Россия планирует восстановить свои позиции в качестве
основной силы в
космосе путем воскрешения космического
корабля многоразового
использования
Буран. Программа будет финансироваться, частично, за счет
привлечения к
полетам на
МКС новых космических туристов. Буран был выведен
из эксплуатации
в начале 1990-х годав. Однако с расширением рынка запусков
космических
аппаратов и отставанием от графика работ по созданию МКС,
российские
официальные лица считают, что время Бурана пришло.
На прошлой неделе РКК "Энергия", создавшая Буран, открыла
свои ангары на
космодроме Байконур в Казахстане для того, чтобы
продемонстрировать западным
аэрокосмическим специалистам, что Буран по-прежнему
находится в готовности к
пуску. "У этой программы есть будущее", - заявил Леонид
Гурушкин, директор
пусковых операций Байконура. "Буран является единственным
средством,
способным вывести в космос полезную нагрузку массой 100
тонн.В настоящее
время альтернативы Бурану не существует, и я не вижу ее в
будущем".
Наибольшая возможная полезная нагрузка, которую в настоящее
время могут
выводить западные ракетоносители немного превышает 20 тонн.
До настоящего
времени, этот гигантский космический корабль совершил только
один полет, в
1988 году. Полет проходил в беспилотном режиме. Корабль
дважды облетел
вокруг Земли и приземлился на специально построенной для
этого на Байконуре
посадочной полосе.
РКК "Энергия" построила два корабля Буран и три основных
разгонных блока.
Несмотря на то, что Советский Союз постепенно рассыпался,
"Энергия"
продолжала получать финансирование, так как военные считали
Буран жизненно
важным компонентом любой системы противоракетной обороны,
сходной с
американскими планами "звездных войн".
В проекте Бурана было задействовано около 30000
специалистов, а планы по
его использованию предполагали до 30 пусков в год.
Окончательно,
финансирование этого проекта было прекращено в 1992 году.
В настоящее время здания, где Буран был разработан и
построен, ремонтируются
с тем, чтобы принимать западных специалистов, которые
приезжают на Байконур
на коммерческие пуски спутников ракетоносителями Протон.
Посадочная полоса
длиной 4,5 км, построенная для Бурана, была недавно
подновлена американской
компанией для того, чтобы принимать тяжелые грузовые
самолеты разработки
Антонова, которые являются единственными, способными
перевозить большие
спутники. Как все российские ракетоносители, Буран
собирается в
горизонтальном положении и перевозится по рельсам на
стартовую позицию, где
и занимает, затем, вертикальное положние. Весь процесс
занимает всего
несколько дней. Все необходимое для этого оборудование по-
прежнему находится
на Байконуре, а ангары заполнены запасными ракетными
двигателями и
топливными баками. Топливом для этого ракетоносителя
являются водород,
кислород и керосин. Боковые ускорители предполагают их
повторное
использование. Фактически, теряется только центральная
часть.
РКК "Энергия" считает, что теперь для Бурана появилась
работа, так как
Международная космическая станция создает необходимость
доставки тяжелых
грузов на низкую орбиту.
Средства на реанимирование Бурана придут с Запада. В
последние 17 месяцев,
российские ракетоносители Протон, производства ГКНПЦ имени
М.В.Хруничева,
запустили 17 коммерческих спутников, принося России более
100 млн. долл. за
каждый пуск. И несмотря на противодействие НАСА, Россия
собирается продолжить полеты туристов на космическую
станцию.
www.spacenews.ru