Монино — крупный поселок городского типа (около 19 тысяч жителей) в Щелковском районе Московской
области в полусотне километров к востоку от Москвы (между Щелковским и Горьковским шоссе) за городом Щелково.
Координаты 55°50´ с.ш., 38°12´ в.д. В настоящее время поселок известен крупной
военно-воздушной академией и музеем военной авиации при ней.
В источниках как минимум с XIII века упоминается Монинская пустошь. В XIX веке тут построили текстильные фабрики
(будущий Монинский камвольный комбинат),
а позже тут прошла железная дорога и появился разъезд. Новейшая история поселка начинается в 1926 году,
когда здесь начинается строительство аэродрома для тяжелых самолетов. Изначально поселок строился вокруг трех
центров: около железнодорожной станции — дома для рабочих и служащих железной дороги, южнее
железной дороги — рабочий городок, около аэродрома — авиационный городок (тут и появились первые
в поселке кирпичные дома). С 1930 года в Монино проводились испытания
новейшей авиационной техники; в 1940 году была организована Военно-Воздушная Академия (сейчас она носит имя
Гагарина), а в 1958 году при ней создан Музей Военно-Воздушных Сил (первых посетителей он почему-то принял только в
1960 году). Монинский камвольный комбинат в результате административных перестановок оказался в городе
Лосино-Петровский, а в Монино промышленность сейчас отсутствует. Из почти 20 тысяч населения поселка
15 тысяч так или иначе связаны с Военно-Воздушной Академией и с авиацией. Монино — город летчиков,
курсантов и офицеров.
|
Время на осмотр: 2—3 часа.
Зачем ехать в Монино: крупнейший в мире музей военно-воздушных сил под открытым небом.
Ориентация: Музей ВВС находится в черте поселка, но добраться до него довольно
трудно. Схема прохода к музею указана здесь.
Стоит сказать, что путь к музею от железнодорожной станции, через военный городок, где живут офицеры,
по аллеям, и далее непосредственно через воинскую часть уже оставляет некоторое впечатление.
Музей Военно-воздушных сил.
Официальный сайт музея.
Телефон: (495) 526-33-27.
Музей ВВС отличается исключительно сложным расписанием, но в сезон около входа дежурит смотритель,
который пропускает в музей всех желающих за те же деньги, которые стоит билет. Он же может немного
рассказать о музее и отдельных его экспонатах. Расписание указано
здесь.
Музей ВВС в Монино почти целиком расположен под открытым небом. Он представляет собой огромное поле,
по которому в кажущемся беспорядке расставлены многочисленные летательные аппараты. 90% из них — авиация
советского и российского производства, и большинство самолетов — современные. Есть несколько
штурмовиков Второй Мировой войны, есть несколько американских самолетов, но они теряются. В целом
самыми интересными экспонатами музея можно назвать:
- Все самолеты серий Су и Миг, от истребителей времен Корейской войны до современных Су-37 и Миг-29.
- Стратегические бомбардировщики — огромные боевые самолеты, предназначенные для доставки ракет
(в том числе атомных) и бомб на дальние расстояния (в том числе на другой континент), из которых наиболее
интересен экспериментальный самолет Т-9.
- Авиабомбы — размер одной авиабомбы поражает, внутри ее корпуса, кажется, мог бы уместиться
человек.
- Американские беспилотный самолет и самолет-амфибия.
- Вертолеты — и военные, и транспортные. Представлено огромное количество моделей,
правда, Ка-50 "Черная Акула" здесь нет.
- Транспортные самолеты — в стороне от основной части музея и в довольно запущенном состоянии.
Среди прочих — самолет Ан-22 "Антей".
- Транспортный вертолет Ми-12 с двумя винтами на крыльях — по размеру не уступает грузовому
самолету, а грузоподъемность у него около 6 тонн. Расположен у самого входа.
Самолеты, расставленные по двору музея ВВС, производят неизгладимое впечатление. Их стоит
изучать долго, заглядывать в сопла и бомбовые люки, читать таблички с тактико-техническими
характеристиками. Часть экспозиции размещена в двух ангарах, где находятся уникальные самолеты:
в первую очередь старинные (первый русский самолет, "Илья Муромец", самолет Чкалова, на котором
летчик достиг Америки и другие), и эта часть экспозиции интересна и с точки зрения истории
самолетостроения, тех ее этапов, когда самолет еще называли "аэроплан".
Музей продовольственной службы Вооруженных Сил.
Экспозиция рассказывает о полевых кухнях, холодильниках, развозе воды, посуде и тому подобных интересных
вещах с 1700 года до наших дней. Музей работает ежедневно, находится на территории воинской части
(пропуск, вроде бы, заказывать не надо).
|