Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1197212&s=120800000
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 05:45:25 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: шекспир
Научная Сеть >> Исаенко А.Н., Денискин С.А. Фрактальность живого. От клетки до национальной идеи.
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> Психология | Аннотации книг
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
Обложка книги Исаенко А.Н., Денискин С.А. Фрактальность живого. От клетки до национальной идеи.
22.02.2004 1:46 | С.А.Денискин
    

Исаенко А.Н., Денискин С.А. Фрактальность живого. От клетки до национальной идеи. Челябинск: Библиотека А.Миллера, 2003 г. 120 с.

Популярное изложение концепции построения биологических систем, созданной путем обобщения современных общепризнанных естественнонаучных данных. На основе определения живого выделен объект – структуры от клеток до человеческого социума, и построена универсальная Таблица Биологических Элементов, ставшая основой классификации иерархических уровней и ярусов живых структур. Выявление естественных закономерностей процессов жизнедеятельности позволило сформулировать условия и признаки оптимального развития Человека, его социальных групп и увидеть проявления и источники патологических процессов. В итоге удалось сформулировать общезначимую цель на следующий период развития общества – идею для нации XXI века.

Книга предназначена в первую очередь для любознательных и неравнодушных читателей, которые находятся в поиске наиболее обобщенных мировоззренческих моделей, позволяющих адекватно ориентироваться в нашем предельно динамичном мире, для тех, кто реализует лозунг "познай самого себя", а также для тех, кто профессионально познает суть и закономерности живого, в частности, для научных сотрудников, занимающихся построением моделей живых систем (биологов, медиков, социологов, математиков – специалистов по динамическим неравновесным системам), для студентов и аспирантов, для педагогов и родителей.

Содержание

Предисловие
Часть 1. Таблица биологических элементов
I. Методические принципы
II. Объект исследования – что такое живое?
III. Системогенез – от простейших автоматов к саморегуляции живого
IV. Первый ярус жизни – клеточные структуры
V. Второй ярус жизни – многоклеточные opганизмы
VI. Образование нейросистемы
VII. Третий ярус жизни – социум
Часть 2. Концепция биологического прогресса
I. Ярусы пирамиды развития
II. Многомерность процесса развития
Часть 3. Психоэволюция
I. Две линии эволюции нейросистемы
II. Уровни нейроадаптации
III. Принципиальное строение нейросистемы Человека
IV. Нейромеханизмы психоэволюции
Часть 4. Жизненный цикл Человека
I. Периодизация жизненного цикла
II. Развитие Человека Разумного – от рождения до зрелости
III. Варианты развития
IV. Психотипы
Часть 5. Социология
I. Теории социума
II. Общественные структуры
III. Современные социальные процессы
IV. Национальная идея – создай здоровых детей

ПРЕДИСЛОВИЕ

Попытки познать тайну живого предпринимаются человечеством на протяжении всей его истории. Естественно, что в каждый исторический период создаются свои модели, соответствующие накопленному знанию.

В чем особенность современного периода? Все чаще в литературе указывается предельное развитие отрасли, добывающей сведения об окружающем мире. Мы знаем настолько много, что универсальных ученых, охватывающих своей деятельностью все естествознание, сейчас не может быть в принципе. Наука раздробилась на отдельные направления и углубилась в частности подобно горным ущельям. С разделяющего их перевала не видно дна соседних горных рек.

Но есть еще вторая особенность. Современная цивилизация овладела настолько большой энергией и проникла так глубоко в структуру живой материи, что без соответствующего осознания действия в такой ситуации становятся опасными. Причем не столько из–за непредсказуемости последствий, сколько из-за несовершенства управления социальными процессами, когда достижения науки могут использоваться не на благо людей. Несовершенство управления подтверждается наличием ряда негативных явлений (нарастание болезней, наркомания, преступность и др.), с которыми не может справиться ни одно государство, нестабильностью семей, потерей родовых традиций, которые в прошлом служили основой формирования этики и морали. Среда обитания человека под влиянием его жизнедеятельности меняется настолько быстро, что социальные отношения не успевают перестроиться. Простой пример. Произведения Шекспира нисколько не потеряли своей актуальности, хотя мы живем в совершенно другом мире.

Налицо отставание развития наук о человеке от технических, что, помимо известных объективных и субъективных причин, имеет еще одну, связанную с особенностью объекта изучения.

Современное естествознание основано на создании параметрической модели изучаемого объекта с помощью мышления в терминах различения. На языке математиков это будет звучать примерно так: мы познаем мир в виде конечных разностей, то есть дифференциально. Применяемые при этом методы анализа и синтеза предполагают действия над объектом, приводящие к его разрушению. Последующая интеграция частных знаний выполняется математикой. Например, уравнение колебаний маятника описывает необычайно большой класс на первый взгляд совершенно непохожих явлений независимо от вида объекта и его масштаба. В области живого есть нечто такое, что не улавливается мышлением в терминах различения. Феномен жизни не удается познать методом разрушения, а интегрирующая функция математики начала сказываться только несколько десятков лет назад, после появления концепции хаотических систем. Именно с математикой (вместе с философией) связано развитие нового мышления – создание моделей в терминах подобия.

Судя по всему, такой стиль мышления развивается естественным образом в пожилом возрасте. В толковых словарях соответствующий период развития назван мудростью и определен как осмысление практического жизненного опыта. Аналогичное мнение высказано В.П.Эфроимсоном: "Некоторые интеллектуальные функции даже у долгожителей–творцов безусловно слабеют, однако другие достигают высшего расцвета, развивается высшая форма ума – мудрость".

Предлагаемая в книге концепция живого соответствует такому подходу. Она создана в результате последовательного движения от частного к общему в попытке привести безбрежное море знаний о живом к одному знаменателю, в попытке выделить структуры и последовательность их построения, характерные для живых организмов во всем диапазоне проявления жизни. Само изложение выполнено без математического аппарата, что характерно для философского подхода.

Но целью книги не является вклад в копилку научного знания. Это скорее популярное изложение личного понимания основных принципов жизнедеятельности. Сложилось оно в процессе осмысления себя: как жить долго и счастливо и что завещать детям. Поэтому в книгу вошли только те моменты, которые помогают ответить на эти вопросы. Но мы не отшельники в пустыне, поэтому неизбежен выход на изучение процессов, происходящих в государстве. Так появилось обоснование национальной идеи. Хотя сама по себе сформулированная идея не отличается особой новизной, ее концептуальное понимание позволяет определить минимально необходимый комплекс действий, который может привести к изменению в нужном направлении.

В первой части дано определение живого, на основании которого выделены три яруса живых структур: одноклеточные, многоклеточные и социальные организмы. Последующее построение основано на методическом приеме, который описывается схемой:
Свойства объекта = элементы структуры + тип взаимодействия,
что означает:
1. Рассматривается материальный объект, имеющий определенные свойства;
2. Наблюдаемые свойства объекта (для живого это и поведенческие реакции) определяются свойствами элементов, составляющих его структуру, и способом их взаимодействия.

Отсюда формулируются важные следствия:
1. Если у объекта наблюдаются некоторые характерные свойства, значит, у него должна быть структура из определенных элементов с соответствующим типом взаимодействия;
2. Если утверждается, что свойства не могут существовать без материального носителя, то все концептуальные построения с энергосущностями, духами и пр. остаются вне рассмотрения;
3.Объекты и их структурные элементы можно классифицировать по их свойствам, и наоборот - свойства можно ранжировать по их материальному носителю; согласившись с тем, что это две стороны одной медали, в обоих случаях будет заполняться одна и та же классификационная матрица.

Следующий методический шаг уже очевиден: необходимо выделить структурный элемент и типы взаимодействий. По этому поводу в литературе есть согласие. Структурных элементов два – клетка и многоклеточный организм, а взаимодействий перечислено пять видов (индивидуальное, колониальное, симбиотическое, на основе специализации, на основе взаимного содействия).

И последний шаг, судя по имеющимся публикациям, не очевидный. Матрица структур, матрица соответствующих им свойств и матрицы эволюционного и индивидуального развития во всем диапазоне живого должны наложиться друг на друга. Это условие вытекает из замеченного свойства самоподобного иерархического построения живых структур и является проверкой адекватности теоретической модели. В результате создалась таблица биологических элементов, описывающая универсальные структурные элементы биологических объектов, а в качестве следствия из нее получена эволюционная последовательность уровней усложнения организмов, этапов психоэволюции, стройная концепция жизненного цикла Человека Разумного и понимание сути его социальных структур.

Во второй части сформулирована мысль об эволюционном ряде типовых планов строения организмов и показано, что развитие идет параллельно на всех ярусах. Это понимание необходимо для описания взаимодействия индивида и социума: изменение элементов и образуемой ими структуры взаимосвязаны. А значит, перестройка государства неизбежно влечет за собой перестройку личностных свойств граждан или наоборот, в зависимости от того, что выбрано в качестве приоритета.

В третьей части рассматриваются этапы эволюции центральной нервной системы, имеющей ключевое значение для понимания человека. Основное внимание уделено свойствам нейросистемы - алгоритмам адаптации в среде обитания. Показано, что в отличие от наших предков, адаптирующихся с помощью ощущений, у человека появились два новых способа построения модели окружающего мира – мышление в терминах различения (познавательный ум) и мышление в терминах подобия (разум).

В четвертой части анализируются этапы жизненного цикла человека: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, мудрость. На основании закона подобия индивидуального и исторического развития вида определены особенности становления личности на каждом этапе и условия оптимального формирования способностей. Для гармоничного развития человеческих способностей необходимо выполнение трех условий: родиться здоровым, получить человеческую программу развития при контакте с родителями, востребовать способности в каждый "критический" период.

В последней, пятой, части рассмотрена социальная структура государства: личность, неформальная группа, семья, профессиональная группа. Весь предыдущий материал книги оказался тем теоретическим фундаментом, который позволил обосновать иерархическое устройство социальной организации, определить вектор естественного развития и необходимые для этого условия. Удалось ясно увидеть, почему предпринимаемые управляющие воздействия не дают результатов, ложащихся на этот вектор. Более того, есть основание утверждать, что развитие социума происходит вопреки управляющим воздействиям. Но самый значительный результат, ради которого эта работа и была задумана, заключается в ответе на вопрос: "Что делать?" Ответ сформулирован в виде национальной идеи. Суть ее в создании условий для развития личности, а первое действие – производство здоровых детей.

Будем признательны всем, кто сообщит нам свое мнение.
Книгу можно заказать.

Исаенко Александр Николаевич
Денискин Сергей Александрович,

E-mail:sdeni@chel.surnet.ru


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования