Наверное, стоило бы описать и
сравнить какие-нибудь крайние
случаи, например аргентинскую
систему последовательного отбора
на очень широкой основе и
венгерский конкурс
Швейцера, предназначенный для
университетских студентов, готовых
просидеть неделю над набором
довольно трудных задач. С другой
стороны, было бы интересно
перечислить все математические
соревнования, проводящиеся в
какой-нибудь одной стране. Во
Франции, например, таких
соревнований проводится много:
соревнования для элиты и для всех
желающих, конкурсы, игры,
соревнования между клубами, и т. д.
Все эти мероприятия в настоящее
время координируются недавно
созданной организацией под
названием Animath.
Тем не менее я пойду по другому
пути: я просто приведу ряд примеров
из интересующей меня области.
Конкурсные экзамены с сильной
математической компонентой были
характерны для Франции. Старейший
из них -- вступительный экзамен в
"Политехническую
школу" (cole
Polytechnique), который в свое время не
смог сдать Эварист
Галуа. По образцу этого экзамена
были организованы вступительные
экзамены во все "Grandes
coles"1,
включая Высшие
нормальные школы (coles Normales Suprieures).
К этим экзаменам готовятся в
течение двух лет, после окончания
средней школы и получения степени
бакалавра, в специальных
подготовительных классах, открытых
в небольшом количестве средних
школ. Учащиеся, лучше других
успевающие по математике,
поступают не на первый курс
университетов, а именно в эти
подготовительные классы. Такой
разрыв порождает серьезную
социальную и научную проблему.
Обычно задачи для конкурсных
экзаменов во Франции выстраиваются
в последовательность четких
вопросов, на манер научной статьи.
Когда пятьдесят лет назад я держал
экзамен на "agregation" (в то время
это был единственный конкурсный
экзамен, по результатам которого
можно было получить должность
школьного учителя), экзамен включал
в себя пять письменных работ:
элементарная математика (7 часов),
специальная математика (7 часов), численный
анализ (4 часа), математический
анализ (4 часа) и рациональная
механика (7 часов), все это в
течение одной недели. Чтобы
выдержать это, требовалось крепкое
здоровье.
Теперь перейду к международным
математическим олимпиадам. Они
были организованы после войны по
инициативе Румынии, и
первоначально в них участвовали
только восточноевропейские
социалистические страны.
Постепенно охват участников
расширился: в 1988 году участвовало 45
стран, в 1996 году -- 75. Каждый год
олимпиада проводится в новом месте;
однажды (в начале 80-х годов) ICMI
поучаствовала в организации
комитета по международным
математическим олимпиадам. С тех
пор система международных олимпиад
работала без сбоев. Все страны
заинтересованы в этих олимпиадах
так же (хотя и не в такой же степени),
как в Олимпийских
играх. Каждую страну
представляет небольшая команда.
Румыния может гордиться своими
результатами, а вот Франция -- нет.
На решение задач дается очень
небольшое время -- в 1996 году в
Мумбаи, Индия, за два промежутка по
4,5 часа нужно было сделать шесть
коротко формулируемых, но сложных
задач. Очевидно, что молодые люди во
Франции плохо подготовлены к
такого рода соревнованиям, и
ассоциации Animath здесь есть что
делать.
Во всех международных
соревнованиях, особенно
спортивных, правила должны быть
ясными и строго соблюдаться,
поскольку при этом затрагиваются
национальные чувства людей. В
математических соревнованиях это
действительно так, и их результаты
действительно являются
осмысленными. Особенностью
международных олимпиад по
сравнению со спортивными
соревнованиями является то, что они
связани с наукой и мыслительной
деятельностью человека; в этих
состязаниях работает другая
система ценностей, и для победы в
них требуется совершенство другого
типа, нежели в спорте.
Австралийские
математические олимпиады,
организованые Питером О'Халлораном
в 70-е годы, имеют совсем другой
характер. Возможно, это самые
популярные математические
соревнования в мире, так как в них
принимает участие 500,000 человек
каждый год -- примерно каждый третий
австралийский школьник! Основной
принцип этой олимпиады в том, чтобы
каждый школьник мог найти задачу
лично для себя. Первые задачи в
варианте очень простые, а последние
-- довольно сложные. Ввиду огроного
колличества участников эту
олимпиаду возможно проводить
только в форме теста. Когда я
впервые познакомился с этими
соревнованиями в 1983 году, у меня
было сильное предубеждения против
тестирования; я считал, что
расстаножка галочек -- неподходящее
средство для выражения
математических идей. Но затем я
ознакомился с результатами и понял,
что это оригинальный и удачный
способ выявления математических
склонностей и способностей среди
молодых людей, которе зачастую
плохо умеют выражать свои мысли. То
же самое можно сказать про конкурс
"Кенгуру" -- французский
аналог австралийской олимпиады,
организожанный иначе, но на том же
принципе тестирования.
Когда ICMI организовал в 1989 году
исследование различных форм
популяризации математики, многие
из нас впервые узнали, что такое Лидсские
соревнования. Это соревнования
не между отдельными людьми, а между
школами Лидсского региона.
Профессорами Лидского
университета в начале года
предлагаются три темы для
исследования. Школьники
объединяются в команды и работают в
течение нескольких месяцев, а в
конце срока представляют различные
документы: письменные отчеты,
фильмы, плакаты, компьютерные
программы. Иногда школьники
предлагают определенное решение,
иногда полное решение и невозможно.
Когда я был в жюри этих
соревнований, мне приходолось
сталкиваться и с тем, и с другим
случаем: вопрос по криптологии
требовал для своего решения
некоторых познаний в алгебре,
причем полное решение существовало
и было найдено несколькими
командами; вопрос о замощениях
плоскости предпологал много
различных решений; наконец, в
качестве ответа на вопрос о динамике
популяций были представлены
красивые фрактальные
картинки, привычные в нелинейной
динамике. Это соревнование
предполагает настоящую
исследовательскую работу, очень
похожую на работу
профессионального математика, и я
был поражен высоким уровнем
некоторых работ. С другой стороны, в
соревновании принимали участие
только элитные школы. Возможно ли
расширить круг школ-участниц и не
понизить при этом уровень
соревнований? Французское
математическое общество "Math en
Jeans" считает, что это возможно.
Мой последний пример относится
уже к прошлому, но о нем стоит
сказать. В 60-е годы венгерское
телевидение организовало
телевизионное соревнование под
названием "Ki miben tudos?" (кто что
знает?). Математики принимали
участие в программе только в 1964 и 1966
годах. Правила соревнований были
сложны. Сначала из всей Венгрии
отбирались 8 близких к выпуску
учеников средних школ, затем в три
тура количество претендентов
сокращалось до 4, затем до 2, и
последний тур определял
победителя. Каждый тур состоял из
письменной работы на 45 минут и
устных вопросов, на решение которых
давалось 2--3 минуты. В передаче
показывали начало письменной
работы (так что зрители тоже могли
решать предложенные задачи), через
два часа -- решение жюри, а затем
устный тур. Жюри было действительно
профессиональным (например, Джордж Алексис,
Пауль Тюран, Джордж Хайош, Альфред Реньи),
и большинство из 16 выбранных
молодых людей стали
профессиональными математиками.
Приведем пример одного из заданий
(финал, 1966 год): доказать, что
наибольший общий делитель чисел a+b
и наименьшего общего кратного a
и b есть наибольший общий
делитель чисел a и b. И
вопросы, и ответы производили
сильное впечатление на зрителей.
Кажется, недолговечная программа
была телевизионным хитом.
1 Это
название объединяет лучшие вузы
Франции, в частности,
вышеупомянутую Политехническую
школу. -- пер.
Следующий раздел
Написать комментарий
|