Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/kontrol.doc
Дата изменения: Tue Aug 27 22:58:43 2002
Дата индексирования: Sat Dec 22 16:48:51 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п

ЗАМЕЧАНИЯ
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

1. В соответствии с Техническим заданием на разработку федерального
компонента государственного образовательного стандарта предусматривалась
работа Временного научного коллектива, состоящего из трех основных
взаимодействующих групп: концептуальной, предметного содержания и
квалиметрической. К сожалению, организаторы работ посчитали возможным не
выполнить требования технического задания и не организовали работу
последней из перечисленных групп, которая должна была проводить
экспертизу индикаторов реализации «Требований к уровню подготовки
выпускников» на предмет возможности практической проверки выполнения этих
«Требований».
Более того, организаторы разработок посчитали возможным вынести на
обсуждение проект образовательного стандарта, не включая в него
индикаторов проверки его достижения. В этом заключается принципиальная
ошибка разработчиков, поскольку для представленного варианта проекта
нельзя создать проверочные материалы, позволяющие однозначно утверждать
обеспечена реализация Требований к уровню подготовки выпускников или нет.
Следует отметить, что в Техническом задании сказано: «Требования» должны
давать возможность объективной проверки их выполнения (см. п. 5.4 с.17).
Следовательно, представленный на рассмотрение текст нельзя признать
проектом Государственного образовательного стандарта, поскольку нет
возможности проверить соответствие стандарту.

2. В первой части Проекта сказано: «Требования к уровню подготовки
выпускников устанавливают содержание образования, которое в обязательном
порядке должно быть освоено каждым выпускником, и включают описание
ожидаемых результатов обучения, необходимых для получения документа
государственного образца об образовании соответствующего уровня». Не
ясно как интерпретировать слова: «в обязательном порядке должно быть
освоено каждым выпускником». Получит ли выпускник аттестат, если не все
элементы знаний и умений будут им освоены? Какую оценку получит
выпускник, если он на итоговой аттестации покажет, что освоил все
элементы знаний и умений, перечисленные в «Требованиях»? Связана ли
отметка с уровнем требований к его подготовке?

3. Попробуем на конкретном примере одного понятия (например, из физики)
разобраться с тем, что необходимо изучить и на каком уровне. В
«Требованиях» в разделе «Знать и понимать смысл физических понятий»
указана скорость. В «требованиях» не записано умение вычислять
скорость ни при равномерном движении, ни при равноускоренном, нет
наполнения понятия скорость. Для учеников, занимавшихся по учебнику
«Физика 9» А.В.Перышкина и Е.М. Гутник формула: v = v 0 + at,
включенная в задание итоговой проверки, будет знакомой (уровень
стандартной ситуации), а для тех, кто учился по учебнику «Физика 8» С.В.
Громова и Н.А. Родиной применение этой формулы - незнакомая ситуация. В
проекте Стандарта ни в «требованиях», ни в «обязательном минимуме» нет
указания на то, какое равноускоренное движение (с начальной скоростью или
без нее) должны уметь описывать и объяснять ученики. Да само понятие
скорости задано в разных учебниках по-разному.
В Приложении 1 дан сравнительный анализ обязательного минимума содержания
из предлагаемого проекта стандарта и того обязательного минимума содержания
, который используется в настоящее время.


Зав. ЛАТ МИОО Татур
А.О.