. Представишася два брата Ростиславичи, Володимеръ и Василько. Того же льта  августа 11, предъ вечернею нача убывати солнца, и погыбе все. О, великiй страхъ! и тма бысть, и звьзды быша и мьсяць; и пакы начя пребывати, и вборзь исполнися, и ради быша вси людiе."
Рогожский летописец
"Въ льто 6632 бысть пожаръ въ Кiовь великъ, по два дни, по Подолiю погорь церквiи боль 600, На Рождество Iоанна Предтечя. Того же льта погыбе солнце мало не все, августа 11, въ 9 часъ дни."
Лаврентьевская
"Въ льто 6632 ... Въ то же льто бысть знамение въ солнцi: въ 9 часъ дне бывшю ему яко мьсяць  малъ, и мало не смерчеся по полуденьи, мьсяца августа въ 11 день."
Ипатьевская
"Въ льто 6632. Земля потрясеся мало и падеся церкви великия: святого Михаила, у Переяславли мая в десятыи юже бе създалъ и украсилъ блаженыи епископъ Ефремъ. Томъ же льть ведоша Ляховицю Мюрому за Давыдовича Всеволода. В се же льто преставися Ярославляя  Святославича. У се же льто бысть бездожгь, то погорь Подолье все на канунъ святого рождества Ивана Крестителя и Предътеча. Въ утрии же день погорь Гора и моностыреве вси что ихъ на Горь въ градь и Жидове. Томъ же льть бысть знамение въ солнци от вечера аки месяць малъ и мало не смерчеся августа въ 1 на десять день. Въ се же льто умре Василко Ростиславичь по немь же преставися Володарь, братъ его стареишии."
[В Никоновской объединены версии Новгородской и Лаврентьевской летописей]

Новгородская I
"Въ льто 6639. Бысть знамение въ солнци, въ вечернюю, марта въ 30. Томъ же льть, на зиму, иде Всьволодъ на чюдь; и створися пакость велика: много добрыхъ мужь избиша въ Клинь новгородьць, мьсяця генъваря въ 23, въ суботу. Тъгда же Антона игуменомъ Нифонтъ архепископъ постави."
Тверская
"Въ льто 6639. Бысть знаменiе въ солнци, въ вечернюю годину, марта 30."

Новгородская I, Новгородская II, Тверская
"Въ льто 6641. Бысть знамение въ солнци прьдъ вечернею. И томь же льть обновиша мостъ цересъ Волхово, рушивъше; и церкви сърубиша 2 деревянь на Търговищи: святую Богородицю и святого Георгия, при князи Всеволодь. Томъ же льть, на зиму, иде Вьсеволодъ съ новгороьци на Чюдь, и възя городъ Гюргевъ, на память святого Никифора, февраря въ 9 день."

Ипатьевская,
"В льто 6645 поставленъ бы скопечь Мануило епископомъ Смоленску пьвечь гораздаи иже бь пришелъ изъ Грекъ самъ третии къ боголюбивому князю Мьстиславу предъ симъ бо бь не былъ епископъ Смоленьскь. В се же льто быша знамения въ солнци месяца июня въ 9 день в се же лето бишася Новъгородъчи съ Суждальчи на Ждань горе и одольша Суждалци Новгородцем. В то же время иде Юрьи Ростову и Всеволодъ Мьстислаличь отда дчьрь свою в Ляхы, Верхуславу." [С.В. Цыб полагает, что речь идет о затмении 12.06.1135 г. и использована эра в 5511 лет. Но это затмение не было видно в северном полушарии. Если здесь речь вообще идет о затмении, то это затмение  1 июня 1136 года с фазой 0.7 в Новгороде, и 'аз'=1 был принят переписчиком за иногда похожую при написании числа 'фиту'=9]

Новгородская I,II
"Въ льто 6648, въ 20 марта, бысть знаменее въ солнчи, и толико оста его якоже бываетъ мьсяць 4 днии, и пакы до захода напълнися. Въ то же льто потоцыша Кыеву къ Всьволоду Къснятина Микулъциця, и пакы по немь иньхъ муж 6, оковавъше, Полюда Къснятиниця, Дьмьяна, иньхъ колико."
Тверская
"Въ льто 6648, мьсяца марта 20, бысть знаменiе въ солнци, и испольнися. Того же льта полаша Новгородци великому князю Всеволоду Костантина Микулина и по немъ 6 мужъ, оковавъше, Полюда Гостянича и иныхъ колко ихъ."

Ипатьевская
"В льто 6653. Посла Всеволодъ по братью свою по Игоря и Святослава и по Давыдовича по Володимира Изяслава и придоша Киеву и тогда явися звьзда привелика на западь  испущающи луча."
[Комета Галлея, прошла перигелий 29 апреля, на западе была видна после середины мая.]

Никоновская
6654  "Того же льта бысть знамение на небеси: солнечныа лучя погибоша, а луна кровава."

Лаврентьевская
Год 6655  "В то же льто бысть знаменье въ солнци, и на ту нощь бысть громъ, и поторта мало"

Новгородская I (Синодальный список)
"Въ льто 6657 ... Тои же нощи бысть знамение въ лунь: вся погыбе, въ заутрьнюю пакы напълнися, феурар"
[Запись отсутствует в списках младшего извода. В феврале не было полных лунных затмений в ближайшие годы. Затмение 26 марта не было полным, полным было затмение 15 марта 1150, но в полную фазу оно вступило после восхода солнца. Скорее всего в синодальный список эта фраза попала случайно от другого года. Наиболее вероятный кандидат - затмение 12 февраля 1161 года, описанное многими летописями и пропущенное в Новгородской]

Ипатьевская, Воскресенская, Ермолинская
"Въ льто 6669 ... Том же льть ходи Рогъволодъ ко Мьньску на Ростиславнаго Гльбовича и створи с нимъ миръ и възвратися въ свояси. Томъ же льть бысть знамение в лунь яко погыбнути ему всему мьсяца августа въ 20 день. ... Наутрию же въ 8 месяца февраля день же бь тогда середа нача Изяславъ полкы рядити съ братьею и доспьвъ идь к Подолью ... Изяславъ же вниде в Киевъ  месяца февраля въ 12, и вшедъ въ Софью всимъ дастъ прощение Кианомъ ихъже бяху изоимали и поиде Изяславъ к Бьлуграду. В то же веремя бысть знамение в лунь страшно и дивно: идяше бо луна черезо все небо от въстока до запада изменяючи образы своя: бысть первое  ии убывание по малу дондоже вся погибе и бысть образъ ея яко с