Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart/17_.doc
Дата изменения: Thu Feb 19 20:12:22 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:19:36 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: space station


СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО БИОЛОГИИ


Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в
практической деятельности людей; методах познания живой природы;
. овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного
организма; использовать информацию о современных достижениях в области
биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить
наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного
организма, биологические эксперименты;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,
биологических экспериментов, работы с различными источниками
информации;
. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в
природе;
. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном
здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий
своей деятельности по отношению к природной среде, собственному
организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в
окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики
заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических
объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного
отношения к биологическим объектам, их охраны.

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства
живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития
организмов[1]. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании
клеток - одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь
как основа целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и
бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного
поведения). Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика
- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и
ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и
изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.
Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за
ними.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и
развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов
жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей
на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов
растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения
клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем
органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Система органического мира. Основные систематические категории, их
соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль
растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека
и собственной деятельности. Вирусы - неклеточные формы. Возбудители и
переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики
заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и
вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р.
Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения
об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и
животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа
устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Проведение простых биологических исследований: распознавание растений
разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений
своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших
сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение
принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе
с использованием справочников и определителей (классификация).

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма
человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма
человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с
животными и отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении.
Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая
основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их
профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и
соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота
атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при
отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и
лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на
иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при
кровотечениях.
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов
и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их
предупреждения для сохранения здоровья.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика
травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах
опорно-двигательной системы.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой
помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их
профилактика.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических
знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции,
передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее
профилактика.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их
профилактика.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции.
Гормоны.
Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П.
Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные
и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его
значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание
человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека:
осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к
накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение
интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы
деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности,
темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и
поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная
активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные
и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к
ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение
правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как
основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному
здоровью и здоровью окружающих.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием
своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и
роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и
систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и
оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Среда - источник веществ, энергии и информации. Экология как наука.
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к
различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль
производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в
экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.
Особенности агроэкосистем.
Биосфера - глобальная экосистема. В.И.Вернадский - основоположник
учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их
влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности
человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и
экосистемы.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными
изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии
(цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на
конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в
конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей
среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать
. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций;
экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего
региона;
. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение, наследственность и изменчивость, регуляция
жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах;
. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей
нервной деятельности и поведения;

уметь

. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в
жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;
необходимость защиты окружающей среды; родство человека с
млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи
человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от
состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,
проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль
гормонов и витаминов в организме;

. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические
эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за
ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными
изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и
описывать биологические объекты;
. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды
клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах
органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения
разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенные растения и животных своей местности, культурные
растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для
человека растения и животные;
. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде
обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы
органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и
делать выводы на основе сравнения;
. определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация);
. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и
экосистемы;
. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в
тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
в биологических словарях и справочниках значения биологических
терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых
организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-
инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения
осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях,
травмах, спасении утопающего;
. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в
окружающей среде;
. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними;
. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.