Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart/53_.doc
Дата изменения: Thu Feb 19 20:12:14 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:21:25 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение естествознания в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
. освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах
естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями
естествознания, оказавши-ми определяющее влияние на представления
человека о природе, развитие техники и технологий;
. овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира, критической оценки и использования естественнонаучной
информации, содержа-щейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярной
литературе; осознанного определения собственной позиции по отношению к
обсуждаемым в обществе проблемам науки;
. развитие интеллектуальных, творческих способностей и кри-тического
мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений,
восприятия и интерпретации естест-веннонаучной информации;
. воспитание убежденности в возможности познания законов природы и
использования достижений естественных наук для развития цивилизации;
стремления к обоснованности выска-зываемой позиции и уважения к мнению
оппонента при обсу-ждении проблем; осознанного отношения к возможности
опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями
естественных наук;
. использование естественнонаучных знаний в повседнев-ной жизни для
обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей
среды, энергосбережения.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

СОВРЕМЕННЫЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ

ЗНАНИЯ О МИРЕ
Система наук о природе. Эволюция естественнонаучной кар-тины мира[1].
Естественнонаучный метод познания и его составляю-щие: наблюдение,
измерение, эксперимент, гипотеза, модель, Тео-рия. Единство законов природы
и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир, их
пространственно-временные ха-рактеристики. Системный подход в
естествознании.
Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, опре-деляющие
современные знания о мире.
Дискретное строение вещества (молекулы, атомы, элементар-ные частицы).
Физические поля и электромагнитные волны; волно-вые и корпускулярные
свойства света. Кванты; поглощение и испус-кание света атомом. Связь массы
и энергии. Порядок-беспорядок и необратимый характер тепловых процессов (2-
е начало термодинамики, энтропия, информация). Эволюция Вселенной (большой
взрыв, разбегание галактик, эволюция звезд и планет, Солнечная система).
Периодический закон и периодическая система химических элементов. Связь
между структурой молекул и свойствами веществ; неорганические и
органические вещества. Природа химической связи и механизм химической
реакции (скорость реакции, катализ, химическое равновесие).
Клеточное строение живых организмов (дифференциация клеток в организме,
обмен веществ и превращение энергии в клетке, деление клетки,
оплодотворение). ДНК - носитель наследственной информации (структура
молекулы ДНК, ген, генетический код, му-тация, матричное воспроизводство
белков,). Биологическая эволюция (наследственность и изменчивость
организмов, естественный отбор, гипотезы происхождения жизни, происхождение
человека). Биоразнообразие. Биосистемная организация жизни (клетка,
организм, популяция, экосистема).
Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе.
Случайные процессы и вероятностные закономерности. Общность информационных
процессов в биологических, техниче-ских и социальных системах. Эволюция:
физический, химический и биологический уровни. Процессы самоорганизации.
Биосфера, роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы и
концепция устойчивого развития.

Проведение простых исследований и/или наблюдений

(в том числе с использованием мультимедиа): электромагнитных яв-лений,
волновых свойств света, фотоэффекта, оптических спектров, процессов
перехода от порядка к беспорядку, эффекта Доплера, из-менений свойств
вещества при изменении структуры молекул, зави-симости скорости химической
реакции от различных факторов (тем-пературы, катализатора), клетки (под
микроскопом), денатурации белка, репликации ДНК, взаимосвязей в экосистемах
(на моделях).

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И РАЗВИТИЕ

ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техни-ки и
технологий. Различные способы получения электроэнергии и проблемы
энергосбережения. Использование электромагнитных волн различного диапазона
в технических средствах связи, медици-не, при изучении свойств вещества,
Принцип действия и использование лазера. Современные способы передачи и
хранения информа-ции. Получение новых материалов с заданными свойствами.
Природные макромолекулы и синтетические полимерные материалы. Жидкие
кристаллы. Биотехнологии (микробиологический синтез, клеточная и генная
инженерия). Клонирование.
Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и
средств связи. Этические проблемы, связанные с раз-витием биотехнологий.

Проведение простых исследований и/или наблюдений

(в том числе с использованием мультимедиа): работы электрогене-ратора,
излучения лазера, определения состава веществ с помощью спектрального
анализа; свойств полимерных материалов, каталити-ческой активности
ферментов.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И ЧЕЛОВЕК
Физические и химические процессы в организме человека. Электромагнитные
явления в живом организме (организме челове-ка): гальванические явления,
электрическая природа нервных им-пульсов. Феномен зрения: оптика,
фотохимические реакции, анализ информации. Влияние электромагнитных волн и
радиоактивных из-лучений на организм человека. Роль макромолекул в
человеческом организме, ферменты и ферментативные реакции.
Наследственные закономерности. Геном человека. Генетичес-ки
обусловленные заболевания и возможность их лечения. Природа вирусных
заболеваний. Принцип действия некоторых лекарствен-ных веществ. Проблемы
рационального питания. Биохимическая ос-нова никотиновой, алкогольной и
наркотической зависимостей. Безопасное использование веществ бытовой химии.
Личная ответст-венность человека за охрану окружающей среды.

Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью чело-века:
профилактики и лечения инфекционных заболеваний, защиты от опасного
воздействия электромагнитных полей и радиоактивных излучений; выбора диеты
и режима питания, экономии энергии, эффективного и безопасного
использования веществ бытовой хи-мии; личных действий по охране окружающей
среды.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения естествознания на базовом уровне ученик должен

знать/понимать
. смысл понятий: естественнонаучный метод познания, элек-тромагнитное
поле и электромагнитные волны, квант, эволю-ция Вселенной, большой
взрыв, Солнечная система, галакти-ка, периодический закон, химическая
связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент,
дифферен-циация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция,
биоразнообразие, клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера;
. вклад великих ученых в формирование современной естест-веннонаучной
картины мира;

уметь
. приводить примеры экспериментов и/или наблюдений, обосновывающих:
атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного
поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и
корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов,
разбега-ние галактик, зависимость свойств вещества от структуры мо-
лекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и
катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как
носителя наследственной информации, эволю-цию живой природы,
превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и
неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние
деятельности человека на экосистемы;
. объяснять прикладное значение важнейших достижений в области
естественных наук для: развития энергетики, транс-порта и средств
связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами,
создания биотехнологий, лечения ин-фекционных заболеваний, охраны
окружающей среды;
. выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки; де-лать выводы на
основе экспериментальных данных, пред-ставленных в виде графика,
таблицы или диаграммы;
. работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях
СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами
поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практиче-ской деятельности
и повседневной жизни для:
. оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и
радиоактивных излучений;
. энергосбережения;
. безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
. профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и
наркотической зависимостей;
. осознанных личных действий по охране окружающей среды.



-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.