Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/biology.doc
Дата изменения: Tue Aug 27 22:58:42 2002
Дата индексирования: Sat Dec 22 16:48:39 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п

Замечание по результатам обсуждения проекта стандартов по биологии.

Новые образовательные стандарты, безусловно, необходимы и подготовка
проекта заслуживает всяческого одобрения.
В целом текст «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО БИОЛОГИИ» написан
удовлетворительно, однако отдельные разделы текста требуют доработки..
Проект стандартов включает в себя две части: «ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ
СОДЕРЖАНИЯ» и «ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ».
По поводу «ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА СОДЕРЖАНИЯ» можно высказать
следующие замечания. Нечетко сформулированы цели, которые достигаются при
изучении биологии в средней школе. Так, утверждение о том, что «целью
изучения биологии является освоение системы биологических знаний» - это
тавтология.
На наш взгляд, целями биологического образования в школе может быть:

- Формирование в сознании учащихся современной научной картины мира
- Знакомство с методологией научного исследования.
- Формирование навыков системного и исторического анализа сложных
процессов.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей.
- Воспитание любви к живой природе.
- Приобретение определенных практических навыков.
2. В содержательной части образовательного минимума неудачно
разделение (и, тем самым, противопоставление) «Живой природы» и «Человека»,
поскольку Человек - это часть живой природы. Представляется целесообразным
отказаться от такого разделения и разделить содержательный материал на
следующие подразделы:
- Методы изучения живой природы (вместо «Биология, как наука о живой
природе»).
- Клетки и клеточная теория (вместо «Особенности строения живых
организмов»).
- Живой организм. (вместо «Признаки Живых организмов»)
- Взаимосвязь организмов и окружающей среды.
- Эволюция живой природы.
- Человек и его место в природе.
Эти заголовки в большей степени соответствуют реальному содержанию
соответствующих разделов.
Материал по физиологии, помещенный ныне в раздел «Человек» должен
быть сокращен и разделен между разделами «Живой организм» и «Человек и его
место в природе».
3. В разделе, посвященном «ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКАМ» следует ввести
ряд редакционных правок. Так, вместо «особенности биологических процессов»
(стр. 248 и 250) нужно говорить о «сущности биологических процессов и их
особенностях в различных царствах живых организмов». Раздел «узнавать»
(стр. 248-249) следует сформулировать следующим образом:
«.на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы
органов животных; на рисунках представителей разных царств живых
организмов, разных отделов высших растений, разных типов беспозвоночных
животных, разных классов позвоночных животных; на живых объектах - наиболее
распространенных растений и животных своей местности, а также виды, контакт
с которыми может представлять опасность для жизни и здоровья.»
Материал, посвященный человеку, нужно объединить с материалом,
посвященным живой природе и методам ее изучения, исключив при этом часть
пунктов, повторяющихся в обеих частях.
В связи с тем, что отдельные разделы биологии (теория эволюции,
происхождение человека) у части населения вызывают неприятие по религиозным
мотивам, следует оговорить право верующего ученика на открытое выражение
своей позиции. При этом верующий ученик обязан знать принятую в науке точку
зрения и аргументы, приводимые в ее пользу. Следует также подчеркнуть
недопустимость изложения соответствующих разделов биологии в форме,
оскорбляющей чувства верующих.
На наш взгляд, следует добавить перечень понятий, которыми должен
владеть ученик. В этот перечень могут быть включены следующие понятия:
Живой организм, клетка, ген, клеточное ядро, хромосома, орган,
экосистема, биосфера, прокариоты, эукариоты, вид, род, семейство, отряд,
класс, тип, царство, обмен веществ, белки, жиры. углеводы, питание,
дыхание, выделение, рост, размножение, бесполое размножение, митоз, половой
процесс, мейоз, оплодотворение, жизненный цикл, управление, авторегуляция,
сигнал.
Из «Требований.» остается непонятным, на каком уровне школьник
должен знать, понимать, уметь и т.д. На наш взгляд, здесь необходима более
подробная конкретизация.

По нашему мнению, предусмотренный стандартами материал может быть
использован всеми учащимися при условии сохранения нынешнего количества
часов, отводимых на биологию.
Объемные показатели проекта стандартов в целом разумны. В ряде
случаев их нужно сократить (за счет чрезмерно детализированного материала
по физиологии), а в ряде увеличить - за счет использования общенаучного
понятийного аппарата (отрицательная и положительная обратная связь,
управление, сигнал и т.д.).
Проект вполне реализуем при условии, если
а) не будет уменьшено число часов, отводимых на биологию;
б) преподаватели и учащиеся будут обеспечены хорошей учебной и
методической литературой;
в) будут приняты меры по укреплению материальной базы школьных
кабинетов биологии.