Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p2/57.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:02:10 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:42:52 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п


СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ТЕХНОЛОГИИ


ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение технологии на профильном уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
. освоение политехнических и специальных технологических знаний в
выбранном направлении технологической подготовки; знаний об основных
отраслях современного производства и ведущих отраслях производства в
регионе; о составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности
организаций; об использовании методов творческой деятельности для
решения технологических задач; о профессиях и специальностях в основных
отраслях производства и сферы услуг; о востребованности специалистов
различных профессий на региональном рынке труда; планировании
профессиональной карьеры и путях получения профессий;
. овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической
деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной
творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда;
соотносить свои намерения и возможности с требованиями к специалистам
соответствующих профессий; находить и анализировать информацию о
региональном рынке труда и образовательных услуг; определять пути
получения профессионального образования, трудоустройства;
. развитие качеств личности, значимых для выбранного направления
профессиональной деятельности; способности к самостоятельному поиску и
решению практических задач, рационализаторской деятельности;
. воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой
деятельности; трудовой и технологической дисциплины, ответственного
отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе,
культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;
. формирование готовности способности к успешной самостоятельной
деятельности на рынке труда и образовательных услуг, трудоустройству и
продолжению обучения в системе непрерывного профессионального
образования.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Отраслевое
деление современного производства товаров и услуг. Основные отрасли
производства и ведущие предприятия региона. Пути и средства снижения
негативного влияния производственной деятельности на окружающую среду и
здоровье человека[1].
Основные подразделения и профессиональный состав специалистов
производственных, коммерческих и сервисных предприятий.
Назначение менеджмента на предприятии. Основные направления
менеджмента. Понятие о научной организации индивидуального и коллективного
труда. Эргономические, санитарно-гигиени-ческие и эстетические требования к
организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда. Нормирование
труда. Интенсификация труда.
Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый
тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС).
Маркетинг как составляющая деятельности предприятия в условиях рыночной
экономики. Продвижение продукции на рынке товаров и услуг.
Инновационная деятельность предприятия в условиях конкуренции.
Инновационные продукты, инновационные технологии. Поиск информации для
инновационной деятельности. Использование методов решения творческих задач
в проектной деятельности. Алгоритм проектирования продукта труда.
Экспертиза разработок. Учет нормативных требований при разработке и
оформлении технической и технологической документации. Интеллектуальная
собственность и способы ее защиты.
Региональный рынок труда и его конъюнктура, устойчивость конъюнктуры по
отдельным видам работ и профессий. Региональные центры трудоустройства.
Формы и размеры оплаты труда по выбранной профессии. Формы и порядок найма
и увольнения с работы. Оценка перспектив трудоустройства по выбранной
профессии в условиях регионального рынка труда.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный
рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи.
Планирование путей получения образования, профессионального и служебного
роста. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения
профессионального образования или трудоустройства.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору
учащихся в следующих направлениях (сферах и профилях) трудовой
деятельности.
В сфере промышленного производства: токарное дело; фрезерное дело;
слесарное дело; монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов; управление
станками с ЧПУ; электромонтажные и наладочные работы; сборка
электроизмерительных приборов; изготовление хлебобулочных или кондитерских
изделий; швейное дело; вязание и плетение; вышивка; ковроделие; роспись
тканей; наладка швейного оборудования; моделирование одежды и головных
уборов.
В сфере сельскохозяйственного производства: овощеводство; плодоводство;
животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических
процессов сельскохозяйственного производства; слесарные работы по ремонту
сельскохозяйственных машин, механизмов, оборудования.
В сфере строительных и ремонтных работ: архитектурное проектирование;
малярные (строительные) работы; облицовочные работы; штукатурные работы;
печное дело; столярные и плотничные работы; паркетные работы; монтаж
внутренних санитарно-техни-ческих систем.
В сфере телекоммуникаций и информационных технологий: операторские
работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика); телеграфия;
телефонная связь; радиооператорские работы.
В сфере управления: бухгалтерское дело; делопроизводство; машинопись;
основы менеджмента.
В сфере проектирования: художественно-оформительские работы;
реставрационные работы; черчение.
В сфере материально-технического обеспечения: снабжение; заготовка
продуктов и сырья.
В сфере коммерции: продажа продовольственных или непродовольственных
товаров; обслуживание на предприятиях общественного питания; страховое
дело; рекламное дело; контрольно-кассовые операции.
В сфере сервиса: переплетные работы; ювелирные работы; ремонт обуви;
ремонт часов; обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры
(видеотехники); слесарно-ремонтные работы; ремонт и обслуживание
автомобилей; вождение автомобиля; парикмахерское дело; фотография;
индивидуальный пошив одежды; декоративное оформление витрин; социальное
обслуживание; озеленение; цветоводство.
В сфере декоративно-прикладного искусства: выжигание по дереву; резьба
по дереву и бересте; кружевные работы; вышивка; плетение; гончарные работы;
изготовление художественных изделий из дерева, бересты и лозы; чеканка
художественных изделий.

Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных
учреждениях может осуществляться по другим направлениям и видам трудовой
деятельности, востребованным на региональном рынке труда. При увеличении
количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы,
педагогических кадров, по желанию учащихся и их родителей, с учетом
потребностей регионального рынка труда такая подготовка может быть заменена
начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям),
соответствующим перечисленным направлениям.
При организации профессиональной подготовки в качестве ориентира
используются нормативные документы, действующие в системе подготовки
рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей),
время (сроки) обучения должны соответствовать «Общероссийскому
классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов».
Тематическое содержание специальной технологической или
профессиональной подготовки задается квалификационными характеристиками,
представленными в «Едином тарифно-квалификацион-ном справочнике работ и
профессий рабочих и служащих (ЕТКС)».
Содержания основных образовательных программ по технологическим
профилям, реализуемым образовательным учреждением, включает в качестве
составляющих «Основы организации производства, труда и построения
профессиональной карьеры» и «Специальную технологическую подготовку».
Специальная технологическая или профессиональная подготовка учащихся
проводится на базе школьных (межшкольных) учебно-производственных
мастерских, межшкольных учебных комбинатов, учебных цехов (участков),
учреждений начального профессионального образования, организаций и
учреждений, имеющих соответствующую материально-техническую базу, а также в
порядке индивидуальной подготовки у аттестованных специалистов, имеющих
соответствующие лицензии.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения технологии на профильном уровне ученик должен

ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

знать/понимать
. отрасли современного производства и сферы услуг; ведущие предприятия
региона; сущность предпринимательства и индивидуальной трудовой
деятельности; структуру бизнес-плана; творческие методы решения
технологических задач; назначение и структуру маркетинговой
деятельности на предприятиях; средства и формы рекламы; основные
функции менеджера на предприятии; способы нормирования труда; основные
формы оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание
труда и уровень образования управленческого персонала и специалистов
распространенных профессий; устойчивость конъюнктуры по отдельным видам
работ и профессий на региональном рынке труда; источники информации о
вакансиях для профессионального образования и трудоустройства; пути
получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь
. находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные
источники информации; распределять обязанности при коллективном
выполнении трудового задания; решать технологические задачи с
применением методов творческой деятельности; планировать проектную
деятельность; находить необходимую информацию о региональном рынке
труда и образовательных услуг; уточнять и корректировать
профессиональные намерения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. повышения эффективности процесса и результатов своего труда на основе
применения методов творческой деятельности; использования различных
источников информации при выборе товаров и услуг, трудоустройстве;
соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального
образования, построения профессиональной карьеры с учетом состояния
здоровья, образовательного уровня, личностных особенностей; составления
резюме при трудоустройстве;

специальная технологическая подготовка
. основными параметрами, проверяемыми при оценке качества
профессиональной подготовки школьников, являются содержательные
элементы деятельности, указанные в квалификационной характеристике по
профессии (специальности).
-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.