Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart/16_.doc
Дата изменения: Thu Feb 19 20:12:22 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:19:33 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п


СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ГЕОГРАФИИ



Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих
целей:

. освоение знаний об основных географических понятиях, географических
особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России
во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей
среде, путях ее сохранения и рационального использования;

. овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из
«языков» международного общения - географическую карту, статистические
материалы, современные геоинформационные технологии для поиска,
интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов;

. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, самостоятельного приобретения новых
знаний;

. воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране;
взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного
отношения к окружающей среде;

. применение географических знаний и умений в повседневной жизни для
сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как
сферы жизнедеятельности.






ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

География как наука. Источники получения знаний о природе Земли,
населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и
представления географической информации.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их
основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы
картографического изображения, градусная сеть).
Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков,
статистических материалов.

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

Земля как планета. Возникновение и геологическая история Земли.
Развитие географических знаний человека о Земле[1]. Выдающиеся
географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение
географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли
вокруг своей оси.

Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы;
изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная
поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под
влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые,
зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные
ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жизни, быта и хозяйственной
деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых.
Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.



Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее
круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные
ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы.
Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по
карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и
давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности
Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к
разным климатическим условиям.
Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных
характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов.
Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера,
осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты.
Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и
климата.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и
животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к
среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного
и животного мира Земли.
Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества
окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по
карте.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие -
важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.
Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности
и по карте.

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между
ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная
зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные,
природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека
среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.
Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение
хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и
описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество
жизни населения.

МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин
океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между
полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы
Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление
зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное
использование океана человеком.
Сравнение географических особенностей природных и природно-
хозяйственных комплексов разных материков и океанов.

Население Земли. Древняя родина человека. Предполагаемые пути его
расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы,
этносы. География современных религий. Материальная и духовная культура как
результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей
средой.
Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике
населения разных регионов и стран мира.

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и
Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы
и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной
деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного
характера. Охрана природы.
Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы
материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города.
Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая
географическая характеристика материков, их регионов и стран различных
типов.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу,
атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по
использованию и охране почв.
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика
и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей
среды.
Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей
среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.
Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от
стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний
для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей
сохранения и улучшения качества окружающей среды.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Особенности географического положения России. Территория и акватория,
морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра,
континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История
освоения и изучения территории России. Часовые пояса.
Анализ карт административно-территориального и политико-
административного деления страны.

Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический
потенциал России. Особенности геологического строения и распространения
крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические
пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории
страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные
ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия
почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и
животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые
природные территории.
Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и
размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом,
характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к
разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт
компонентов природы.

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность,
размещение, естественное движение населения.. Направления и типы миграции.
Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России.
Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса
расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.
Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ
карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих
население страны и ее отдельных территорий.

Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры
хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные
сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география
отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
Анализ экономических карт России для определения типов территориальной
структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.

Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по
условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона.
Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-
Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал,
Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный,
человеческий и хозяйственный потенциал.
Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную
деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах
России.

Россия в современном мире. Место России среди стран мира.
Характеристика экономических, политических и культурных связей России.
Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

География своей республики (края, области). Определение географического
положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения,
формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика
внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными
компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей
местности, их описание.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать
. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и
географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического
изображения; результаты выдающихся географических открытий и
путешествий;
. географические следствия движений Земли, географические явления и
процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате
деятельности человека; географическую зональность и поясность;
. географические особенности природы материков и океанов, географию
народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и
акваторий; связь между географическим положением, природными условиями,
ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
. специфику географического положения и административно-территориального
устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения,
основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических
проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных
явлений;

уметь
. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и явлений, разных территорий
Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование
культуры народов; районов разной специализации, центров производства
важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов,
внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также
крупнейших регионов и стран мира;
. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на
основе разнообразных источников географической информации и форм ее
представления;
. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты
точек; географические координаты и местоположение географических
объектов;
. применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты
измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические
зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков;
определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий; оценки их последствий;
. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей
местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных
компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
. решения практических задач по определению качества окружающей среды
своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию
необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
. проведения самостоятельного поиска географической информации на
местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных.



-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.