МИРОВЕДЕНИЕ ? 5. Т.XVIII.
|
ПАДЕНИЕ МЕТЕОРИТОВ В БЕЛОЗЕРСКОМ КРАЕ 29 НОЯБРЯ (9 ДЕКАБРЯ) 1662 г.
(Посвящается Л. А. Кулику.)
|
Д. О. Святский.
|
Первый, обративший внимание на это замечательное падение метеоров - Борноволоков - напечатал в 'Технологическом журнале', изд. Академией наук, в 1811 г. краткое сообщение (VIII, ч. 4, стр. 123): "В прошедшем в 1808 г. случайно попался мне древний рукописный летописец Белозерского Кириллова монастыря: в оном между прочим написано: что по близости монастыря того в одном селении поднялась страшная буря, по воздуху носился огонь в виде зажженных охлопьев, происходил страшный гром и треск, и падали с неба камни, из коих два отнесены были в монастырь к настоятелю и один был вкладен в стену, а другой положен на паперти". Далее Борноволоков указывает, что послал выписку из летописца настоятелю монастыря, просил прислать кусочек камня и дать более подробные сведения, но не только не получил 'удовлетворительного ответа', но, очевидно, и самой посланной выписки из летописца, так как добавляет: 'за неимением с собою сей рукописи я не могу объяснить теми словами, как там написано, равным образом не помню точно ни года, ни числа, а токмо сие случилось вскоре по устроении монастыря сего'.
В 1868 г. А. Ф. Гебель в своей работе 'Об аэролитах в России' (приложение к т. XII 'Записок имп. Акад. наук' ?6 -по-русски и по-немецки), на стр. 106-108, цитируя сообщение Борноволокова, относит это падение метеоритов, основываясь на последнем неосторожном его замечании: 'сие случилось вскоре по устроении монастыря сего',-к началу XV ст. Попытки Гебеля отыскать летописную запись в Публичной библиотеке не привели ни к чему, хотя акад. А. Бычков помнил, что он читал этот текст в какой-то рукописи. Таким образом, значение этого события для астрономов осталось скрытым вплоть до 1915 г., когда мы исследовали этот вопрос в своем труде 'Астрономические явления в русских летописях' (стр. 186), хотя следует заметить, что еще задолго до появления в свет работы Гебеля уже был опубликован документ, аналогичный тому, какой читал Борноволоков. Именно, в IV т. 'Актов исторических' (СПБ. 1842 г.) в § 170 напечатаны были 'Отписки Кирилло-Белозерского монастыря властям о метеоритах, явившихся в Белозерском у.' с датой падения 22 ноября 1662 1., а в 'Московских ведомостях' 1852 г., ? 53, Ф. Буслаев в статье 'Русская поэзия XVII в.' дал перевод на русский язык 'Отписок' как образец поэтического творчества эпохи XVII в., не касаясь научной стороны явления. И только популяризатор Н. И. Зуев привел в своей 'Иллюстрированной физической географии' перевод Буслаева как иллюстрацию к главе о метеоритах. Кроме того, в 'Ярославских губ. ведомостях' за 1850 г., в ? 27, был напечатан 'Летописец', найденный в Тотьме с местными событиями, среди которых оказалось описание падения метеоритов в вотчине Кириллова монастыря 29 ноября 1662 г., по тексту близкое 'Отпискам'. Наконец, в 'Исторической летописи' (прилож. к 'Русскому паломнику', 1914 г.. ? 9, под заглавием 'Страшное знамение' (страничка неизданного архивного документа) А-м Т-цким был опубликован текст письма 'попа Иванища' к монахам Кириллова монастыря о падении метеоритов 29 ноября 1662 г. Все перечисленные печатные источники и послужили нам материалом для описания этого падения в нашей названной выше работе, причем последний документ приведен был полностью (назовем его редакцией А), на основании которого, очевидно, были составлены 'Отписки к властям', напечатанные в 'Актах исторических' (назовем их редакцией В), а также и описание, приведенное в 'Ярославском летописце'-это будет редакция в нашей систематике уже более поздняя-Е).
Работая в настоящее время по собиранию астрономических и климатических материалов из русских старинных рукописных источников, мы нашли еще ряд редакций полных и сокращенных того же самого описания падения метеоритов в 1662 г., а также и новых данных, позволяющих теперь уже более подробно его исследовать. С этой целью мы приводим здесь полностью знаменитое письмо 'попа Ива-нища', разбив его на отдельные абзацы (стихи), и даем его перевод на русский язык, а также и на английский язык (в резюме), как основного документа в нашем исследовании.
РЕДАКЦИЯ А. ПИСЬМО СВЯЩЕННИКА ИВАНА БОГОЯВЛЕНСКОГО, СЕЛА НОВОЙ ЕРГИ, МОНАХАМ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ.
Текст.
|
Перевод.
|
1. Государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келарю- старцу Павлу Кирилова монастыря, ваш государев нищий богомолен села Новые Ерги богоявленский поп Иванище челом бьет.
|
1. Государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келарю старцу Павлу Кириллова монастыря, ваш государев нищий бого-молец села Новой Ерги священник-Богоявленский низко кланяется.
|
2. В нынешнем, государи, во 171-м году ноября в 20 день в суботу, по нахождении солнца у нас в селе, на Новой Ерге и в деревнях многие люди видели на небесех знамение страшно:
|
2. В нынешнем, государи, в 1662 г. 29 ноября в субботу по заходе Солнца у нас в селе Новой Ерге и в деревнях многие люди видели на небе страшное знамение:
|
3. только лишь солнце зашло и от того места солнечного запада аки звезда велика, долга скоро вышла и показала-ся по небу аки бы молния, небо надвое раздвоилося, скоростию аки молния, стояла кабы полчаса,
|
3. лишь только Солнце зашло и от того места солнечного заката быстро появилась будто большая, длинная звезда, и показалась на небе как бы молния; небо раздвоилось быстро, как от молнии, и так оставалось как бы полчаса,
|
4. а свет неизреченен аки огнь и многие видели в том свете выспрь в темя человеку зрак велик. Глава и очи и руце растягнуты, и перси и нозе, а весь огнен.
|
4. и был свет необыкновенный, как огонь, и многие видели в том свете вверху в темя человеку великое видение: как будто голова, и очи, и распростертые руки, и грудь, и ноги, и весь огненный.
|
5. А мраз, государи, в то время велик был и чисто на воздусе, и тихо. 6. И потом аки облак стал мутен невелик на том месте, где зрак был. А небо аки затворилось.
|
5. А мороз, государи, в то время был большой, воздух ясный, и было тихо, Ь. И потом на том месте, где было видение, стало как бы небольшое мутное облако. А небо как бы затворилось.
|
7. И огнь на землю падал по многим дворам, и на путех, и по хоромам, акн кудели горя и люди от него бегали, а он катается за ними, а никого не ожог, а потом поднялся вверх во облак.
|
7. И огонь на землю падал по многим дворам, и по дорогам, как куделк (шарики из льняного волокна) горящие" люди от него бегали, а он катается за ними, но никого не ожог, а потом поднялся вверх в облако.
|
8. и в том облаце стал шум и дым, яко гром или яко глагол велий, стра-шен, надолго,
|
8. И в том облаке начался шум с дымом, как гром или великий страшный голос, и это продолжалось долго,
|
9. кабы и земля тряслась и хоромы тряслись и многие люди от ужасти на землю падали.
|
9. как будто и земля тряслась и дома тряслись и многие люди от ужаса падали на землю.
|
10. А скотина всякая в кучу метались и рог зажали за кормом, и главы на небо подняли и брычат, коя как
умеет.
|
10. А скотина всякая в кучу металась, бросила есть корм. головы к небу подняла и вопит, как какая умеет.
|
11. И потом камение падали с великою яростию великое и малое горячее, а иное с жару рвало.
|
11. Потом камни падали с великой силою, большие и малые, горячие, а иные от жару разрывались.
|
12. а огнь пожирал, государи, людей и скота; на полях и на улицах пало, а на дворех еще Бог помиловал милостию своею.
|
12. А огонь, государи, пожирал людей и скот; на полях и на улицах погибали, а на дворах еще бог помиловал своей милостию.
|
13. А потому знати, что падало горячее - в снегу около оттаивало, от иных, кои больше и в землю уходили и вмерзло.
|
13. Что камни падали горячие, можно потому было узнать, что снег около них оттаивал, а иные, которые были больше, уходили в землю и в мерзлоту.
|
14. А по иным, государи, волостем около нас не было камения, токмо знамение видели все то и огнь.
|
14. А по другим волостям, государи, около нас камней не выпадало. только видели все то знамение и огонь.
|
15. И я, государи, не смею таить такова божия чудеси и возвестил вам, государем, и камения небесного послал к вам, государем,
|
15. И я, государи, не смею таить такого божьего чуда и извещаю о нем вас и послал вам, государям, небесных камней.
|
16. и того камения смотрел государь наш отец игумен Феодосий по-едучи к Москве, и иные люди видели ж.
|
16. Эти камни смотрел государь наш отец игумен Феодосии, проездом в Москву, и многие люди.
|
Документ этот был извлечен А-м Т-цким из переписной книги (опись имущества) Сийского монастыря Архангельской губ., упоминаемой в труде А. Е. Викторова 'Опись рукоп. собр. в книгохранилищах Сев. России' и помещен в 'Исторической летописи', как выше упомянуто, с соблюдением орфографии. Интересно было бы найти, конечно, подлинное письмо 'попа Иванища' в архиве б. Кириллова монастыря, но повидимому в Сийской 'описи' оно приведено полностью и потому названо 'списком', т. е. копией. Мы считаем этот документ основным в нашем исследовании, потому что другие редакции В, С, О, Е, Р, С, Н повторяют и часто вольно пересказывают его, давая впрочем и другие, интересные для нас приписки, и все повидимому относятся к той же эпохе второй половины XVII в. Редакция А сохранила все признаки первоисточника, так как имеет форму письма с обращением к государям-старцам, с посыланием поклона и т.д., чего нет ни водной из следующих редакций В-Н, пользовавшися письмом как материалом.
Редакция В. Так мы называем второй источник, несомненно вскоре же составленный после основного. Это 'Отписки монахов властям', напечатанные в 'Актах исторических'. Однако в этих 'Отписках' письмо 'попа Иванища' передается не подлинно, а пересказывается и существенно иногда изменяется: 'В лето 7171 ноября в 30 день писал в Кирилов монастырь архимандриту Никите и старцу Матфею Никифорову, и келарю старцу Павлу Ремизову, Белозерского у. отчины Кирилова монастыря из села Новой Ерги, Богоявленский поп Иван и прислал каменье, что пало с небеси. А во отписке его написано к ним'. Далее приводится текст самого письма.
Из главных разночтений редакции В сравнительно с редакцией А отметим: 1) явление датировано 22 ноября; 2) в ст. 3 после слов:
'небо надвое раздвоилося' вставлено: 'и протяжеся по небу яко змий, голова во огни и хобот'; 3) ст. 5 вынесен вперед перед описанием явления, автор же письма, упомянув о морозе и тихом воздухе в этом именно месте, очевидно желал подчеркнуть контраст состояния атмосферы с огненной стихией метеорита; 4) ст. 7: вместо 'кудели'- 'кужли'; 5) ст. 10: вместо 'брычат'-'рычат'; 6) ст. 12 совершенно изменен: 'а люди бог помиловал и скота не било, пало на порозжие места'; 7) ст. 14-16 опущены. 8) После ст. 13 добавление: 'И то-гож числа и в тож время, по захождению солнца, над самым Кириловым монастырем, многие люди видели на небеси знамя, от чего почалось: вышла аки звезда и скоростью покатилась по небу вниз, и не дошед до земли стало аки нечто руно великое, и из него яко молния зинул огнь зело червлен, не тако яко зде огнь; и на бол-шем и на малом монастырех церкви и кельи, и в остроге хоромы и город, и места все осветило; и из того места стал яко облак мутен и протяжеся от него по небу яко змий великий, голова во огни, и, пошел из него дым, и учал в нем быть шум яко гром, или нечто глагол велик и страшен зело; а каменья над Кириловым монастырем никакого не было, и огнь на землю не пал, шел чрез монастырь;
и то знамя стояв облаком мутным долг час миновалося'.
Редакция С обнаружена нами в рукописном сборнике из собрания А. А. Титова ?1764, хранящемся в публичной библи-теке, на об. 162 л. с заголовком киноварью полууставом: 'Лета 7171 г. месяца ноября в 29'. Далее скорописью XVII в.: 'До Нико-лина дни зимнего за неделю чудо было и значение на небеси страшное в суботу по захождении солнца на Беле езере в селе Новые Ерги и в деревнях людие видели на небеси знамение' и далее приводится текст письма 'попа Иванища'. Из разночтений с редакцией А заслуживают быть отмеченными: 1) ст. 3: вместо 'звезда показалась'-'звезда покатилась, а людем мнится, яко небо надвое раздвоилось' и т. д.; 2) ст. 7: вместо 'кудели'-'кужли'; 3) ст. 8:
вместо слов 'дым' и 'глагол'-'язык' и 'молва'; 4) ст. 10: вместо 'брычат'-'рычат'; 5) ст. 12 совершенно изменен: 'а людей и скота бог помиловал, а падали камние на улицах и на полях, а людей и дворы бог помиловал';. 6) ст. 13 есть явное искажение: 'а около горячего камения снег падал'; 7) ст. 14 изменен так: 'а по иным
сторонам нигде не было опричь того Бела езера толко то все знамение и чюдо видели явно все люди тоя страны'; 8) ст. 15-16 опущены.
На об. л. 159 нарисовано, конечно, фантастическое изображение падения камней с неба над селением, причем художник, не приняв во внимание, что дело было зимой, окрасил зеленой краской лес и луг. Как любопытное и исключительное изображение падения метеоритов, идущее к нам из
XVII в., мы воспроизводим его здесь.
Редакция D обнаружена нами в рукописном сборнике из собрания П. Д. Богданова, хранящемся в Пуб-личн. библиот. О. I. ? 304, на л. 1 б-18, полуустав XVII в. Начало утрачено. И. А. Бычков, описавший собрание Богданова, на стр. 151 относит предположительно, по сличению с контекстом, событие это к 1663 г., но оно было в 7171 г. сентябрьском году, как это видно из редакций А, В и С, т. е. в 1662.
Сохранившийся лист начинается со средины ст. 3 '[солнечного, аки звезда велика и долга скоро изыде и по небесной широте борзо летяше и небо мняшеся реем зрящим и округним весем аки надвое раздралося скоростию' и т. д.
Из главных разночтений с редакцией А отметим: 1) ст. 4: вместо 'ноги'-'нос'; 2) ст. 7: вместо 'кудели'-'кужли'; 3) ст. 10:
вместо 'брычат' - 'кричали'; 4) ст. 12: 'людии же и дворы и скот своей милостию бог помиловал'; 5) ст. 13: 'малое камение в снегу отаивало, а великое в мерзлую землю уходило'; 6) ст. 15: 'Сеже все известно написал есть самовидец божиих чудес быв, села наричемого Новые Ерги, богоявленской священник Иван и послал в Кирилов монастырь вкупе же с писанием и камения небесного ко архимандриту
Никите... и т. д' со всей еже о Христе братиею'; 7) ст. 16 опущен.
Редакция Е-из 'Летописца', напечатанн. в 'Ярославск. Губ. Ведом.' за 1850 г.,-наиболее поздняя, судя по стилю и переделкам. 1) Год 1663 поставлен без указания года (от сотв. мира) подлинника. Дата: '29 ноября'; 2) Ерга названа Юргой; 3) в ст. 6 добавлено: 'и огнь той на малые части расступися'; 4) ст. 7: вместо 'кудели' -- 'аки клуб'; 5) ст. 11:
после слов 'с великою яро-стию' добавлено: 'и с шумом, горящее от огня небесного';
6) ст. 12: 'Людей же и скотов и дворов от того гнева бог сохранил'; 7) вместо ст. 15-16 следующая приписка: 'и видевше тое жители того места, известиша Кирилова монастыря архимандриту Никите о сицевых божиих чу-десех и страшном видении, и того камения небесного пад-. шего послали в монастырь Кирилов для ведения на уверение, и в паперти церковной положено, и подписано под ним о том чудеси бывшем'.
Редакция Р, обнаруженная нами в рукописном Хронографе Историко-археограф. комиссии Академии наук ?142 на л. 890 об., начинается словами: 'Во 171 году, ноября в двадесят девятый день по захождении солнца от запада бысть знамение страшно и
ужаса исполнено в Кириловской вотчине явися на небеси яко звезда пресветла и побеже'... Пересказ письма здесь довольно подробный. О 'куделях' сказано: 'огнь за ними валяшеся якоже клуб'. Кончается словами: 'людей же и скота от того гнева божия господь бог помиловал никого не убил'.
Редакция С указана нам акад. С. Ф. Платоновым. Она находится в рукописи ? 1038 (Степенная книга с добавл.) из библ. Тамбовск. губ. архива (реф. П.Черменского в Историко-археографич. комиссии Академии наук). Эта редакция сокращенно передает все событие: 'В лето 171 году ноября дня 29 в Белоозерском у. Кирилова монастыря в вотчине в селе Новые Ерги в суботу по захождении/солнца бысть знамение страшно: по небеси побеже аки звезда,- скоростию аки молния, и камение огнем горящее падало на землю, и снег от них таял, а иное в землю мерзлую уходило глубоко, и шум был аки гром, и многие тряслися в то время вблизе и в далных местех храмины; людей же и скоту и храмин бог сохранил'.
Редакция Н обнаружена нами в рукописном хронографе из собрания Толстого ? 46 Библ. Акад. наук (31. б. 28). Это краткое добавление на л. 527 неразборчивой скорописью XVII в., .но богатое новыми подробностями: 'Во 171 году ноября в 29 день (в северных странах
1)
по захождении солнца по воздуху облаку не бысть и от западу бысть свет яко огнь и ста верху на полуденном месте и бысть гром страшен и дым, а в Белозерском уезде Кирилова монастыря ,в вотчине на Новоерге падал тот огнь на землю и камения горячево паде великая туча и огнем лес палило, а людей и скота от огня и от камения бог сохранил и того знамения в Кирилове монастыре у Соборные церкви в паперти камень иднесь видим всем, а весу в нем пуд'. Новое в этой редакции выделе |