Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/estestvozn.doc
Дата изменения: Tue Aug 27 22:58:42 2002
Дата индексирования: Sat Dec 22 17:24:31 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: sojourner

Заключение по проекту стандартов образования
по предмету «Природоведение» для 5-6 класса

1. Общая оценка замысла. Курс естествознания является необходимым
переходным этапом между накоплением первичных знаний о природе в
начальной школе и введением систематических естественнонаучных
курсов в основной школе. Кроме того, возраст 10-12 лет является
оптимальным для развития интереса ребенка к познанию окружающей
природы, к самопознанию и формированию практических умений
исследования мира природы. В начальной школе ученики изучают
окружающий мир на основе конкретного живого восприятия, а в 5-6
классе начинается первичная систематизация и обобщение
накопленных знаний. Несомненным достоинством предлагаемых
стандартов является их практическая направленность и ориентация
на исследовательский подход к обучению. На наш взгляд, наиболее
рациональным является преподавание естествознания на протяжении 2-
х лет (5-6 класса). Биология в 6 классе начинается сразу как
системная наука, к изучению которой дети еще не подготовлены.
Основные же понятия и сведения начального курса географии 6
класса, как показывает наш опыт преподавания, хорошо усваиваются
в рамках двухгодичного курса естествознания. В то же время,
базисные понятия физики и химии, заложенные в естествознании 5
класса, забываются к началу линейных курсов физики и химии. Кроме
того двухгодичный курс позволяет перейти к здоровьесберегающим
технологиям, так как курс естествознания в 6 классе занимает 3
часа, в то время как курсы биологии и географии - 4. Он
преподается одним учителем, а следовательно, снижает
психологическую нагрузку на учащихся, лучше регулирует
продолжительность домашних заданий, обеспечивает единство
восприятия явлений природы, относящихся к различным наукам, что
особено важно в этом возрасте.
На наш взгляд за предметом стоит сохранить название «Естествознание»,
так как по традиции заложенной в начальной школе под словом
«природоведение» обычно понимают наблюдение за отдельными объектами живой и
неживой природы. В то же время термин «естествознание» возвращает нас к
научным исследованиям и тому их периоду, когда естественные науки еще не
делились на физику, химию, биологию и т.п. Естествознание предполагает
научный подход к изучению мира и сразу настраивает школьников на
соответствующий лад.
Объемные показатели курса 5-6 класса нам представляются разумными, но
содержание курса может быть подкорректированно. В то же время в рамках
курса 5 класса поставленные цели едва ли достижимы.
2. Соответсвие замысла реализации. В целях, которые ставились при
разработке содержания образование декларируется создание
целостного представления об окружающем мире. В целом авторам
удалось сочетать материал о различных телах, явлениях и
взаимосвязях в природе и учесть при отборе материала возрастные
особенности школьников 5-6 классов.
Мы считаем, что нужно расширить раздел, изучающий ее строение. В наш
космический век астрономия не является обязательным школьным предметом,
поэтому человек может закончить школу не получив даже примерного
представления о Вселенной. В 5 классе такое представление дать легко, более
того, многолетний опыт работы показывает, что именно в 10 летнем возрасте
эта тема вызывает у детей живейший интерес и желание узнать больше о
небесных телах. При введении материала по астрономии стоит сосредоточиться
на вопросе о масштабах космических объектов и разделяющих их пространств, а
также ввести понятия различных космических объектов (галактик, звезд,
планет и т.п.) с указаним их признаков.
Сведения о конкретных представителях природы, окружающей ребенка
(домашние и дикие животные, культурные и дикорастущие растения и т. п.)
стоит спустить в начальную школу, усилив в 5-6 классе научную составляющую
курса.
В обязательном минимуме содержания образовательных программ заложено
расширение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы. В связи с
этим необходимо ввести в курсе 5-6 класса понятия (более четкие
определения) вещества и явления, агрегатных состояний вещества, которые не
даются в начальной школе.
В вопросах, касающихся экологических аспектов содержания образования,
мы предлагаем изменить формулировку с «воспитание бережного отношения к
природе» на «воспитание ответственного отношения к природе», так как такой
подход подразумевает не только природоохранную деятельность, но и осознание
последствий своей деятельности, прогнозирование результатов взаимодействия
Человека и природы.
Отдельные замечания На стр.220 говориться о положительном и
отрицательном влиянии человека на природу. Положительное и отрицательное
влияние - это субъективная оценка человека (классическое деление животных
на полезных и вредных!). Человек - часть природы, важно жить в гармонии с
ней.
Стр.218. Хомяк - не является домашним животным, также как картофель и
горох - комнатными растениями.
Стр.220 второй абзац: скобка закрыта, но не открыта; испарение,
конденсация и т.п. - отнести к тепловым явлениям.
Стр. 224. При перечислении оболочек Земли опущена биосфера, которая
связывает воедино остальные оболочки Земли и является ключевым понятием
естествознания. Именно в курсе естествознания имеется возможность изучить
биосферу как целое, а не рассматривать отдельных его представителей.
Для выравнивания баланса между фундаментальной и прикладной частями
образования, предлагаем применять полученные знания в «повседневной
деятельности» (стр.222), дополнив фразу о «выращивании комнатных и
культурных растений» также работами в классных комнатах и на пришкольном
участке. При изучении растений необходимо расширить знания о ядовитых
растениях и грибах, а способы лечения от отравлений отнести на специальные
занятия, посвященные ОБЖ.
Сведения по ОБЖ очень плохо ложатся в общую структуру курса, создающего
целостную картину мира. Между тем они безусловно необходимы. Предлагаю
следующий вариант. При изучении каждой темы учитель интегративно упоминает
о тех разделах ОБЖ, которые могут иметь отношение к теме (например,
астрономия - ориентирование на местности), а раз в месяц проводятся
практические занятия, не имеющие никакого отношения к теме, изучаемой на
мировоззренческих уроках. В эти занятия нужно вынести оказание первой
помощи, поведение при стихийных бедствия, тушение бытовых пожаров и т.п.
Говоря о химических явления (стр.219) нужно следить за точностью
формулировок: древесина и смеси не являются веществами, а явления в этом
разделе практически не описаны. Нужно четко (химически корректно) ввести
понятие чистого вещества, смеси, простых и сложных веществ и т.п. Вместо
(стр. 224) «наблюдения» веществ, лучше ввести «изучение» или «Практическое
изучение», так как вещества надо исследовать, описывать, сравнивать,
изучать превращения и т.п.
Природа - едина, что и подчеркивается введением курса естествознания.
Поэтому с нашей точки зрения не стоит делить природные явления на
физически, химические, биологические. Тем более, что в одном и том же
явлении могут работать законы разных наук (например, биологии и химии -
гниение). Поэтому стоит говорить лишь о явлениях природы, рассматривая их
всесторонне на доступных примерах.
Стр.220 пункт 7. Какие «указанные термины»? Может быть заменить на
«умение пользоваться справочной литературой, терминалогическими словарями,
картографическим материалом».
Вывод .
Данный проект реализуем при условиях:
- введение двухгодичного курса,
- материальное обеспечение,
- подготовка педагогических кадров,
- методическое обеспечение.

Экспертное заключение составили

Авдеева Светлана Борисовна

учитель естествознания и физики шк.? 138 СЗУО

Бочкова Ольга Алексеевна

учитель естествознания и физики гимн. ? 1543 ЗАО.

Жарков Галина Сергеевна

учитель естествознания и биологии шк. ?551 ЮУО

Котова Людмила Генедьевна

учитель естествознания и биологии шк. «Ретро» ВУО

Озимова Валентина Александровна

учитель естествознания, экологии и начальной школы шк.?340 ЦАО

Сухотина Галина Анатольевна

учитель естествознания, биологии и химии шк.?143 СЗУО