Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1185735
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 07:23:01 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная Сеть >> Градостроительные новации России в условиях дальневосточного зарубежья в начале ХХ века
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Зарегистрируйтесь на нашем сервере и Вы сможете писать комментарии к сообщениям Обратите внимание!
 
  Наука >> Искусствоведение >> Архитектура >> Градостроительство | Научные статьи
 Посмотреть комментарии[1]  Добавить новое сообщение
 См. также

Научные статьиРоссия на Дальнем Востоке: новая градостроительная концепция и православные храмы

Научные статьиРусская архитектура и градостроительство в Северо-Восточной Азии в ХХ в.:векторы взаимовлияний

Научные статьиАрхитектурная среда планеты Харбин

Научные статьиРусское религиозное искусство конца XIX - начала ХХ века и православные храмы в Русском Зарубежье

Аннотации книгЛевошко С.С. Русская архитектура в Маньчжурии.

Научные статьиО русской архитектуре Харбина и проблемах архитектурных исследований Русского Зарубежья на Дальнем Востоке

Научные статьиГород Дальний в истории российского градостроительства в Маньчжурии

Научные статьиГород Дальний в истории российского градостроительства в Маньчжурии

Автор - Светлана Левошко Градостроительные новации России в условиях дальневосточного зарубежья в начале ХХ века
14.05.2002 19:12 | Русское Зарубежье
    Левошко С.С. Градостроительные новации России в условиях дальневосточного зарубежья в начале ХХ века: к 1ОО-летию КВЖД (1887-1987) // Научные чтения памяти профессора М.П. Даниловского. Вып.2. Хабаровск. - 1998. - С. 14-21.

1ОО лет тому назад началось строительство Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) на основе достигнутого в 1896 году между Россией и Китаем соглашения. Полоса отчуждения КВЖД - первая в мире международная экономическая зона - представляла собой земельный фонд на расстоянии до 3О км по обе стороны от колеи ( более 12О тыс. десятин), где формировалась современная по тому времени инфраструктура.
Архитектурная среда полосы отчуждения КВЖД - это вновь открываемая сегодня яркая страница истории русской архитектуры и градостроительства на Дальнем Востоке, одна из малоизученных "ветвей" русской культуры в целом. Сфере формирования материально-пространственной среды жизнедеятельности россиян, волею судеб оказавшихся в дальневосточном зарубежье, уделялось значительное внимание русскими руководящими органами КВЖД, правительством. Создать свое пространство, перевести чужое в разряд освоенногонасущная необходимость всех возникающих таким способом (колониальным) поселений на новых землях. В нашем случае, на землях Северной Маньчжурииизначально утверждались русские градостроительные традиции. Другое дело, как решалась проблема архитектурной преемственности в условиях инокультурного мира, какие новые градостроительные концепции рождались в ходе освоения новых малозаселенных земель.
Именно этой сфере культурной деятельности российских специалистов в обустройстве КВЖД пока уделено далеко не должное внимание современных исследователей. Россия на рубеже Х1Х-ХХ вв. при проектировании и возведении новых городов и железнодорожных поселков в Маньчжурии продемонстрировала высокий уровень архитектурно-градостроительных достижений. Ряд статей автора об истории русского градостроительства в Китае посвящен, в основном, аспектам реализации русской градостроительной традиции, то есть классицистической традиции. Новациям, новым подходам и принципам, отразившим поиски градостроительной мысли и успевшим воплотиться в условиях новых дальневосточных земель, уделено значительно меньше внимания. Для КВЖД проектировали как специалисты, командированные к месту службы в Маньчжурию, так и петербургские архитекторы (специально выезжавшие на место для натурного обследования). Есть такие строки в литературном творчестве одного неизвестного автору харбинского поэта:

Ну а в Питере далеком
Ватман изводил
Инженер и архитектор
Город "возводил"...
"За рекою, за Невою
Есть Большой проспект,
Я его своей рукою
Занесу в проект"...

К.Г. Сколимовский был одним из этих петербургских архитекторов. Он -- автор генерального плана и ПДП г. Дальнего, в 19ОО году был приглашен для работы непосредственно в сам Дальний. Сколимовский -- один из многих известных ныне и пока безвестных архитекторов, инженеров, строителей, чьим умом, талантами, энергией в невероятно краткие сроки были разработаны и реализованы проекты застройки территории КВЖД. Это и их трудами был создан "кусочек России", как говорили сами их соотечественники. Градостроительные методы и новые идеи, рожденные в процессе проектирования Дальнего, представляют научный интерес и ценность. Необходимо рассмотреть тот контекст градостроительной теории и практики России, который подготовил и на фоне которого происходило проектирование новых поселений КВЖД. Для первой половины Х1Х века характерен догматизм градостроительных тенденций позднего русского классицизма: жесткость и нормативность планировки, распространение обязательных "образцовых" фасадов, и, как следствие возрастающее "единообразие" облики многих российских городов. Во второй половине Х1Х века отсутствуют специально сформулированные эстетические нормы и принципы в планировке и застройке городов в отличие от предшествующей блестящей эпохи -- эпохи русского классицизма. Во второй половине Х1Х века происходит отход от принципов классического градообразования, отказ от нормативности как таковой. В то же время вторая половина Х1х века характеризовалась качественно новым уровнем развития градостроительной теории, концентрировавшей свое внимание на сложности и динамичности градостроительных процессов в отличие отархитектурной теории этого времени, концентрировавшей свое внимание напроблемах стиля. В современных архитектуроведческих трудах выделяется три основных направления градостроительной теории середины и второй половины Х1Х века: "экологическое", "эволюционно-генетическое" и "научно-экспериментальное".
Начало ХХ века в архитектуре и градостроительстве отмечено "чрезмерным" увлечением технической стороной дела (санитарной, противопожарной, инженерной и пр.) за счет художественной" (2, стр.49). Особое внимание перечисленным аспектам архитектурно-градостроительной деятельности архитекторов-практиков было подготовлено профессиональным осмыслением градостроительных задач еще в 184О-6О-х годах, нашедшего свое выражение в формировании специальных разделов инженерных дисциплин, посвященных благоустройству города. В свою очередь, профессиональная ориентация градостроительных задач обусловила в начале ХХ века стремление к совокупному решению экономических, транспортных, санитарных и технических задач, направленных на улучшение экологических условий жизни горожан. И этот факт рассматривается в современных теоретических работах как одно из первых достоинств градостроительного искусства начала ХХ века. Гражданский инженер А.К. Монтаг, проповедовавший первостепенность экологических факторов в градостроительстве, в своих публикациях осуждал появление городов, основание которых определено, в первую очередь, удобствами путей сообщения, торгово-промышленными интересами. Осуждал, в частности, основание городов на Дальнем Востоке, где, как он пишет "ужасные по ... климатическим и вообще санитарным условиям местности" (2, стр.). В своем докладе в Санк-Петербургском архитектурном обществе "О проектировании плана города Дальнего"(1898-1904) автор проекта -- архитектор Сколимовский декларирует экологические и социальные аспекты проектирования новых городов, в том числе городов Маньчжурии. Ссылаясь на западноевропейский опыт (Венская академия, проф. арх. О.Вагнер, г. Мюнхен, проф. Петенкофер) Сколимовский подчеркивает исключительное значение разработки современных принципов и методов градостроительного проектирования как специальной области профессиональной деятельности архитекторов в России. "Нет страны, для которой этот предмет (градостроительство -- прим. С.Л.) был бы столь важным, как для России, которой предстоит колонизовать и застроить непомерные пространства Сибири и Маньчжурии" (6, стр.165). Архитектор, по мнению Сколимовского, должен уделять особое внимание топографии местности, так как " ...разбивка городов по системе квадратов, столь излюбленной и легко применимой в равнинах европейской России, становится при иных условиях местности не только неудобной, но даже очень вредной и разорительной" (6, стр. 165). Подводя итог, Сколимовский в своем докладе выделяет две задачи градостроительной деятельности как основные: предупреждение "образования нездоровых центров, уносящих тысячи людских жизней" (то есть, реализация экологических требований), и предусмотрение "мер для нравственного и физического облегчения существования бедных жителей" (то есть, реализация требований "социальной справедливости"). Несомненно, что во всех российских дальневосточных городах, и на территории Российской империи, и в Маньчжурии, в зоне КВЖД, в большей или меньшей степени реализовалась государственная официальная политика -- утверждение культурных стереотипов традиционного русского города. Но, как показал анализ, генеральные планы русских городов Маньчжурии, сохраняя, в основном регулярный метод построения, характерный для эпохи классицизма, демонстрируют и новые методы построения пространства, которые в своей совокупности выступают здесь как качественно новый градостроительный принцип. В проектировании города Дальнего ( генеральный план в 1898-19ОО гг., проект детальной планировки в 1903-19О4 гг.) арх. Сколимовский вплотную подошел к новой градостроительной идее, перекликающейся с идеей "города-сада" и получившей свое яркое развитие в центральной России к концу первого десятилетия ХХ века. И хотя в своем публичном выступлении автор явно не формулирует идею "города-сада", архитектурно-планировочное решение говорит само за себя, а аргументы и расставленные автором акценты в докладе, позволяют сделать такое заключение. Применение различных типов планировки (по словам автора: "центральной", "американской" и "треугольной"); наличие взаимосвязанной системы общественных пространств (торговые площади, площади для регулирования уличного движения, площади "для постановки монументальных зданий", площади "для оздоровления и украшения города - скверы, бульвары); многочисленные городские сады и парки с живописной планировкой; подробное функциональное зонирование ("европейский город" С ДЕЛЕНИЕМ ЕГО НА ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ; "КИТАЙСКИЙ ГОРОД", "чтобы не стеснять местное население новыми условиями"; "административный городок");учет возможностей наиболее благоприятного восприятия крупных общественных сооружений (размещение церкви в районе частных особняков с целью "придать Дальнему со стороны моря вид русского города"), а также видов и панорам (параболическая форма Самсоньевского бульвара); четкая классификация дорого, улиц, проспектов в соответствии с назначением и размещением; инженерное благоустройство территорий с учетом рельефа и экологических требований жизнедеятельности. Перечисленный характеристики генерального плана отражают комплексный подход к задачам архитектуры, планировки и инженерно- технического обеспечения градостроительного объекта. Архитектурно-планировочные идеи, заложенные при проектировании Дальнего, свидетельство высокого профессионального уровня и творческого потенциала автора, отражение процесса градостроительных поисков и новаций своего времени.
Суммируя, можно говорит, что в дальневосточном зарубежье в проектной практике формировались передовые градостроительные идеи. Передовые не только для России, но и для Европы. Классическая теория "города-сада" Говарда, завоевавшая всеобщее признание в Европе и России, была опубликована в 1898 году изданием книги "Завтра". Генеральный план Лечуорта (арх. Паркер и Энвин) -- первого реального "города-сада" был разработан в 1904 году. Проектирование и строительство Дальнего происходило в те же годы -- 1898-1904. В докладе о проектировании Дальнего автор не затрагивает проблему жилья для беднейших слоев населения -- главную, заметим, идею классического "города-сада" (в приложении к ремесленникам и земледельцам в Англии, в приложении к служащим, приказчикам и рабочим - в России). Но и первые общества "городов-садов" в России появились только в 1913 году в Санкт-Петербурге. При этом показателен тот факт, что практическую реализацию эта социально-градостроительная идея получила по большей мере именно в железнодорожных поселениях: станция Прозоровская в 4О км от Москвы (1912),поселки-сады для служащих Николаевской, Омской, томской железных дорог, под Петроградом и Москвой. Проект планировки и застройки г. Дальнего демонстрирует не только новый практический градостроительный принцип, но и является своего рода предвестником новой градостроительной теории, получившей свое развитие в России в начале ХХ века.
Вполне вероятно, что новые русские города Маньчжурии конца Х1Х-начала ХХ вв. не являются единственными представителями нового типа градообразования в этот период ( взять, к примеру, новые города Ферганской долины), но несомненно входят в ту немногочисленную группу городов и поселений на вновь осваиваемых территориях, которые развивая классицистичекую традицию, обогатили ее новым пониманием градостроительных задач, подготовили почву для формулирования новых принципов градостроительного искусства, связанных с идеями экологии и социальной справедливости.

Посмотреть комментарии[1]
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования