Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.meteorites.ru/menu/encyclopaedia/erga2.html
Дата изменения: Wed Oct 5 06:36:44 2005
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:58:55 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п
ЛАБОРАТОРИЯ МЕТЕОРИТИКИ ГЕОХИ РАН
The laboratory of meteoritics
Падение у с. Новая Ерга

Падение
у с. Новая Ерга

Экспедиция
Статья Святского Д.О.
Определение орбиты
Летопись не врет

Метеоритная энциклопедия

Кратко о метеоритах
Фильм, фильм, фильм
Молчаливые гости из космоса
Летописи
Метеоритный кратер Смердячье
Витимский болид
Записки Р.Л. Хотинка
Экспедиция в
с. Новая Ерга
Метеоритный дождь Дронино
О Широковском
Свято-Алексеевская Пустынь
Метеоритные кратеры России
Описание метеоритов

Разделы

Главная
О лаборатории
Архив новостей
Наши публикации
Музей внеземного вещества
Метеоритная коллекция
Коллекция лунных образцов
Метеоритные ресурсы в Интернете
Ответы на общие вопросы
Пресса о метеоритах
Написать нам
Гостевая Книга

МИРОВЕДЕНИЕ ? 5. Т.XVIII.

ПАДЕНИЕ МЕТЕОРИТОВ В БЕЛОЗЕРСКОМ КРАЕ 29 НОЯБРЯ (9 ДЕКАБРЯ) 1662 г.

(Посвящается Л. А. Кулику.)
Д. О. Святский.

Первый, обративший внимание на это замечательное падение метеоров - Борноволоков - напечатал в 'Технологическом журнале', изд. Академией наук, в 1811 г. краткое сообщение (VIII, ч. 4, стр. 123): "В прошедшем в 1808 г. случайно попался мне древний рукописный летописец Белозерского Кириллова монастыря: в оном между прочим написано: что по близости монастыря того в одном селении поднялась страшная буря, по воздуху носился огонь в виде зажженных охлопьев, происходил страшный гром и треск, и падали с неба камни, из коих два отнесены были в монастырь к настоятелю и один был вкладен в стену, а другой положен на паперти". Далее Борноволоков указывает, что послал выписку из летописца настоятелю монастыря, просил прислать кусочек камня и дать более подробные сведения, но не только не получил 'удовлетворительного ответа', но, очевидно, и самой посланной выписки из летописца, так как добавляет: 'за неимением с собою сей рукописи я не могу объяснить теми словами, как там написано, равным образом не помню точно ни года, ни числа, а токмо сие случилось вскоре по устроении монастыря сего'.

В 1868 г. А. Ф. Гебель в своей работе 'Об аэролитах в России' (приложение к т. XII 'Записок имп. Акад. наук' ?6 -по-русски и по-немецки), на стр. 106-108, цитируя сообщение Борноволокова, относит это падение метеоритов, основываясь на последнем неосторожном его замечании: 'сие случилось вскоре по устроении монастыря сего',-к началу XV ст. Попытки Гебеля отыскать летописную запись в Публичной библиотеке не привели ни к чему, хотя акад. А. Бычков помнил, что он читал этот текст в какой-то рукописи. Таким образом, значение этого события для астрономов осталось скрытым вплоть до 1915 г., когда мы исследовали этот вопрос в своем труде 'Астрономические явления в русских летописях' (стр. 186), хотя следует заметить, что еще задолго до появления в свет работы Гебеля уже был опубликован документ, аналогичный тому, какой читал Борноволоков. Именно, в IV т. 'Актов исторических' (СПБ. 1842 г.) в § 170 напечатаны были 'Отписки Кирилло-Белозерского монастыря властям о метеоритах, явившихся в Белозерском у.' с датой падения 22 ноября 1662 1., а в 'Московских ведомостях' 1852 г., ? 53, Ф. Буслаев в статье 'Русская поэзия XVII в.' дал перевод на русский язык 'Отписок' как образец поэтического творчества эпохи XVII в., не касаясь научной стороны явления. И только популяризатор Н. И. Зуев привел в своей 'Иллюстрированной физической географии' перевод Буслаева как иллюстрацию к главе о метеоритах. Кроме того, в 'Ярославских губ. ведомостях' за 1850 г., в ? 27, был напечатан 'Летописец', найденный в Тотьме с местными событиями, среди которых оказалось описание падения метеоритов в вотчине Кириллова монастыря 29 ноября 1662 г., по тексту близкое 'Отпискам'. Наконец, в 'Исторической летописи' (прилож. к 'Русскому паломнику', 1914 г.. ? 9, под заглавием 'Страшное знамение' (страничка неизданного архивного документа) А-м Т-цким был опубликован текст письма 'попа Иванища' к монахам Кириллова монастыря о падении метеоритов 29 ноября 1662 г. Все перечисленные печатные источники и послужили нам материалом для описания этого падения в нашей названной выше работе, причем последний документ приведен был полностью (назовем его редакцией А), на основании которого, очевидно, были составлены 'Отписки к властям', напечатанные в 'Актах исторических' (назовем их редакцией В), а также и описание, приведенное в 'Ярославском летописце'-это будет редакция в нашей систематике уже более поздняя-Е).

Работая в настоящее время по собиранию астрономических и климатических материалов из русских старинных рукописных источников, мы нашли еще ряд редакций полных и сокращенных того же самого описания падения метеоритов в 1662 г., а также и новых данных, позволяющих теперь уже более подробно его исследовать. С этой целью мы приводим здесь полностью знаменитое письмо 'попа Ива-нища', разбив его на отдельные абзацы (стихи), и даем его перевод на русский язык, а также и на английский язык (в резюме), как основного документа в нашем исследовании.


РЕДАКЦИЯ А. ПИСЬМО СВЯЩЕННИКА ИВАНА БОГОЯВЛЕНСКОГО, СЕЛА НОВОЙ ЕРГИ, МОНАХАМ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ.

Текст.

Перевод.

1. Государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келарю- старцу Павлу Кирилова монастыря, ваш государев нищий богомолен села Новые Ерги богоявленский поп Иванище челом бьет.

1. Государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келарю старцу Павлу Кириллова монастыря, ваш государев нищий бого-молец села Новой Ерги священник-Богоявленский низко кланяется.

2. В нынешнем, государи, во 171-м году ноября в 20 день в суботу, по нахождении солнца у нас в селе, на Новой Ерге и в деревнях многие люди видели на небесех знамение страшно:

2. В нынешнем, государи, в 1662 г. 29 ноября в субботу по заходе Солнца у нас в селе Новой Ерге и в деревнях многие люди видели на небе страшное знамение:

3. только лишь солнце зашло и от того места солнечного запада аки звезда велика, долга скоро вышла и показала-ся по небу аки бы молния, небо надвое раздвоилося, скоростию аки молния, стояла кабы полчаса,

3. лишь только Солнце зашло и от того места солнечного заката быстро появилась будто большая, длинная звезда, и показалась на небе как бы молния; небо раздвоилось быстро, как от молнии, и так оставалось как бы полчаса,

4. а свет неизреченен аки огнь и многие видели в том свете выспрь в темя человеку зрак велик. Глава и очи и руце растягнуты, и перси и нозе, а весь огнен.

4. и был свет необыкновенный, как огонь, и многие видели в том свете вверху в темя человеку великое видение: как будто голова, и очи, и распростертые руки, и грудь, и ноги, и весь огненный.

5. А мраз, государи, в то время велик был и чисто на воздусе, и тихо. 6. И потом аки облак стал мутен невелик на том месте, где зрак был. А небо аки затворилось.

5. А мороз, государи, в то время был большой, воздух ясный, и было тихо, Ь. И потом на том месте, где было видение, стало как бы небольшое мутное облако. А небо как бы затворилось.

7. И огнь на землю падал по многим дворам, и на путех, и по хоромам, акн кудели горя и люди от него бегали, а он катается за ними, а никого не ожог, а потом поднялся вверх во облак.

7. И огонь на землю падал по многим дворам, и по дорогам, как куделк (шарики из льняного волокна) горящие" люди от него бегали, а он катается за ними, но никого не ожог, а потом поднялся вверх в облако.

8. и в том облаце стал шум и дым, яко гром или яко глагол велий, стра-шен, надолго,

8. И в том облаке начался шум с дымом, как гром или великий страшный голос, и это продолжалось долго,

9. кабы и земля тряслась и хоромы тряслись и многие люди от ужасти на землю падали.

9. как будто и земля тряслась и дома тряслись и многие люди от ужаса падали на землю.

10. А скотина всякая в кучу метались и рог зажали за кормом, и главы на небо подняли и брычат, коя как

умеет.

10. А скотина всякая в кучу металась, бросила есть корм. головы к небу подняла и вопит, как какая умеет.

11. И потом камение падали с великою яростию великое и малое горячее, а иное с жару рвало.

11. Потом камни падали с великой силою, большие и малые, горячие, а иные от жару разрывались.

12. а огнь пожирал, государи, людей и скота; на полях и на улицах пало, а на дворех еще Бог помиловал милостию своею.

12. А огонь, государи, пожирал людей и скот; на полях и на улицах погибали, а на дворах еще бог помиловал своей милостию.

13. А потому знати, что падало горячее - в снегу около оттаивало, от иных, кои больше и в землю уходили и вмерзло.

13. Что камни падали горячие, можно потому было узнать, что снег около них оттаивал, а иные, которые были больше, уходили в землю и в мерзлоту.

14. А по иным, государи, волостем около нас не было камения, токмо знамение видели все то и огнь.

14. А по другим волостям, государи, около нас камней не выпадало. только видели все то знамение и огонь.

15. И я, государи, не смею таить такова божия чудеси и возвестил вам, государем, и камения небесного послал к вам, государем,

15. И я, государи, не смею таить такого божьего чуда и извещаю о нем вас и послал вам, государям, небесных камней.

16. и того камения смотрел государь наш отец игумен Феодосий по-едучи к Москве, и иные люди видели ж.

16. Эти камни смотрел государь наш отец игумен Феодосии, проездом в Москву, и многие люди.


Документ этот был извлечен А-м Т-цким из переписной книги (опись имущества) Сийского монастыря Архангельской губ., упоминаемой в труде А. Е. Викторова 'Опись рукоп. собр. в книгохранилищах Сев. России' и помещен в 'Исторической летописи', как выше упомянуто, с соблюдением орфографии. Интересно было бы найти, конечно, подлинное письмо 'попа Иванища' в архиве б. Кириллова монастыря, но повидимому в Сийской 'описи' оно приведено полностью и потому названо 'списком', т. е. копией. Мы считаем этот документ основным в нашем исследовании, потому что другие редакции В, С, О, Е, Р, С, Н повторяют и часто вольно пересказывают его, давая впрочем и другие, интересные для нас приписки, и все повидимому относятся к той же эпохе второй половины XVII в. Редакция А сохранила все признаки первоисточника, так как имеет форму письма с обращением к государям-старцам, с посыланием поклона и т.д., чего нет ни водной из следующих редакций В-Н, пользовавшися письмом как материалом.

Редакция В. Так мы называем второй источник, несомненно вскоре же составленный после основного. Это 'Отписки монахов властям', напечатанные в 'Актах исторических'. Однако в этих 'Отписках' письмо 'попа Иванища' передается не подлинно, а пересказывается и существенно иногда изменяется: 'В лето 7171 ноября в 30 день писал в Кирилов монастырь архимандриту Никите и старцу Матфею Никифорову, и келарю старцу Павлу Ремизову, Белозерского у. отчины Кирилова монастыря из села Новой Ерги, Богоявленский поп Иван и прислал каменье, что пало с небеси. А во отписке его написано к ним'. Далее приводится текст самого письма.

Из главных разночтений редакции В сравнительно с редакцией А отметим: 1) явление датировано 22 ноября; 2) в ст. 3 после слов: 'небо надвое раздвоилося' вставлено: 'и протяжеся по небу яко змий, голова во огни и хобот'; 3) ст. 5 вынесен вперед перед описанием явления, автор же письма, упомянув о морозе и тихом воздухе в этом именно месте, очевидно желал подчеркнуть контраст состояния атмосферы с огненной стихией метеорита; 4) ст. 7: вместо 'кудели'- 'кужли'; 5) ст. 10: вместо 'брычат'-'рычат'; 6) ст. 12 совершенно изменен: 'а люди бог помиловал и скота не било, пало на порозжие места'; 7) ст. 14-16 опущены. 8) После ст. 13 добавление: 'И то-гож числа и в тож время, по захождению солнца, над самым Кириловым монастырем, многие люди видели на небеси знамя, от чего почалось: вышла аки звезда и скоростью покатилась по небу вниз, и не дошед до земли стало аки нечто руно великое, и из него яко молния зинул огнь зело червлен, не тако яко зде огнь; и на бол-шем и на малом монастырех церкви и кельи, и в остроге хоромы и город, и места все осветило; и из того места стал яко облак мутен и протяжеся от него по небу яко змий великий, голова во огни, и, пошел из него дым, и учал в нем быть шум яко гром, или нечто глагол велик и страшен зело; а каменья над Кириловым монастырем никакого не было, и огнь на землю не пал, шел чрез монастырь; и то знамя стояв облаком мутным долг час миновалося'.

Описание падения метеогитов в 1662 г. в рукописи А. А. Титова ?1764 из Публичн. Библиотеки. Лист 162 об.

Редакция С обнаружена нами в рукописном сборнике из собрания А. А. Титова ?1764, хранящемся в публичной библи-теке, на об. 162 л. с заголовком киноварью полууставом: 'Лета 7171 г. месяца ноября в 29'. Далее скорописью XVII в.: 'До Нико-лина дни зимнего за неделю чудо было и значение на небеси страшное в суботу по захождении солнца на Беле езере в селе Новые Ерги и в деревнях людие видели на небеси знамение' и далее приводится текст письма 'попа Иванища'. Из разночтений с редакцией А заслуживают быть отмеченными: 1) ст. 3: вместо 'звезда показалась'-'звезда покатилась, а людем мнится, яко небо надвое раздвоилось' и т. д.; 2) ст. 7: вместо 'кудели'-'кужли'; 3) ст. 8: вместо слов 'дым' и 'глагол'-'язык' и 'молва'; 4) ст. 10: вместо 'брычат'-'рычат'; 5) ст. 12 совершенно изменен: 'а людей и скота бог помиловал, а падали камние на улицах и на полях, а людей и дворы бог помиловал';. 6) ст. 13 есть явное искажение: 'а около горячего камения снег падал'; 7) ст. 14 изменен так: 'а по иным сторонам нигде не было опричь того Бела езера толко то все знамение и чюдо видели явно все люди тоя страны'; 8) ст. 15-16 опущены.

На об. л. 159 нарисовано, конечно, фантастическое изображение падения камней с неба над селением, причем художник, не приняв во внимание, что дело было зимой, окрасил зеленой краской лес и луг. Как любопытное и исключительное изображение падения метеоритов, идущее к нам из XVII в., мы воспроизводим его здесь.

Изображение падения метеоритов у с.Новые Ерги. Лист 159 об., кликни чтобы увеличить

Редакция D обнаружена нами в рукописном сборнике из собрания П. Д. Богданова, хранящемся в Пуб-личн. библиот. О. I. ? 304, на л. 1 б-18, полуустав XVII в. Начало утрачено. И. А. Бычков, описавший собрание Богданова, на стр. 151 относит предположительно, по сличению с контекстом, событие это к 1663 г., но оно было в 7171 г. сентябрьском году, как это видно из редакций А, В и С, т. е. в 1662.

Сохранившийся лист начинается со средины ст. 3 '[солнечного, аки звезда велика и долга скоро изыде и по небесной широте борзо летяше и небо мняшеся реем зрящим и округним весем аки надвое раздралося скоростию' и т. д.

Из главных разночтений с редакцией А отметим: 1) ст. 4: вместо 'ноги'-'нос'; 2) ст. 7: вместо 'кудели'-'кужли'; 3) ст. 10: вместо 'брычат' - 'кричали'; 4) ст. 12: 'людии же и дворы и скот своей милостию бог помиловал'; 5) ст. 13: 'малое камение в снегу отаивало, а великое в мерзлую землю уходило'; 6) ст. 15: 'Сеже все известно написал есть самовидец божиих чудес быв, села наричемого Новые Ерги, богоявленской священник Иван и послал в Кирилов монастырь вкупе же с писанием и камения небесного ко архимандриту Никите... и т. д' со всей еже о Христе братиею'; 7) ст. 16 опущен.

Редакция Е-из 'Летописца', напечатанн. в 'Ярославск. Губ. Ведом.' за 1850 г.,-наиболее поздняя, судя по стилю и переделкам. 1) Год 1663 поставлен без указания года (от сотв. мира) подлинника. Дата: '29 ноября'; 2) Ерга названа Юргой; 3) в ст. 6 добавлено: 'и огнь той на малые части расступися'; 4) ст. 7: вместо 'кудели' -- 'аки клуб'; 5) ст. 11:

после слов 'с великою яро-стию' добавлено: 'и с шумом, горящее от огня небесного';

6) ст. 12: 'Людей же и скотов и дворов от того гнева бог сохранил'; 7) вместо ст. 15-16 следующая приписка: 'и видевше тое жители того места, известиша Кирилова монастыря архимандриту Никите о сицевых божиих чу-десех и страшном видении, и того камения небесного пад-. шего послали в монастырь Кирилов для ведения на уверение, и в паперти церковной положено, и подписано под ним о том чудеси бывшем'.

Редакция Р, обнаруженная нами в рукописном Хронографе Историко-археограф. комиссии Академии наук ?142 на л. 890 об., начинается словами: 'Во 171 году, ноября в двадесят девятый день по захождении солнца от запада бысть знамение страшно и

ужаса исполнено в Кириловской вотчине явися на небеси яко звезда пресветла и побеже'... Пересказ письма здесь довольно подробный. О 'куделях' сказано: 'огнь за ними валяшеся якоже клуб'. Кончается словами: 'людей же и скота от того гнева божия господь бог помиловал никого не убил'.

Редакция С указана нам акад. С. Ф. Платоновым. Она находится в рукописи ? 1038 (Степенная книга с добавл.) из библ. Тамбовск. губ. архива (реф. П.Черменского в Историко-археографич. комиссии Академии наук). Эта редакция сокращенно передает все событие: 'В лето 171 году ноября дня 29 в Белоозерском у. Кирилова монастыря в вотчине в селе Новые Ерги в суботу по захождении/солнца бысть знамение страшно: по небеси побеже аки звезда,- скоростию аки молния, и камение огнем горящее падало на землю, и снег от них таял, а иное в землю мерзлую уходило глубоко, и шум был аки гром, и многие тряслися в то время вблизе и в далных местех храмины; людей же и скоту и храмин бог сохранил'.

Редакция Н обнаружена нами в рукописном хронографе из собрания Толстого ? 46 Библ. Акад. наук (31. б. 28). Это краткое добавление на л. 527 неразборчивой скорописью XVII в., .но богатое новыми подробностями: 'Во 171 году ноября в 29 день (в северных странах 1) по захождении солнца по воздуху облаку не бысть и от западу бысть свет яко огнь и ста верху на полуденном месте и бысть гром страшен и дым, а в Белозерском уезде Кирилова монастыря ,в вотчине на Новоерге падал тот огнь на землю и камения горячево паде великая туча и огнем лес палило, а людей и скота от огня и от камения бог сохранил и того знамения в Кирилове монастыре у Соборные церкви в паперти камень иднесь видим всем, а весу в нем пуд'. Новое в этой редакции выделе