Левошко С.С. Градостроительные новации России в условиях дальневосточного зарубежья в начале ХХ века: к 1ОО-летию КВЖД (1887-1987) // Научные чтения памяти профессора
М.П. Даниловского. Вып.2. Хабаровск. - 1998. - С. 14-21.
1ОО лет тому назад началось строительство Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) на основе достигнутого в 1896 году между Россией и Китаем соглашения. Полоса отчуждения
КВЖД - первая в мире международная экономическая зона - представляла собой земельный фонд на расстоянии до 3О км по обе стороны от колеи ( более 12О тыс. десятин), где формировалась
современная по тому времени инфраструктура.
Архитектурная среда полосы отчуждения КВЖД - это вновь открываемая сегодня яркая страница истории русской архитектуры и градостроительства на Дальнем Востоке, одна из малоизученных
"ветвей" русской культуры в целом. Сфере формирования материально-пространственной среды жизнедеятельности россиян, волею судеб оказавшихся в дальневосточном зарубежье, уделялось
значительное внимание русскими руководящими органами КВЖД, правительством. Создать свое пространство, перевести чужое в разряд освоенногонасущная необходимость всех
возникающих таким способом (колониальным) поселений на новых землях. В нашем случае, на землях Северной Маньчжурииизначально утверждались русские градостроительные традиции.
Другое дело, как решалась проблема архитектурной преемственности в условиях инокультурного мира, какие новые градостроительные концепции рождались в ходе освоения новых малозаселенных
земель.
Именно этой сфере культурной деятельности российских специалистов в обустройстве КВЖД пока уделено далеко не должное внимание современных исследователей. Россия на рубеже
Х1Х-ХХ вв. при проектировании и возведении новых городов и железнодорожных поселков в Маньчжурии продемонстрировала высокий уровень архитектурно-градостроительных достижений.
Ряд статей автора об истории русского градостроительства в Китае посвящен, в основном, аспектам реализации русской градостроительной традиции, то есть классицистической традиции.
Новациям, новым подходам и принципам, отразившим поиски градостроительной мысли и успевшим воплотиться в условиях новых дальневосточных земель, уделено значительно меньше
внимания. Для КВЖД проектировали как специалисты, командированные к месту службы в Маньчжурию, так и петербургские архитекторы (специально выезжавшие на место для натурного
обследования). Есть такие строки в литературном творчестве одного неизвестного автору харбинского поэта:
Ну а в Питере далеком
Ватман изводил
Инженер и архитектор
Город "возводил"...
"За рекою, за Невою
Есть Большой проспект,
Я его своей рукою
Занесу в проект"...
К.Г. Сколимовский был одним из этих петербургских архитекторов. Он -- автор генерального плана и ПДП г. Дальнего, в 19ОО году был приглашен для работы непосредственно в сам
Дальний. Сколимовский -- один из многих известных ныне и пока безвестных архитекторов, инженеров, строителей, чьим умом, талантами, энергией в невероятно краткие сроки были
разработаны и реализованы проекты застройки территории КВЖД. Это и их трудами был создан "кусочек России", как говорили сами их соотечественники. Градостроительные методы
и новые идеи, рожденные в процессе проектирования Дальнего, представляют научный интерес и ценность. Необходимо рассмотреть тот контекст градостроительной теории и практики
России, который подготовил и на фоне которого происходило проектирование новых поселений КВЖД. Для первой половины Х1Х века характерен догматизм градостроительных тенденций
позднего русского классицизма: жесткость и нормативность планировки, распространение обязательных "образцовых" фасадов, и, как следствие возрастающее "единообразие" облики
многих российских городов. Во второй половине Х1Х века отсутствуют специально сформулированные эстетические нормы и принципы в планировке и застройке городов в отличие от
предшествующей блестящей эпохи -- эпохи русского классицизма. Во второй половине Х1Х века происходит отход от принципов классического градообразования, отказ от нормативности
как таковой. В то же время вторая половина Х1х века характеризовалась качественно новым уровнем развития градостроительной теории, концентрировавшей свое внимание на сложности
и динамичности градостроительных процессов в отличие отархитектурной теории этого времени, концентрировавшей свое внимание напроблемах стиля. В современных архитектуроведческих
трудах выделяется три основных направления градостроительной теории середины и второй половины Х1Х века: "экологическое", "эволюционно-генетическое" и "научно-экспериментальное".
Начало ХХ века в архитектуре и градостроительстве отмечено "чрезмерным" увлечением технической стороной дела (санитарной, противопожарной, инженерной и пр.) за счет художественной"
(2, стр.49). Особое внимание перечисленным аспектам архитектурно-градостроительной деятельности архитекторов-практиков было подготовлено профессиональным осмыслением градостроительных
задач еще в 184О-6О-х годах, нашедшего свое выражение в формировании специальных разделов инженерных дисциплин, посвященных благоустройству города. В свою очередь, профессиональная
ориентация градостроительных задач обусловила в начале ХХ века стремление к совокупному решению экономических, транспортных, санитарных и технических задач, направленных на
улучшение экологических условий жизни горожан. И этот факт рассматривается в современных теоретических работах как одно из первых достоинств градостроительного искусства начала
ХХ века. Гражданский инженер А.К. Монтаг, проповедовавший первостепенность экологических факторов в градостроительстве, в своих публикациях осуждал появление городов, основание
которых определено, в первую очередь, удобствами путей сообщения, торгово-промышленными интересами. Осуждал, в частности, основание городов на Дальнем Востоке, где, как он
пишет "ужасные по ... климатическим и вообще санитарным условиям местности" (2, стр.). В своем докладе в Санк-Петербургском архитектурном обществе "О проектировании плана
города Дальнего"(1898-1904) автор проекта -- архитектор Сколимовский декларирует экологические и социальные аспекты проектирования новых городов, в том числе городов Маньчжурии.
Ссылаясь на западноевропейский опыт (Венская академия, проф. арх. О.Вагнер, г. Мюнхен, проф. Петенкофер) Сколимовский подчеркивает исключительное значение разработки современных
принципов и методов градостроительного проектирования как специальной области профессиональной деятельности архитекторов в России. "Нет страны, для которой этот предмет (градостроительство
-- прим. С.Л.) был бы столь важным, как для России, которой предстоит колонизовать и застроить непомерные пространства Сибири и Маньчжурии" (6, стр.165). Архитектор, по мнению
Сколимовского, должен уделять особое внимание топографии местности, так как " ...разбивка городов по системе квадратов, столь излюбленной и легко применимой в равнинах европейской
России, становится при иных условиях местности не только неудобной, но даже очень вредной и разорительной" (6, стр. 165). Подводя итог, Сколимовский в своем докладе выделяет
две задачи градостроительной деятельности как основные: предупреждение "образования нездоровых центров, уносящих тысячи людских жизней" (то есть, реализация экологических
требований), и предусмотрение "мер для нравственного и физического облегчения существования бедных жителей" (то есть, реализация требований "социальной справедливости").
Несомненно, что во всех российских дальневосточных городах, и на территории Российской империи, и в Маньчжурии, в зоне КВЖД, в большей или меньшей степени реализовалась государственная
официальная политика -- утверждение культурных стереотипов традиционного русского города. Но, как показал анализ, генеральные планы русских городов Маньчжурии, сохраняя, в
основном регулярный метод построения, характерный для эпохи классицизма, демонстрируют и новые методы построения пространства, которые в своей совокупности выступают здесь
как качественно новый градостроительный принцип. В проектировании города Дальнего ( генеральный план в 1898-19ОО гг., проект детальной планировки в 1903-19О4 гг.) арх. Сколимовский
вплотную подошел к новой градостроительной идее, перекликающейся с идеей "города-сада" и получившей свое яркое развитие в центральной России к концу первого десятилетия ХХ
века. И хотя в своем публичном выступлении автор явно не формулирует идею "города-сада", архитектурно-планировочное решение говорит само за себя, а аргументы и расставленные
автором акценты в докладе, позволяют сделать такое заключение. Применение различных типов планировки (по словам автора: "центральной", "американской" и "треугольной"); наличие
взаимосвязанной системы общественных пространств (торговые площади, площади для регулирования уличного движения, площади "для постановки монументальных зданий", площади "для
оздоровления и украшения города - скверы, бульвары); многочисленные городские сады и парки с живописной планировкой; подробное функциональное зонирование ("европейский город"
С ДЕЛЕНИЕМ ЕГО НА ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ; "КИТАЙСКИЙ ГОРОД", "чтобы не стеснять местное население новыми условиями"; "административный городок");учет возможностей наиболее благоприятного
восприятия крупных общественных сооружений (размещение церкви в районе частных особняков с целью "придать Дальнему со стороны моря вид русского города"), а также видов и панорам
(параболическая форма Самсоньевского бульвара); четкая классификация дорого, улиц, проспектов в соответствии с назначением и размещением; инженерное благоустройство территорий
с учетом рельефа и экологических требований жизнедеятельности. Перечисленный характеристики генерального плана отражают комплексный подход к задачам архитектуры, планировки
и инженерно- технического обеспечения градостроительного объекта. Архитектурно-планировочные идеи, заложенные при проектировании Дальнего, свидетельство высокого профессионального
уровня и творческого потенциала автора, отражение процесса градостроительных поисков и новаций своего времени.
Суммируя, можно говорит, что в дальневосточном зарубежье
в проектной практике формировались передовые градостроительные идеи. Передовые не только для России, но и для Европы. Классическая теория "города-сада" Говарда, завоевавшая
всеобщее признание в Европе и России, была опубликована в 1898 году изданием книги "Завтра". Генеральный план Лечуорта (арх. Паркер и Энвин) -- первого реального "города-сада"
был разработан в 1904 году. Проектирование и строительство Дальнего происходило в те же годы -- 1898-1904. В докладе о проектировании Дальнего автор не затрагивает проблему
жилья для беднейших слоев населения -- главную, заметим, идею классического "города-сада" (в приложении к ремесленникам и земледельцам в Англии, в приложении к служащим, приказчикам
и рабочим - в России). Но и первые общества "городов-садов" в России появились только в 1913 году в Санкт-Петербурге. При этом показателен тот факт, что практическую реализацию
эта социально-градостроительная идея получила по большей мере именно в железнодорожных поселениях: станция Прозоровская в 4О км от Москвы (1912),поселки-сады для служащих
Николаевской, Омской, томской железных дорог, под Петроградом и Москвой. Проект планировки и застройки г. Дальнего демонстрирует не только новый практический градостроительный
принцип, но и является своего рода предвестником новой градостроительной теории, получившей свое развитие в России в начале ХХ века.
Вполне вероятно, что новые русские города Маньчжурии конца Х1Х-начала ХХ вв. не являются единственными представителями нового типа градообразования в этот период ( взять,
к примеру, новые города Ферганской долины), но несомненно входят в ту немногочисленную группу городов и поселений на вновь осваиваемых территориях, которые развивая классицистичекую
традицию, обогатили ее новым пониманием градостроительных задач, подготовили почву для формулирования новых принципов градостроительного искусства, связанных с идеями экологии
и социальной справедливости.