Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1174448&uri=index.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 12:44:09 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
Научная Сеть >> Организация борьбы с сифилисом и другими инфекциями, передаваемыми половым путем, в Свердловской области
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> Медицина >> Инфекционные болезни | Научные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение

Организация борьбы с сифилисом и другими инфекциями, передаваемыми половым путем, в Свердловской области

Н.В. Кунгуров, Н.М. Герасимова, Т.А. Сырнева, Р.А. Хальфин, В.Ф. Туринский, П.Б. Нехамкин

Уральский НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии, Екатеринбург

В начало...


В последние годы практически на всех административных территориях Свердловской области сложилась чрезвычайно неблагополучная эпидемиологическая обстановка с заболеваемостью населения инфекциями, передаваемыми половым путем. Ежегодно регистрируется свыше 9000 случаев заболеваний сифилисом. Вызывает обоснованную тревогу рост более чем в 17 раз в сравнении с 1990 г. заболеваемости детей до 14 лет, а также школьников в возрасте 7-14 лет при заражении во всех случаях половым путем. Резко возросла заболеваемость сифилисом среди декретированных групп населения (работники торговли, детских дошкольных и школьных учреждений, сферы бытового обслуживания). Значительную роль в крайне негативной обстановке по заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, играют серьезные недостатки в проведении организационных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий. Дерматовенерологическая служба области нуждается в укреплении кадровой и материально-технической базы. К проблеме борьбы с заболеваниями, передаваемыми половым путем (ЗППП), не привлечены все заинтересованные службы и ведомственные управления. Органами местного самоуправления уделяется недостаточное внимание этой проблеме. На большинстве административных территорий не разработаны целевые программы по борьбе с кожными и венерическими заболеваниями, не решены вопросы дополнительного финансирования лечебных и профилактических мероприятий.

В этой связи в 1996 г. Уральским НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии совместно с департаментом здравоохранения правительства Свердловской области разработана комплексная программа борьбы с ЗППП. Постановлением правительства Свердловской области от 2 сентября 1996 г. программа принята для реализации в 1997-1998 гг.

Основные разделы программы

Раздел 1. Правовое обеспечение. Разработка законодательных и правовых актов.

Раздел 2. Разработка организационных и управленческих технологий.

Раздел 3. Внедрение диагностических, лечебных и реабилитационных технологий.

Раздел 4. Техническое оснащение и укрепление материальной базы, подготовка и повышение квалификации кадров.

Раздел 5. Научно-прикладные исследования по проблемам.

Раздел 6. Разработка образовательных программ и пакетов информационно-воспитательных материалов.

Разработка законодательных актов и обеспечение правовых механизмов управления эпидемическим процессом являются одним из приоритетов программы. Мы считаем, что "Уголовный кодекс", вступивший в действие с января 1997 г., практически лишил и врачей, и правоохранительные органы отработанных методов активного влияния на эпидемиологическую ситуацию. В то же время использование противозаконных форм работы может привести к оттоку части больных в различные сомнительные "фирмы" или к самолечению, т.е. к бесконтрольному развитию эпидемии.

Именно по этой причине данную публикацию, первую из серии работ, посвященных опыту Свердловской области по реализации программы борьбы с ЗППП, мы посвящаем закону "О защите населения Свердловской области от заболеваний, передаваемых половым путем", принятому Областной думой Законодательного собрания Свердловской области 7 октября 1997 г. и утвержденному губернатором области 4 ноября 1997 г.

В первой главе закона раскрывается его цель, даются основные понятия, характеризующие венерические и другие ЗППП, освещаются главные принципы помощи гражданам, основополагающим среди которых является принцип бесплатной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения гражданам, страдающим венерическими заболеваниями.

Глава вторая освещает организационноправовые аспекты защиты населения от ЗППП. В ней определена компетенция высших органов государственной власти Свердловской области в сфере защиты населения от ЗППП, компетенция правоохранительных органов, уполномоченных исполнительных органов государственной власти по здравоохранению, по образованию, компетенция органов Госсанэпиднадзора, органов местного самоуправления и муниципальных образований, законодательно закреплено организационно-методическое руководство оказанием помощи гражданам, страдающим ЗППП, за Свердловским областным кожно-венерологическим диспансером. Четко регламентирована организация лечебно-профилактической помощи гражданам, страдающим ЗППП, и обосновываются принципы ее финансирования.

В третьей главе определены медико-социальные меры по предупреждению распространения ЗППП, где регламентируется деятельность организаций здравоохранения по профилактике ЗППП; порядок выявления граждан, страдающих ЗППП; деятельность органов, обеспечивающих изоляцию от общества, в сфере профилактики ЗППП; право на получение информации о результатах медицинского обследования; порядок регистрации ЗППП; права и обязанности лиц, состоящих на учете в специализированной дерматовенерологической службе.

Глава четвертая полностью посвящена вопросам социальной защиты медицинских работников, а в главе пятой отражены вопросы административной ответственности за нарушение данного закона.

Учитывая важность построения вертикали управления, особое внимание в законе уделено компетенции высших органов государственной власти.

Компетенция правительства Свердловской области по защите граждан от сифилиса и других ЗППП

Задачи междуведомственной комиссии правительства Свердловской области:

- обеспечение исполнения областных законов и правовых актов, направленных на предупреждение ЗППП в Свердловской области;

- разработка, постоянный контроль за выполнением и корректировка целевых программ по организации помощи гражданам, страдающим ЗППП;

- лицензирование медицинской деятельности на территории области, направленной на защиту населения от ЗППП;

- утверждение медикотехнических и иных стандартов и нормативов помощи гражданам, страдающим ЗППП;

- информирование населения, в том числе через средства массовой информации, об эпидемиологической ситуации и мерах профилактики ЗППП;

- реализация мер, направленных на социальную и правовую защиту граждан, страдающих ЗППП, и медицинских работников специализированных дерматовенерологических и других заинтересованных служб.

Компетенция правоохранительных органов Свердловской области в сфере борьбы с ЗППП

1. Правоохранительные органы Свердловской области в сфере борьбы с ЗППП в порядке, предусмотренном федеральным законодательством:

- обеспечивают раскрытие преступлений и привлечение к уголовной ответственности лиц в соответствии с федеральным законодательством;

- оказывают необходимую помощь органам здравоохранения в профилактике ЗППП, в том числе осуществляют привод лиц, уклоняющихся от обследования и лечения по официальным заявлениям врачей-венерологов;

- представляют в дерматовенерологические учреждения для медицинского освидетельствования на выявление ЗППП лиц, задержанных во время рейдов в притонах разврата, пьянства и наркомании;

- организуют серологическое обследование на сифилис лиц, помещенных в медицинский вытрезвитель.

2. Руководители правительственных учреждений, исполняющих наказание в виде ограничения свободы (исправительные центры, исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьма и воспитательные колонии), СИЗО, ИВС и иных мест содержания под стражей и лишения свободы, медицинских вытрезвителей и приемников-распределителей, находящихся на территории Свердловской области, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством:

- организуют проведение мероприятий по оказанию помощи и предотвращению распространения ЗППП в возглавлямых ими учреждениях;

- представляют Свердловскому ОКВД статистическую информацию о гражданах, страдающих ЗППП, в подведомственных учреждениях;

- сообщают в организации здравоохранения об освободившихся из мест лишения свободы больных с заразными формами сифилиса по предполагаемому их месту жительства.

Компетенция уполномоченного исполнительного органа государственной власти по здравоохранению в сфере организации защиты населения от ЗППП

1. Разрабатывает и реализует областную программу по организации защиты населения от ЗППП.

2. Осуществляет оценку и прогнозирование эпидемиологической ситуации по ЗППП.

3. Разрабатывает и внедряет новые формы организации помощи гражданам, страдающим ЗППП.

4. Координирует работу по оказанию помощи гражданам, страдающим ЗППП, и защите населения от ЗППП, проводимую организациями всех служб и ведомств на территории Свердловской области, независимо от их подчиненности и форм собственности.

5. Организует повышение квалификации медицинских работников, осуществляющих помощь гражданам, страдающим ЗППП, и обобщает передовой опыт.

6. Обеспечивает контроль, рекламу и бесперебойное снабжение аптечной сети средствами индивидуальной личной профилактики ЗППП для приобретения их пациентами.

7. Реализует меры, направленные на социальную и правовую защиту граждан, страдающих ЗППП.

8. Другие полномочия, согласно федеральному и областному законодательству.

Компетенция уполномоченного исполнительного органа государственной власти по образованию в сфере организации борьбы с ЗППП

1. Подготавливает тематические планы, программы областных совещаний и семинаров для работников образования по сексологическим проблемам в воспитании детей и учащейся молодежи.

2. Принимает меры к открытию во всех городах области медико-педагогических курсов по вопросам гигиенического и сексуального воспитания учащихся школ, профессионально-технических училищ (лицеев), техникумов (колледжей) и студентов высших учебных заведений.

3. Вводит в учебные планы образовательных учреждений обязательный курс по основам сексуальной культуры.

4. Включает в основные разделы образовательных программ, в курсы биологии, валеологии, основы безопасной жизнедеятельности занятия по основам сексуальной культуры и профилактике ЗППП.

Компетенция органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора

1. Осуществляют оценку и прогнозирование эпидемиологической ситуации по ЗППП.

2. Проводят контроль за динамикой заболеваемости, обеспечением конечных результатов, запланированных целевыми программами мероприятий, за полнотой и качеством проведения противоэпидемических мероприятий в очагах ЗППП.

3. Осуществляют экспертную оценку деятельности кожно-венерологических диспансеров, отделений, кабинетов, лечебно-профилактических учреждений по организации работы по выявлению, диагностике, лечению и борьбе с ЗППП.

4. Другие полномочия, согласно федеральному и областному законодательству.

Параллельно с разработкой закона для его последующей реализации в области внедрена организационно-управленческая технология, основные принципы которой включают:

1. Анализ эпидемиологической обстановки, экономических и демографических процессов, поведенческих факторов в различных возрастных и социальных группах, формирующих эпидемиологическую ситуацию на территории. Создание автоматизированной программы многофакторного контроля и прогноза, оперативного и мотивированного реструктурирования службы, совершенствование лечебно-профилактических мероприятий.

2. Мероприятия по обеспечению получения достоверной информации о заболеваемости путем введения в формы отчетности дополнительных параметров; внедрение широких скрининговых исследований; реорганизация и развитие лабораторной службы, разработка методов привлечения половых партнеров для обследования и лечения, соблюдая права больного и контактировавших с ним лиц.

3. Экспертную оценку взаимодействия кожно-венерологических диспансеров со смежными медицинскими и заинтересованными службами. Разработка правовой базы и технологических схем межведомственных мероприятий.

4. Анализ оптимальной структуры поликлинических, стационарных, параклинических, общебольничных и обеспечивающих подразделений кожно-венерологических диспансеров с позиции распределения функций подразделений и разграничение уровней ответственности.

5. Анализ выполнения контрольных показателей работы и диапазона лицензированных медико-технологических стандартов по профильной и сопутствующей патологии.

6. Экономическую деятельность кожно-венерологических диспансеров: анализ источников финансирования учреждения (государственный бюджет, хозяйственная деятельность, в том числе платные медицинские услуги, благотворительные взносы), анализ стоимости 1 койко-дня, одного посещения в поликлинике и одной единицы лабораторного исследования с оценкой совокупности факторов, влияющих на расходы учреждения.

7. Разработку перспективного плана материального и структурного развития кожно-венерологических диспансеров с расширением функций и подразделений. Подготовку главных врачей, руководителей подразделений кожно-венерологических диспансеров, врачей к работе в новом правовом, идеологическом, психологическом и финансовом поле современной медицины.

Более подробно опыт внедрения системы упреждающего управления и анализ выполнения других разделов программы борьбы с ЗППП в области будут представлены в последующих публикациях.


Вестник дерматологии и венерологии, N 3-1998, стр. 31-34.


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования