Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p2/49.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:02:08 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:41:55 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п п р п


СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ФИЗИКЕ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
. освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах,
лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных
открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие
техники и технологии; методах научного познания природы;
. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные
знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и
свойств веществ; практического использования физических знаний;
оценивать достоверность естественнонаучной информации;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием
различных источников информации и современных информационных
технологий;
. воспитание убежденности в возможности познания законов природы и
использования достижений физики на благо развития человеческой
цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного
выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при
обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, чувства
ответственности за защиту окружающей среды;
. использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия
от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания
природы. Моделирование физических явлений и процессов[1]. Научные гипотезы.
Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических
законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической
картины мира.

МЕХАНИКА
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное
движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное
тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов
классической механики. Использование законов механики для объяснения
движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы
применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности,
законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для
использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее
экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней
кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального
газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и
свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов.
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел,
тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о
свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического
заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление
электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды
электромагнитных излучений и их практическое применение.

Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции,
электромагнитных волн, волновых свойств света.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов,
практическое применение физических знаний в повседневной жизни:
при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона,
магнитофона;
для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро-
и радиоаппаратурой.

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о
волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение
неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия
связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые
организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его
статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные
взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные
представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика.
Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов
физики для объяснения природы космических объектов.

Наблюдение и описание движения небесных тел.

Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления
фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада,
работы лазера, дозиметров.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать
. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное
ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система,
галактика, Вселенная;
. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс,
работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная
температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество
теплоты, элементарный электрический заряд;
. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
электромагнитной индукции, фотоэффекта;
. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на
развитие физики;

уметь
. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение
небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей
и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение
электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение
света атомом; фотоэффект;
. отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе
экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что:
наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и
теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что
физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы
и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
. приводить примеры практического использования физических знаний:
законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
различных видов электромагнитных излучений для развития радио и
телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики,
лазеров;
. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных
статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования
транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и
телекоммуникационной связи;
. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
. рационального природопользования и охраны окружающей среды.

-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.