Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p2/51.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:02:10 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:42:07 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: m 35


СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ХИМИИ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
. освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины
мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
. овладение умениями применять полученные знания для объяснения
разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в
развитии современных технологий и получении новых материалов;
. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения химических знаний с
использованием различных источников информации, в том числе
компьютерных;
. воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему
здоровью и окружающей среде;
. применение полученных знаний и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве,
решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения
явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ
Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента
и теории в химии. Моделирование химических процессов[1].

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-элементы. Особенности строения
электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Химическая связь
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических
элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная
связь.

Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение
кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-
химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля
растворенного вещества.. Диссоциация электролитов в водных растворах.
Сильные и слабые электролиты.
Золи, гели, понятие о коллоидах.

Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов:
кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и
расплавов.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.


НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных
классов неорганических соединений.

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы
получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от
коррозии.

Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов.
Общая характеристика подгруппы галогенов.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация и номенклатура органических соединений. Химические
свойства основных классов органических соединений.
Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы.
Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.
Типы химических связей в молекулах органических соединений.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные
источники углеводородов: нефть и природный газ.
Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол,
альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными
веществами.
Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании.
Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера
среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы,
отдельные классы органических соединений.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные
воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила
безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества,
используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических
веществ (на примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать
. важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом,
молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия,
изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень
окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного
и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит,
электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции,
катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная
группа, изомерия, гомология;
. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
. основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации,
строения органических соединений;
. важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная,
соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные
удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла,
глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и
синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь
. называть изученные вещества по «тривиальной» или международной
номенклатуре;
. определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип
химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных
растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель,
принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
. характеризовать: элементы малых периодов по их положению в
периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства
металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических
соединений; строение и химические свойства изученных органических
соединений;
. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
зависимость скорости химической реакции и положения химического
равновесия от различных факторов;
. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших
неорганических и органических веществ;
. проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз
данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для
обработки и передачи химической информации и ее представления в
различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
. определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;
. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;
. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
. приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из
разных источников.


-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.