Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.meteorites.ru/menu/faq/instruction.html
Дата изменения: Wed Oct 5 03:37:20 2005
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:47:00 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п
ЛАБОРАТОРИЯ МЕТЕОРИТИКИ ГЕОХИ РАН
The laboratory of meteoritics
Сведения о метеоритах

Ответы на общие вопросы

Вы нашли метеорит! Что делать?
Наблюдение падений и поиск метеоритов

Разделы

Главная
О лаборатории
Архив новостей
Наши публикации
Музей внеземного вещества
Метеоритная коллекция
Коллекция лунных образцов
Метеоритные ресурсы в Интернете
Ответы на общие вопросы
Написать нам
Гостевая Книга

Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1950, 33 с.

ИНСТРУКЦИЯ ПО НАБЛЮДЕНИЮ ПАДЕНИЙ, ПОИСКАМ И СБОРУ МЕТЕОРИТОВ

 

ПАДЕНИЯ МЕТЕОРИТОВ, ИХ ПРИРОДА И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Читатели не раз, вероятно, замечали в темную безоблачную ночь полет по небу так называемых падающих звезд или метеоров. Метеоры вызываются вторжением в земную атмосферу из межпланетного пространства крохотных твердых частичек, весом всего лишь в несколько миллиграммов. Влетая в атмосферу с огромной скоростью, равной в среднем около 30 километров в секунду, и сталкиваясь с частицами воздуха, они мгновенно нагреваются до нескольких тысяч градусов и целиком превращаются в раскаленный газ. рассеивающийся в воздухе. Они как бы "сгорают" в воздухе на высоте 50-80 километров, не успев достигнуть поверхности земли. Таким образом, "падающие звезды", или метеоры, не имеют ничего общего с теми неподвижными звездами, которые из ночи в ночь светятся на небе, сохраняя свое относительное расположение. Неподвижные звезды представляют собой такие же небесные светила, как и наше Солнце. Только благодаря огромному расстоянию они кажутся нам светящимися точками.

Болид по рисунку очевидца

Особенно много метеоров наблюдается в темные августовские ночи, когда за час наблюдений иногда можно насчитать свыше десятка метеоров. Случается, что одновременно в разные стороны по небу из одной какой-либо точки разлетается множество метеоров,образующих своеобразный звездный дождь. В это время в течение минуты можно насчитать десятки и сотни метеоров. Такой звездный дождь обыкновенно продолжается в течение нескольких часов и случается довольно редко.

Но вот иногда вдруг все кругом озаряется ярким, как бы мигающим светом. Становится светло, как при полной Луне, или еще светлее. В этот момент по небу проносится огненный шар с хвостом, рассыпающий искры (рис. 1); вслед за шаром на небе остается светлый, как бы туманный, след (рис. 2). Огненный шар, называемый болидом, пролетает по небу в течение нескольких секунд. Затем он исчезает, освещение местности прекращается и все снова погружается в ночной мрак. Обыкновенно по прошествии нескольких минут после исчезновения болида раздаются резкие отрывистые удары, напоминающие взрывы, за ними следует громоподобный грохот и треск, а под конец слышится затихающий гул. Все эти явления иногда достигают такой силы, что не только люди - случайные очевидцы, но даже животные испытывают панический страх.

След болида

Но такие мощные явления наблюдаются сравнительно редко. Чаще же по небу пролетают значительно менее яркие болиды, полет которых не всегда даже сопровождается звуковыми явлениями или освещением местности.

В отличие от обычных метеоров, или "падающих звезд", болидами принято называть все те яркие метеоры, которые по своей яркости превосходят самую яркую планету Венеру. Кроме того, у болида обычно можно различить диск или так называемую голову. Нередко болиды наблюдаются и днем при полном солнечном освещении.

Появление болида вызывается вторжением в земную атмосферу уже не маленькой крупинки, как в случае метеора, а камня или железной массы, называемых метеорным телом и весящих сотни и тысячи килограммов. Влетая в земную атмосферу с космической скоростью, метеорное тело вследствие сопротивления воздуха постепенно тормозится; энергия его движения переходит в теплоту и свет. В результате поверхностные части метеорного тела и прилегающие к нему частицы воздуха нагреваются до нескольких тысяч градусов. В этот момент на небе появляется наблюдаемый нами болид. Метеорное тело с поверхности кипит и превращается в раскаленный газ, а частью разбрызгивается па мельчайшие капельки.

Из этих продуктов его образуется "дымный" или "пылевой" след, оставляемый болидом на небе. Таким образом, проносясь с космической скоростью через атмосферу, метеорное тело непрерывно теряет через испарение (в результате сильного нагревания), а частью путем разбрызгивания, свое вещество; оно непрерывно уменьшается в своем объеме. Часто метеорное тело не выдерживает огромного давления воздуха и дробится на части; в это время наблюдается дробление болида и рассыпание искр.

Траектория метеорных тел

Обыкновенно болид появляется на высоте около 100-120 километров над поверхностью земли. Несмотря на сильнейшее разрежение атмосферы на указанной высоте все же сопротивление воздуха (благодаря той огромной скорости, с которой метеорное тело проносится в атмосфере) оказынается настолько сильным, что поверхность метеорного тела на этой высоте нагревается до такой температуры, что начинает светиться. На высоте 5-20 километров метеорное тело полностью затормаживается; оно на мгновение как бы останавливается. На этой высоте болид исчезает, а остаток неуспевшего полностью испариться в воздухе метеорного тела падает на землю, подчиняясь ее притяжению. Тот участок пути метеорного тела, где происходит его торможение, называется областью задержки (рис. 3), а упавший на землю остаток метеорного тела в виде камня или куска металла называется метеоритом. Метеориты получают название по названию населенного пункта, ближайшего к месту его падения.

Было установлено, что остаток метеорного тела даже сравнительно крупного размера только в том случае достигнет в виде метеорита поверхности земли, если скорость вторжения в атмосферу метеорного тела не превышает 15-20 километров в секунду. С такой скоростью движутся "догоняющие" Землю или "догоняемые" ею метеорные тела, т. е. такие, которые движутся в межпланетном пространстве в таком же направлении, в каком движется и Земля вокруг Солнца (рис. 4). Если же начальная скорость метеорного тела превышает указанную величину, а такой обладают "встречные", т. е. движущиеся навстречу Земле или же под небольшим углом к направлению ее движения, то метеорное тело целиком может испариться в воздухе, не успев достигнуть поверхности земли. Только особенно крупные метеорные тела, весящие сотни и тысячи тонн, способны пробить земную атмосферу с космической скоростью и врезаться в землю.

Метеориты падают на землю теплыми или, самое большее, горячими, не совсем не раскаленными, как часто думают. Объясняется это тем, что в течение своего кратковременного движения в воздухе с космической скоростью метеорное тело не успевает прогреться целиком и внутреннее вещество его сохраняет температуру, близкую к нулю. Поэтому, когда метеорное тело достигнет области задержки и когда, следовательно, прекращается его нагревание, расплавленный тонкий поверхностный слой на нем быстро охлаждается и затвердевает, образуя кору плавления, которая со всех сторон покрывает метеорит. Таким образом, вопреки распространенному мнению, метеориты при своем падении не могут вызвать пожара, даже если и упадут на какие-либо легко загорающиеся предметы. Только в .том случае, если вес метеорита превосходит сотни и тысячи тонн, он ударится о поверхность земли с космической скоростью. Но в таком случае при ударе в результате мгновенного перехода огромного запаса кинетической энергии метеорита в теплоту, при которой метеорит превращается в раскаленный газ, произойдет взрыв. На месте падения метеорита образуется воронкообразное углубление, так называемый метеоритный кратер. Гигантские, кратерообразующие метеориты падают очень редко, может быть, только раз в тысячелетие. В настоящее время на всем земном шаре найдено около десятка метеоритных кратеров, образованных падением метеоритов настолько давно, что об этом до нас дошли только легенды.

Движение метеорных тел и Земли

Обыкновенные метеориты, весом в десятки килограммов и меньше, падают очень часто, вероятно не менее тысячи в год на всем земном шаре. Однако огромное число их, падая в моря и океаны, в безлюдных пустынях и полярных странах, а также в малонаселенных гористых и лесных районах, остается ненайденным. Лишь ничтожное число метеоритов, в среднем 4-5 в год, становится достоянием науки. До настоящего времени всего было найдено около 1500 метеоритов, из которых 123 метеорита приходится на долю нашей страны. Нужно, однако, иметь в виду, что многие метеориты выпали группами или даже так называемыми метеоритными дождями, после которых были собраны сотни и тысячи метеоритов. Поэтому общее число всех метеоритов, хранящихся в коллекциях, достигает, вероятно, многих десятков тысяч.

Каинсаз. Метеорит имеет обломочную форму и резко выраженные регмалипты

При падении метеориты уходят в почву очень неглубоко, всего лишь на 10-20 см и редко на полметра или более. Обыкновенно образуется округлая яма, в которой и располагается метеорит, плотно примыкая к стенкам ямы. Небольшие метеориты, весом в сотни граммов или немногим более килограмма, часто остаются на поверхности почвы. Случалось, что метеориты падали на строения, пробивали крыши и обнаруживались .затем на чердаках. Так, например, при выпадении 11 июня 1949 г. в Челябинской области каменного метеоритного дождя Кунашак один метеорит, весом 358 граммов, упал на зерносушилку. Пробив толевую крышу зерносушилки, он ударился о потолок, а затем через отверстие в нем упал да пол, где и был вскоре обнаружен.

Метеорные тела попадают в земную атмосферу из межпланетного пространства (солнечной системы). Вместе с мельчайшими частичками-пылинками, вызывающими при вторжении в атмосферу явления метеоров, они образуют в солнечной системе скопление метеорной материи. Это скопление наблюдается нами с Земли в виде слабого сияния конусообразной формы и называемого Зодиакальным светом. Особенно хорошо Зодиакальный свет бывает виден на юге. В средних широтах наиболее благоприятные условия для его наблюдений бывают весной; в это время он бывает виден на западе, вскоре после потухания вечерней зари, и осенью, когда он бывает виден на востоке, перед наступлением утренней зари.

Метеориты представляют собой единственное внеземное вещество, которое мы можем исследовать непосредственно с применением современной аппаратуры и самых точных методов. Изучая метеориты мы узнаем, из каких химических элементов состоят небесные тела, какую имеют они структуру, при каких условиях образуются во вселенной химические соединения (минералы) и т. д. Изучение структуры, состава и различных физических свойств железных метеоритов представляет также интерес для металлургии в связи с изучением различных искусственных сплавов. Химический и минералогический состав метеоритов представляет большой интерес в связи с изучением внутренних частей Земли. Исследование движений метеорных тел в земной атмосфере позволяет судить о составе и структуре атмосферы. Таким образом, метеориты имеют большое научное и практическое значение.

Каракол. Метеорит имеет ориентированную форму и четкий регмалиптовый рельеф

По своему составу метеориты подразделяются на три класса: железные, железокаменные и каменные. Размеры их бывают самые различные. Самый крупный метеорит, найденный в Африке в 1920 г., весит около 60 тонн. Известно еще около трех десятков метеоритов, вес которых превышает тонну. Все эти метеориты относятся к железному классу. Между тем среди каменных метеоритов таких крупных не встречается. Самые большие каменные метеориты весят не свыше тонны. Каменные метеориты, как более хрупкие, не выдерживают того огромного давления воздуха, которое они испытывают при своем движении с космической скоростью, и дробятся на части, выпадая метеоритными дождями. Самый обильный каменный метеоритный дождь выпал в Америке в 1912 г. После него было собрано 14000 камней. 12 февраля 1947 г. в Приморском крае впервые выпал обильный железный метеоритный дождь. Экспедициями Комитета по метеоритам Академии Наук СССР в 1947-1949 гг. было собрано свыше 300 отдельных метеоритов и более десятка тысяч осколков, получившихся от раскола крупных метеоритов при их ударе о скальные породы. Общий вес всех собранных метеоритов и осколков составляет около 25 тонн. Изучение условий падения этого метеоритного дождя и сбор выпавшего метеоритного вещества еще продолжается.

Оханск. На осколке видно светло-серое внутреннее вещество и уцелевший кусочек коры плавления черного цвета

Обыкновенно метеориты имеют неправильную обломочную форму (рис. 5). Значительно реже падают так называемые ориентированные метеориты, заостренные на конус с одной (передней) стороны и притупленные - с другой (тыловой). Такая форма метеоритов напоминает головку снаряда (рис. 6). Она возникает в результате обтачивающего действия земной атмосферы на летящее в ней с космической скоростью метеорное тело.

Как было сказано, метеориты со всех сторон бывают покрыты тонкой корой плавления, толщина которой не превышает миллиметра. Эта кора хорошо заметна на каменных метеоритах (рис. 7). Обыкновенно она черная и матовая, по на некоторых метеоритах бывает блестящей, как бы покрытой черным лаком. В редких случаях кора бывает светлой и полупрозрачной. На метеоритах, долго пролежавших в земле, кора окисляется и принимает темный красновато-бурый цвет. На железных метеоритах кора имеет черную с буроватым или синеватым оттенком окраску.

Чебанкол. Видмандштетовые фигуры

Поверхности метеоритов, покрытые корой, обычно имеют своеобразные углубления, как бы вмятинки, напоминающие отпечатки пальцев в мягкой глине и называемые регмаглиптами или пьезоглиптами (рис. 5 и 6). Внутреннее вещество каменных метеоритов чаще всего имеет пепельно-серый цвет. Однако встречаются и темносерые или даже совсем черные и, наоборот, почти белые метеориты. На поверхностях свежих расколов каменных метеоритов обычно видны многочисленные блестки. Они состоят из сплава железа с никелем (никелистое железо, имеющее белый цвет) или железа с серой (сернистое железо, так называемый троилит, имеющее желтоватобронзовый цвет). Эти включения рассеяны более или менее равномерно во всей массе метеорита. Иногда встречаются включения довольно крупных размеров, достигая нескольких сантиметров в поперечнике. Несведущие люди часто принимают троилит за золото и, пытаясь извлечь его из метеорита, раскалывают на части; этим они уменьшают ценность метеорита.

Современные точные химические анализы метеоритов показали, что в них имеются все известные на Земле химические элементы. Никаких новых элементов в них не найдено. Это значит, что все небесные тела, вся материя во вселенной, состоят из тех же химических элементов, из которых состоит и Земля, и, следовательно, все они имеют общее происхождение.

Саратов. Поверхность излома, хорошо видны округлые шарики - хондры

Железные метеориты в основном состоят из железа, составляющего в среднем 90%, затем никеля до 6-8% и кобальта около 0,5-0,7%. Далее в незначительных количествах в них встречаются фосфор, сера, углерод, хлор и некоторые другие элементы. Каменные метеориты в основном состоят из следующих элементов: кремния 18%, магния 14%, алюминия 0,8%, кальция 1,3%, серы 2% и очень малых примесей многих других элементов. Большинство же химических элементов как в железных, так и в каменных метеоритах присутствует в настолько малых количествах, что обнаруживается только при помощи очень тонких анализов.

В каменных метеоритах в виде соединений с другими элементами находится кислород, составляя в среднем около 30%. Кроме того, как было сказано выше, в них имеются рассеянные включения никелистого железа и троилита, причем содержание никелистого железа в общей сумме может достигать 20-25% веса всего метеорита.

Минералы, из которых состоят метеориты, хорошо известны и на Земле. Однако в незначительных количествах в них встречаются новые, не известные на Земле минералы. Некоторые из таких минералов не могут существовать на Земле вследствие присутствия в ее атмосфере (водяном паре) кислорода, с которым они быстро вступают в соединение. В результате этого на них образуется ржавчина и метеориты мало-помалу могут полностью разрушиться. По этой причине они должны тщательно предохраняться от влажного воздуха. Присутствие в метеоритах новых минералов указывает на иные условия их образования, чем те, при которых образовалась земная кора с ее горными породами. На это указывает также и своеобразная структура метеоритов. Так, например, если отполировать и затем протравить слабым раствором какой-либо кислоты поверхность железного метеорита, то на ней появится своеобразный рисунок (рис. 8) - так называемые видманштеттеновы фигуры. Этот рисунок указывает на кристаллическое сложение железных метеоритов. Изучение структуры и рисунка травления показывает, что метеориты слагаются из отдельных пластинок, расположенных вдоль плоскостей многогранника, имеющего восемь граней и называемого октаэдром. Поэтому метеориты, показывающие при травлении видманштеттеновы фигуры, называются октаэдритами. Среди железных метеоритов значительно реже встречаются метеориты, которые при травлении дают только тонкие, параллельные между собой линии, называемые неймановыми. Такие метеориты представляют собой так называемые монокристаллы, т. е. являются единым целым во всей своей массе; внутренняя микроструктура их показывает кристаллическое сложение по кубу, т. е. многограннику, имеющему шесть граней и называемому гексаэдром. Поэтому такие метеориты называются гексаэдритами. Наконец, также редко встречаются железные метеориты, которые никакого рисунка при травлении не дают. Они называются атакситами, что в переподе на русский язык означает "лишенные порядка", т. е. не имеющие какой-либо определенной структуры. Интересную структуру имеют железокаменные метеориты, так называемые палласиты. Они представляют собой как бы железную губку, пустоты которой заполнены стекловидным минералом оливином, имеющим желтовато-зеленую окраску. Структура большинства каменных метеоритов отличается от структуры земных горных пород присутствием в них своеобразных шариков, размерами от микроскопических зерен до крупных горошин, хорошо видимых невооруженным глазом (рис. 9). Такие шарики называются хондрами, а метеориты, в которых они встречаются - хондритами.

Железные метеориты падают значительно реже, чем каменные. Так, на каждые 16 каменных метеоритов приходится только один железный. Еще реже падают железокаменные метеориты. Однако среди случайно найденных метеоритов, падения которых не наблюдались, преобладают железные. Это и понятно, если учесть, что железные метеориты значительно лучше сохраняются и могут веками лежать в почве. Кроме того, они скорее привлекают к себе внимание, чем мало приметные да еще и быстро разрушающиеся каменные метеориты.

Вообще же случаи находок метеоритов, падения которых не наблюдались, происходят нередко.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И ИЗУЧЕНИЯ МЕТЕОРИТОВ

Внезапные падения метеоритов и в неожиданных местах не позволяют специалистам-метеоритологам организовать и поставить систематические наблюдения падений метеоритов (движений болидов). Поэтому специалистам приходится прибегать к помощи случайных очевидцев падений. По возможности полные и добросовестно составленные описания наблюдавшихся явлений, сделанные даже случайными очевидцами, могут иметь научное значение. В том случае, когда по одному и тому же падению метеорита удается собрать большое число описаний, сделанных очевидцами в разных населенных пунктах, после соответствующей их обработки оказывается возможным получить надежные данные об условиях движения метеорного тела в земной атмосфере, определить элементы его орбиты в пространстве и всесторонне изучить обстановку падения метеорита на землю. Нужно, поэтому, всегда помнить о том, что долг каждого сообщить ученым подробные сведения о всех замеченных явлениях, сопровождавших падение того или иного метеорита или полета по небу болида. Нужно также помнить и о том, что такие описания должны быть сделаны возможно более точно и содержать в себе только такие данные, которые очевидец запомнил вполне уверенно. Лучше сообщить кратко, но правдиво.

В России центральным научным учреждением, специально занимающимся сбором, изучением и хранением метеоритов, является Комитет по метеоритам Академии Наук. При Комитете существует сеть добровольных корреспондентов-наблюдателей из числа наблюдателей гидрометеорологических станций, учащихся, преподавателей, рабочих, колхозников и т. д. Они живут в разных Местах нашей страны и регулярно присылают в Комитет по метеоритам описания наблюдавшихся болидов. Ежегодно в Комитет поступает несколько десятков таких описаний. Бывает, что по одному и тому же болиду удается получить большое число описаний, сделанных разными лицами в разных населенных пунктах. В таких случаях удается детально изучить болид, определить его траекторию и орбиту. В случае падения и находки метеорита наблюдатели телеграфно извещают об этом Комитет по метеоритам, который направляет на место падения своих научных сотрудников. Здесь, на месте падения, они производят всестороннее изучение обстановки падения, производят массовый опрос очевидцев и организуют поиски и сбор метеоритов.

Нередко корреспонденты присылают в Комитет по метеоритам образцы случайно найденных ими камней или кусков железа, по своему внешнему виду напоминающих метеориты. И действительно, некоторые из таких находок оказываются метеоритами, давно упавшими на землю.

Находимые на территории нашей страны метеориты подвергаются всестороннему изучению. В специальных лабораториях при помощи современных методов и аппаратуры производятся химический и минералогический анализы, изучается поверхностная и внутренняя микроскопическая структура, определяются физические свойства и изучаются различные другие особенности метеоритов.

Существует также Комитет по метеоритам при Академии Наук Украинской ССР, производящий работу по метеоритам на территории Украины. Недавно были организованы Уральская Комиссия по метеоритам и такая же комиссия при Геологическом институте Академии Наук Белорусской ССР. Первая из них проводит работу по сбору наблюдений болидов и падений метеоритов на Урале, а вторая - на территории Белоруссии. Успешные работы по метеоритам ведутся также в Астрономической обсерватории Одесского университета, в Ашхабадской астрофизической лаборатории Туркменского филиала Академии Наук СССР и в Сталинабадской астрономической обсерватории Таджикского филиала Академии Наук СССР. Отдельные исследования вещественного состава метеоритов выполняются и в ряде других научно-исследовательских учреждений.

Комитетом по метеоритам Академии Наук СССР ежегодно проводятся в Москве специальные метеоритные конференции. На этих конференциях подводятся итоги проделанной за год работы по сбору и изучению метеоритов, обсуждаются дальнейшие задачи и заслушиваются специальные доклады по различным вопросам метеоритики. В конференциях принимают участие наиболее активные корреспонденты-наблюдатели, вызываемые Комитетом по метеоритам.

Все метеориты тщательно хранятся в специальных коллекциях минералогических и других музеев. Здесь предпринимаются все необходимые меры для предохранения их от разрушений. Наиболее крупной метеоритной коллекцией в нашей стране и одной из лучших в Европе является коллекция метеоритов Комитета по метеоритам Академии Наук СССР, временно помещающаяся в Минералогическом музее Академии Наук СССР в Москве.

Крупные метеоритные коллекции имеются в Геологическом музее Украинской Академии Наук, Ленинградском горном музее, в минералогических музеях университетов в Ленинграде, Одессе, Саратове, Казани, Харькове, Тарту, Львове и в других городах. Отдельные метеориты имеются и в других научно-исследовательских учреждениях. Все эти коллекции доступны для осмотра всем интересующимся.

Каждый вновь упавший или случайно найденный метеорит подлежит передаче Комитету по метеоритам Академии Наук СССР. За метеориты, передаваемые в Комитет, лицам, обнаружившим их, выдаются денежные премии - как мера поощрения за оказание содействия науке.

УКАЗАНИЯ К НАБЛЮДЕНИЯМ БОЛИДОВ

Обыкновенно кажется, что огненный шар (болид) пролетает совсем недалеко от наблюдателя и поэтому каждый думает, что метеорит упал где-то совсем близко от него, в какой-нибудь сотне-другой метров. Однако такое впечатление является ложным; оно создается у каждого очевидца независимо от того, на каком расстоянии от действительного места падения метеорита он находился. Вследствие большой яркости болиды большею частью не только ночью, но и днем, при безоблачном небе и ярком солнечном освещении, наблюдаются на расстоянии сотен километров от места падения метеорита. На таком же расстоянии наблюдается и освещение местности ночью, а также бывают слышны звуки: удары, грохот и т. д. Поэтому часто предпринимаемые очевидцами поиски упавшего метеорита в окрестностях места наблюдения бывают безрезультатными, а попадающиеся различные камни или куски железа, которые они принимают за метеориты, в действительности оказываются обыкновенными камнями, шлаками и тому подобными земными образованиями. Наиболее часто очевидцы впадают в ошибку в тех случаях, когда болид, по их наблюдениям, исчезает у самого горизонта. Им кажется, что именно здесь и упал метеорит. Между тем, в действительности исчезновение болида у горизонта свидетельствует о том, что данный пункт наблюдений расположен далеко от места падения метеорита - на окраине области видимости световых явлений, часто отстоящей от места падения на расстоянии сотен километров.

Таким образом, если не было замечено самое падение метеорита на землю, или не были слышны определенные характерные звуки, вызываемые падающим метеоритом при его приближении к земле: свист, жужжание, гул и клевок - удар метеорита о почву, то не имеет смысла искать упавший метеорит. Определить место возможного падения метеорита можно на основании полученных из разных пунктов показаний очевидцев о направлении движения болида и положении его видимой траектории на небесной сфере. Поэтому очень важно после наблюдавшегося болида произвести массовый опрос очевидцев о наблюдавшихся ими явлениях. Особенно важно при этом по возможности точнее определить положение на небесной сфере облачка в области задержки - более темного, иногда черного, сгущения в конечной (нижней) части следа, оставленного болидом на небе. Это облачко бывает расположено вблизи зенита (точки на небе над головой наблюдателя) места падения метеорита.. Поэтому путем определений видимого положения на небе облачка задержки, сделанных из разных пунктов, можно приблизительно определить место падения метеорита.

Следует, однако, иметь в виду, как было сказано выше, что не каждый яркий болид оканчивается падением метеорита. Более того, наиболее яркие и эффектные болиды, движущиеся с большими скоростями и чаще всего наблюдающиеся по утрам, реже всего сопровождаются падением метеоритов. Наоборот, чаще всего падают метеориты после медленных вечерних болидов. Однако научное значение всестороннего изучения болидов не зависит от того, последовало или нет после болида падение метеорита. Получение надежных данных об условиях движений болидов в земной атмосфере и определение орбит метеорных тел, вызвавших появление болидов, столь же важно, как и получение таких же данных для упавших метеоритов. Поэтому опрос очевидцев и сбор наблюдательного материала необходимо проводить независимо от того, упал или нет метеорит.

Если очевидец запомнил только немногие детали полета болида а другие запомнил неуверенно или даже совсем не заметил, то нужно сообщить хотя бы самые краткие сведения о наблюдавшихся явлениях. Следует иметь в виду, что даже краткие сведения, в которых указывается только - наблюдались или нет световые явления, или - были или нет слышны какие-либо звуки, имеют определенное значение. В самом деле, если будут получены такие сообщения из многих населенных пунктов, расположенных с разных сторон относительно места падения метеорита или на окраине области распространения световых и звуковых явлений при полете данного болида, то можно будет определить границы и контуры этой области. По этим же данным, в свою очередь, можно косвенно судить о направлении и наклоне траектории болида.

Краткое описание болида составляется по следующей схеме:

Краткие сведения о болиде (указывается число, месяц и год)

1.Дата и время наблюдения. Желательно время полета болида или видимости тех или иных световых явлений указать с точностью до минуты. Если же наблюдатель не имел часов, то время указывается приблизительно, причем необходимо сделать об этом оговорку. Нужно также указать, по какому счету отмечено время (местное декретное, московское).

2. Место наблюдения. Нужно указать название населенного пункта, района и области, где наблюдались явления, а также направление и расстояние в километрах этого пункта по отношению к какому-либо крупному населенному пункту (городу, районному центру и т. д.).

3. Видимость световых явлений. В описании указывается, наблюдался ли огненный шар (болид) или же было замечено только освещение местности (ночью) или "дымный" след на небе (днем).

4.Звуковые явления. Нужно указать, были или нет слышны какие-либо звуки, а если возможно, то описывается и характер их: удары (число их), грохот, гул и т. д.

Определение азимута и  угловой высоты

Если очевидец заметил и хорошо запомнил другие какие-либо подробности, то необходимо об этом указать в описании. Кроме того, желательно отметить, было ли небо безоблачным, или же частично или полностью покрыто облаками.

Под описанием указывается фамилия, имя и отчество очевидца и его почтовый адрес.

Для детального изучения наблюдавшихся при полете болида явлений, особенно - для определения места возможного выпадения метеорита (если при этом метеорит еще не был найден), а также - для определения его траектории и вычисления элементов орбиты, необходимо составить насколько возможно полное описание по указанной ниже программе. Однако, если очевидец затрудняется ответить на все вопросы программы, то нужно записать ответы только на те вопросы, которые не вызывают у него затруднений.

Полное описание болида составляется по следующей схеме:

Наблюдение болида (указывается число, месяц и год)

1.Дата и момент полета болида.

Момент желательно указать с точностью до минуты. Необходимо отметить, какими часами пользовался очевидец и их точность, а также - по какому счету времени (местное, декретное или московское) указан момент явления.

2. Место наблюдения.

Нужно указать название населенного пункта, района и области, где наблюдался болид, а также - отметить, находился ли очевидец в помещении, или же был на улице, чем он занимался в этот момент и что привлекло его внимание, когда он заметил болид. Желательно также указать географические координаты пункта наблюдений или же - направление и расстояние относительно районного или областного центра.

3. Видимый путь болида.

Для определения видимого пути болида на небе и направления его движения нужно измерить координаты точек появления и исчезновения болида. Для этой цели нужно указать направления на эти точки из пункта наблюдений и их угловую высоту. Приближенно направление можно определить путем указания направления относительно стран света, например записать: болид появился на юге, севере, северо-западе, юго-юго-востоке и т. д., или же - относительно окрестных селений, ж.-д. станций, городов и других пунктов (наиболее известных), т, е. указать, по направлению на какой пункт было замечено начало и конец полета болида. Однако более точно направление можно определить путем измерения азимута с помощью компаса или иного какого-либо угломерного прибора (буссоли, теодолита и т. д.). Азимут представляет собой угол между меридианом (считая от точки севера к востоку) и направлением по горизонту на измеряемую точку на небе в градусной мере (рис. 10).

Большая и Малая Медведица

Угловая высота точек начала и конца пути болида над горизонтом точно так же должна быть определена в градусной мере. Приблизительно угловую высоту можно определить путем сравнения с видимой высотой Солнца над горизонтом (в момент наблюдения), если болид наблюдался днем. Для этой цели нужно указать, на какую долю расстояния между Солнцем и горизонтом были расположены выше или ниже Солнца точки начала и конца пути болида. При наблюдении болида ночью для определения угловой высоты точек пути его можно воспользоваться сравнением с положением на небе всем известного яркого созвездия Большой Медведицы (рис. 11), указав при этом высоту точек пути болида по сравнению с высотой отдельных звезд созвездия, а также по сравнению с высотой Полярной звезды. Последнюю нетрудно найти на небе, если провести прямую линию через звезды альфа и бета Большой Медведицы. На расстоянии, в пять раз большем расстояния между звездами альфа и бета, в сторону звезды ос и будет расположена Полярная звезда. Полярная звезда укажет и направление севера, следовательно относительно нее можно определить и направление на точки пути болида. В лунную ночь угловую высоту точек пути болида можно указать путем сравнения с угловой высотой Луны над горизонтом. Более точно угловую высоту можно изморить при помощи обыкновенного транспортира с подвешенным к его центру грузиком на тонкой нити, как &то показано на прилагаемом рисунке (рис. 10).

При помощи транспортира или другого какого-либо угломерного прибора следует также определить угол наклона видимого пути болида на небе относительно горизонта.

Нельзя указывать высоту начала и конца пути болида в километрах, так как такие указания не имеют смысла по той причине, что нельзя даже сколько-нибудь приближенно определить наглаз высоту в километрах болида, пролетающего на расстоянии десятков и сотен километров от очевидца.

Если болид наблюдался ночью при безоблачном небе и наблюдатель знаком со звездным небом и имеет подходящую звездную карту (к данной инструкции прилагается краткая звездная карта, предназначенная для общего ознакомления со звездным небом), то следует хорошо запомнить точки появления и исчезновения болида среди звезд и нанести эти точки на звездную карту, соединив их между собой чертой и указав стрелкой направление движения болида (рис. 12). При отсутствии такой карты у наблюдателя желательно наглаз сделать схематический рисунок расположения наиболее ярких звезд того участка неба, где пролетел болид, и указать стрелкой путь болида. Желательно также сделать рисунок пути болида на небе и в том случае, если болид наблюдался днем. В этом случае на рисунке нужно указать расположение стран света и зарисовать какие-либо ориентиры (строения, деревья и т. д.).

Путь болида на звездной карте

После подробного описания пути болида нужно отметить, был ли замечен болид в самом начале или же спустя некоторое время после его появления и какая точка его пути принята за начало полета, а также - указать, исчез ли болид на виду у очевидна, не долетев до горизонта, или же скрылся за горизонтом или какими-либо строениями, деревьями и т. д.

4. Продолжительность полета болида.

Как было скачано выше, болид пролетает весь свой путь по небу в течение нескольких секунд и редко больше. След же, оставляемый болидом на небе в виде дымной полосы, бывает виден в течение многих минут, а иногда и свыше часа. В ответ на данный вопрос нужно указать продолжительность полета болида, а не видимости оставленного им следа. Для определения продолжительности полета болида полезно применять такой способ. После исчезновения болида очевидец, смотря на часы, повторяет все те действия, которые он успел совершить во время полета болида, например: выбежал из комнаты, успел что-либо сказать и т. д., и по секундной стрелке часов определяет продолжительность. Можно продолжительность определить и без часов путем небыстрого счета: раз, два, три и т. д. В описании следует указать, каким способом очевидец определил продолжительность полета болида.

5. Размеры и яркость болида.

Под размерами болида понимается угловой диаметр его, который приблизительно можно определить путем сравнения с полным диском Луны или Солнца, угловой диаметр которых приблизительно равен 0,5њ, или 30 минутам, дуги. Если'болид был меньше, то его размеры указываются в долях диска Луны или Солнца. По таким данным впоследствии, когда будет вычислено расстояние в километрах от наблюдателя до болида, можно определить линейный, т. е. в метрах, диаметр болида. Не следует указывать видимый размер болида в метрах, сантиметрах и т. д., или путем сравнения с какими-либо земными предметами, т. к. по таким данным нельзя определить действительный линейный размер болида. Всем известно, что чем дальше от наблюдателя расположен какой-либо предмет, тем меньше он будет казаться наблюдателю, и невозможно на большом расстоянии определить истинные размеры того или иного предмета.

Болид метеоритного дождя Кунашак

Удобно определять угловой размер болида при помощи сравнения с большим пальцем вытянутой руки, указав при этом, во сколько раз больше или меньше пальца был болид, или был равен ему.

Нужно также определить размер хвоста болида по сравнению с самим болидом, указав во сколько раз он был больше диска болида.

Оценку яркости болида следует производить путем сравнения с яркостью Солнца, Луны (в разных ее фазах), электрической лампы (нужно отметить мощность лампы и на каком расстоянии от нее сделано сравнение) и т. д. В описании следует отметить, слепил ли болид глаза или же на него можно было смотреть свободно.

6. Форма болида.

При благоприятных условиях и внимательном наблюдении можно рассмотреть голову болида, которая может иметь шарообразную, каплевидную, овальную или резко вытянутую форму (рис. 14). Форма головы болида, а также длина и форма хвоста его зависят отчасти от направления движения болида относительно места положения очевидца. Так например, если болид летел прямо на него, т. е. по лучу зрения, то он будет казаться ему шарообразным и неподвижным, как бы повисшим в воздухе, наподобие осветительной ракеты. В этом случае у болида совсем не видно хвоста, который в действительности бывает закрыт от очевидца самим болидом. Наоборот, если болид пролетел в направлении, перпендикулярном по отношению к очевидцу, то он будет казаться вытянутым, а хвост его - наиболее длинным. Таким образом, форма болида и относительная длина его хвоста могут косвенным образом характеризовать направление движения болида относительно наблюдателя. Поэтому очень желательно как можно точнее и полнее определить и указать в описании форму болида и относительную длину его хвоста (рис. 14).

Типичные формы болидов

В описании нужно также указать, наблюдались ли во время полета болида вспышки и если наблюдались, то на каких участках его пути (в долях длины всего пути, считая от его начала). То же самое нужно указать и в отношении искр, если они наблюдались при полете или дроблении болида. Далее нужно указать, исчез ли болид внезапно, как бы мгновенно потухнув, или же перед исчезновением он раздробился на части. В последнем случае желательно указать, на сколько частей болид раздробился, и, по возможности, размеры отдельных частей по сравнению с болидом.

Очень важно определить и указать в описании, сколько времени (секунд или долей секунды) были видны после дробления отдельные части болида, в каком направлении они летели и в какой последовательности исчезали.

7. Цвет.

Цвет болида определяется путем сравнения с цветом Солнца или Лупы (на разных высотах над горизонтом, имея в виду, что Солнце или Луна при закате становятся красными), цветом электросварки, электрической или керосиновой лампы и т. д. Желательно цвет указать отдельно для самого болида, а затем - для его хвоста, искр и осколков, образовавшихся при дроблении.

Часто внутренняя часть (ядро) болида и наружная - оболочка, а также отдельные части хвоста его имеют различные оттенки. Кроме того, цвет болида может меняться во время полета. Поэтому, если очевидец заметил такие подробности в окраске болида и его частей, необходимо указать об этом в описании.

8. Освещение местности.

Яркие болиды, пролетающие в ночное время при безоблачном небе, обыкновенно очень сильно освещают местность на сотни километров вокруг своеобразным, как бы мигающим или дрожащим светом. Даже и днем при полете ярких болидов очевидцы, находящиеся в помещениях, нередко замечают появление кратковременного блеска или вспышки, а находящиеся на улице наблюдают появление вторичных (кроме солнечных), быстро поворачивающихся теней от различных предметов.

При составлении описания нужно подробно, насколько, конечно, смог запомнить очевидец, отметить характер и силу освещенности, сравнив, например, с освещенностью в полнолуние, сумерки и т. д. Если очевидец во время полета ночного болида находился на улице, то желательно определить и указать в описании, на каком расстоянии от него были хорошо видны те или иные предметы, наблюдались ли тени от них, и на каком расстоянии предметы различались с трудом; каков был характер освещенности: "спокойный", "мигающий", "дрожащий" и т. д.

В редких случаях, например при полете очень ярких болидов, очевидцы отмечали, что вовремя полета болида ими ощущалось тепло налицо. Поэтому, на это обстоятельство также следует обратить внимание и в случае, если очевидец действительно совершенно явственно почувствовал тепло от пролетающего болида, об этом также нужно сказать в описании.

В зимнее время при сплошной облачности иногда отмечаются яркие вспышки, которые обычно принимаются за зимние молнии. Между тем в действительности иногда такие явления могут быть вызваны полетом яркого болида. Поэтому, необходимо регистрировать и подробно описывать указанные вспышки, которые могут иногда сопровождаться и звуковыми явлениями. При получении таких описаний из многих населенных пунктов с большой территории можно будет установить, наблюдалась ли в данном случае молния или же вспышка была вызвана полетом болида.

9. След болида.

При наблюдениях следа, оставленного болидом, необходимо прежде всего определить общую продолжительность его видимости, для чего нужно проследить за следом в течение всего времени вплоть до полного его исчезновения. Одновременно в течение этого времени нужно проследить за изменением формы и перемещением следа по небу. При этом нужно учитывать, что вначале след имеет вид совершенно прямолинейной полосы. Вскоре он начинает искривляться, растягиваться в стороны и смещаться по небу, постепенно ослабевая в своей яркости. Перед исчезновением след разрывается на части, которые принимают вид отдельных клочьев. В нижней части следа (не всегда в самом конце его) обычно наблюдается темное, иногда черное, сгущение, так называемое облачко в области задержки.

Поскольку след наблюдается в течение продолжительного времени и изменения в нем происходят относительно медленно, можно очень тщательно провести наблюдения и составить подробное описание, которое будет иметь большое научное значение.

Для определения направления смещения следа или его отдельных частей нужно выбрать подходящее место, откуда след касался бы видимым образом каких-либо земных предметов, например строений, деревьев и т. д. Следя за следом с этого пункта, можно установить направление смещения его. Направление смещения следа можно определить также при помощи компаса по азимуту и при помощи транспортира по угловой высоте. Иными словами, смещение следа можно определить путем многократных измерений его положения в разные моменты видимости. Такие измерения желательно делать через небольшие промежутки времени, например через 3-5 минут, отмечая момент измерений.

Распространение звуковых волн от траектории болида

Далее нужно проследить и описать окраску следа. Обычно днем на безоблачном голубом небе следы болидов имеют пепельно-серый цвет, принимая желтовато-красноватую окраску при просвечивании сквозь них лучей Солнца. Следы, наблюдаемые на фоне вечерней или утренней зари, будучи освещены лучами заходящего или восходящего Солнца, окрашиваются в яркие желтые, оранжевые, красные, фиолетово-пурпурные или иные цвета. Окраска следа при этом быстро изменяется по мере изменения высоты Солнца над горизонтом или глубины опускания его за горизонт.

Особенно внимательно следует пронаблюдать облачко в области задержки и сделать подробное описание его, указав при этом форму этого облачка, а также последовательное изменение ее, определить цвет и угловые размеры, и отметить все другие подробности. Очень важно измерить азимут и угловую высоту этого облачка и указать, наблюдалось ли оно в самом конце следа или же след продолжался еще после облачка. В последнем случае нужно указать форму, длину, цвет и последовательные изменения этой части следа. Нужно также тщательно пронаблюдать и описать отдельные облачка, которые могут появиться после исчезновения отдельных частей болида, образовавшихся при дроблении его перед исчезновением.

10.Звуковые явления.

Обычно после яркого болида по прошествии нескольких минут после того, как исчезнет болид, до слуха очевидцев доносятся сначала отдельные отрывистые удары, напоминающие взрывы, а следом за ними - грохот, треск и гул. Часто можно заметить, что грохот как бы удаляется от очевидца вдоль пути болида в направлении движения его и одновременно в обратном направлении. Объясняется это тем, что до слуха очевидцев доходят сначала звуковые волны от близких к нему участков траектории болида, а затем от все более удаленных (рис. 15). При наблюдении звуковых явлений необходимо прежде всего определить (по возможности по часам) и указать в описании, через какой промежуток времени в секундах или минутах после исчезновения болида раздался первый удар, а затем - число отдельных ударов и через какой промежуток времени они следовали один за другим. Далее нужно определить силу ударов, сравнив, например, с выстрелами из орудий, залпами из ружей, взрывами бомб и т. д., и отметить, который из ударов был наиболее сильным. Нужно также описать характер последующих звуков и общую их продолжительность, отметив по часам момент последних звуков грохота и отдельно - прекращения гула.

Очевидцами различных падений метеоритов и полетов ярких болидов неоднократно отмечалась слышимость слабых звуков во время полета болида, т. е. раньше того, как раздаются удары. Такие звуки напоминают шуршание, шелест древесных листьев, слабый треск и т. д. По объяснению некоторых ученых, эти звуки вызываются электрическими причинами, почему болиды, сопровождающиеся подобными звуками, называются электрофонными. Изучение и установление окончательно природы указанных звуков представляет большой научный интерес. Поэтому очень важно обратить внимание во время наблюдения болида на слышимость звуков и в случае их возникновения сделать самое подробное описание.

В конце описания наблюдавшегося болида нужно указать состояние погоды в момент полета болида. Очень желательно приложить наблюдения погоды, сделанные на ближайшей гидрометеорологической станции. Наиболее важно знать состояние облачности, температуру и давление воздуха, направление и силу ветра. Облачность указывается по десятибальной шкале, причем сплошная облачность отмечается баллом 10, а безоблачное небо баллом 0.

Под описанием указывается полностью имя, отчество и фамилия очевидца, его род занятий, специальность и почтовый адрес.

Зарисовки и фотографирование.

К описанию болида очень желательно приложить зарисовки болида и его следа, сделанные хотя бы схематически простым карандашом. На таких рисунках нужно показать форму болида и его хвоста, соответствующие двум-трем моментам полета, например: в начале, в середине пути и перед исчезновением (в момент дробления, если таковое наблюдалось). Не следует обязательно стремиться к художественной передаче, что может сделать только художник или вообще опытный наблюдатель. Такие рисунки, конечно, очень желательны. Но и схематические зарисовки, на которых показаны только контуры, изображающие форму и некоторые другие детали болида, имеют научное значение.

Особенно желательно сделать серию, например 5-6, рисунков следа болида в разные моменты его видимости. На таких рисунках нужно передать форму следа и облачка в области задержки; на каждом рисунке нужно указывать момент зарисовки.

Исключительно большое научное значение имеет фотографирование. Сфотографировать самый болид вследствие внезапности его появления и кратковременности видимости почти невозможно. Впрочем, может случиться так, что в момент полета болида случайный очевидец в этот момент имел с собой фотографический аппарат, готовый к фотографированию. Может быть даже он в этот момент что-либо фотографировал. В таком случае нужно немедленно направить фотоаппарат на летящий болид и сделать съемку с моментальной выдержкой. Нетрудно получить серию прекрасных снимков следа болида, который бывает виден в течение десятков минут и вполне можно не торопясь подготовить фотоаппарат к фотографированию. Фотографировать следует с одного и того же пункта и так, чтобы на снимках получилось изображение горизонта с какими-либо ориентирами (рис. 2). Для этих ориентиров нужно потом при помощи компаса измерить азимут. Вследствие самых разнообразных условий, при которых может наблюдаться след болида, например, он может быть виден на ясном голубом небе, на фоне яркой, или, наоборот, затухающей зари, или, наконец, на темном ночном небе, дать какие-либо указания в отношении выдержки при фотографировании не представляется целесообразным. Опытный фотограф, учитывая свойства своего фотоаппарата, чувствительность фотопленки и, наконец, условия видимости следа, сам может определить величину требуемой выдержки. Можно только указать, что для большей гарантии получения удачных в отношении выдержки снимков нужно сделать по возможности большее число снимков с разными выдержками.

Негативы должны быть пронумерованы, а в прилагаемой к ним описи нужно под соответствующим номером негатива указать момент его получения с точностью до минуты, азимуты отдельных ориентиров, условия фотографирования (сорт пластинок или пленки, тип фотоаппарата, продолжительность выдержки), условия проявления (тип проявителя и продолжительность проявления), а также сделать различные другие примечания.

Все рисунки и негативы (или непроявленные пластинки или пленки) нужно приложить к описанию болида и отослать в хорошей упаковке в Лабораторию метеоритики по адресу: Москва, ул. Косыгина, дом 19.

 

УКАЗАНИЯ К, НАБЛЮДЕНИЯМ ПАДЕНИЙ, ПОИСКАМ И СБОРУ МЕТЕОРИТОВ

Болид исчезает или дробится на части приблизительно над тем местом, где затем падает метеорит или рассеивается метеоритный дождь. Поэтому появляющееся на небе на месте исчезновения или дробления болида облачко оказывается расположенным вблизи зенита места падения метеорита. Отсюда следует, что если после исчезновения болида облачко в области задержки было расположено высоко на небе, вблизи зенита, то, значит, метеорит выпал где-то недалеко от этого места. В этом случае, сейчас же после исчезновения болида нужно особенно внимательно прислушаться к тем звукам, которые последуют через некоторое время. Падающие после области задержки на землю метеориты сопровождаются свистами, жужжанием, гулом, "уханием" и, наконец, ударом метеорита о землю, так называемым "клевком". Такие звуки могут быть слышны на расстоянии до 2-3 километров от места падения метеоритов. При дневных падениях с небольшого расстояния можно заметить и самый метеорит, приближающийся к земле в виде черного предмета. От места его падения часто разлетаются в стороны комья земли или куски дерна и поднимается вверх пыль.

Таким образом, если облачко в области задержки было расположено вблизи зенита и если, кроме того, были слышны звуки падающего метеорита, которые доносятся уже после звуков, вызываемых полетом болида (ударов, грохота и гула), то необходимо организовать поиски упавшего метеорита. Поиски проводятся путем тщательного осмотра местности. Как уже было сказано, метеориты весом в несколько килограммов способны образовать при своем падении небольшие ямки. Только маленькие метеориты, весом в сотни граммов, могут оказаться лежащими на поверхности земли. Однако требуется большое внимание, чтобы заметить небольшой метеорит, имеющий черную поверхность (покрытую корой плавления) и неотличимый с первого взгляда даже на небольшом расстоянии от комьев земли. Еще труднее найти метеорит в траве, кустарниках и т. д.

Эллипс рассеяния метеоритного дождя

Так как метеориты чаще всего падают группами или даже метеоритными дождями, после которых можно собрать сотни и тысячи камней, то при находке первого м