Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/d-recomend.htm
Дата изменения: Mon Nov 23 14:19:54 2009 Дата индексирования: Fri Apr 9 12:58:09 2010 Кодировка: koi8-r Поисковые слова: ngc 6992 |
HTML-версия подготовлена нами на основании DOC-файла, любезно предоставленного А.В.Шишловым.
Обсудив в Государственной Думе на парламентских слушаниях 22 октября 2002 года вопрос о содержании стандарта общего образования, участники парламентских слушаний отмечают, что разработка и введение государственного стандарта общего образования является одной из первоочередных задач модернизации российской школы.
Отсутствие в Российской Федерации государственного стандарта общего образования, необходимость которого была заложена в федеральный закон уже 10 лет назад, на практике привело к ряду негативных последствий: произошло резкое увеличение учебной нагрузки, в образовательных учреждениях появились учебные пособия, качество которых более, чем сомнительно, а часто и вообще никем не оценивалось, содержание образования оказалось перегруженным информацией, которая носит второстепенный характер и зачастую не может быть полезной ни для дальнейшего образования, ни для социализации обучающихся. Бюджетное финансирование общего образования сегодня идет стихийно, оно не основывается на нормативах, растет неравномерность фактического финансирования образовательных учреждений в различных субъектах Российской Федерации.
Государственный стандарт общего образования призван обеспечить модернизацию и развитие российской школы на основе обеспечения единства образовательного пространства страны, обновления содержания школьного образования, сохранения лучших традиций отечественной школы, доступности полноценного и качественного образования, преемственности образовательных программ с учетом финансово-экономических, материальных и кадровых возможностей государства и местного самоуправления.
Обновленное содержание образования должно способствовать развитию гражданского общества, созданию демократического правового государства в России. Выпускник школы 21-го века должен осознавать свои гражданские права, быть подготовлен к жизни в условиях глобализации, открытости, развития информационных технологий.
При принятии современного государственного стандарта общего образования необходимо решить, в частности, следующие задачи:
Все эти задачи неоднократно формулировались на самом высоком государственном уровне — Президентом, Правительством, Федеральным Собранием, Государственным Советом Российской Федерации. Однако в предложенном к рассмотрению проекте федерального компонента образовательного стандарта, как приходится с сожалением констатировать, они реализованы в явно недостаточной мере.
В июне 2002 года Государственной Думой Российской Федерации принят в первом чтении законопроект "О государственном стандарте общего образования". В соответствии с ним федеральный компонент стандарта общего образования утверждается федеральными органами исполнительной власти, при этом утверждению должно предшествовать общественное обсуждение проекта.
Участники парламентских слушаний отмечают, что в разработанном Временным научным коллективом "Образовательный стандарт" под руководством академиков Российской академии образования Э.Д.Днепрова и В.Д.Шадрикова, проекте федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования сделан большой шаг вперед в развитии содержания общего образования. Впервые разработан проект стандарта, отвечающий требованиям закона "Об образовании". Сделана попытка решить весьма важные задачи модернизации школьного образования, в том числе:
Но при этом недостаточно продвижение в решении главных задач — построения основы нормативного бюджетного финансирования школы, развития вариативности программ обучения, разгрузки содержания образования, уменьшения перегрузок школьников.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта в предложенной редакции представляет по сути сборник учебных программ по отдельным предметам, что является следствием избранного авторами узкого предметно-методического подхода.
Это вряд ли соответствует точному понятию государственного образовательного стандарта и может нанести реальный ущерб достигнутой на практике вариативности общего образования.
Проект далеко не в полной мере отвечает на обеспокоенность общества учебными перегрузками школьников и ухудшающимся состоянием их здоровья, не дает понятных для общества формулировок целей общего образования, вызывает опасения утраты общекультурной и фундаментальной направленности образования и снижения его качества. В разработке обсуждаемого проекта по различным причинам не участвовали некоторые ведущие научные учреждения и вузы страны, а на его обсуждение педагогической и родительской общественностью первоначально выделялось недопустимо малое время — в частности, органам управления образованием субъектов Российской Федерации для внесения замечаний и предложений было отведено менее одного месяца.
В проекте широко используется понятие "компетенции". На сегодня в отечественной педагогической науке это перспективное понятие только находится в стадии обсуждения, концептуальной проработки. Следует приветствовать интерес авторов к этому направлению. Необходимо активизировать соответствующие научные исследования, выделить наиболее значимые, ключевые компетенции. Однако представляется преждевременным уже сегодня строить на нем стандартизацию содержания образования.
У участников парламентских слушаний особое беспокойство вызывает рассогласованность проекта с материалами, разрабатывающимися в настоящее время в рамках других направлений модернизации образования (профильное обучение, единый государственный экзамен). Примерные учебные планы утвержденной Министерством образования Российской Федерации Концепции профильного обучения расходятся с расчетными "объемными показателями", включенными в проект стандарта. Работа по созданию разделов "Требования к выпускникам" в проекте стандарта недостаточно согласована с работой по созданию контрольно-измерительных материалов для проводимого эксперимента по единым государственным экзаменам.
Участники парламентских слушаний считают, что:
Участники слушаний полагают, что разрабатываемый проект федерального компонента должен рассматриваться как переходный стандарт, подлежащий экспериментальной доводке и в среднесрочной перспективе подлежащий замене на стандарт нового поколения.
Учитывая высокую общественную значимость разработки стандарта общего образования и его роль в модернизации системы образования, высказанные замечания и предложения, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
2. Федеральному Собранию Российской Федерации:
3. Министерству образования Российской Федерации:
4. Законодательным и исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации:
5. Средствам массовой информации:
Председатель Комитета | А. В. Шишлов |