Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p2/48.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:02:08 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:41:48 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: закон вавилова


СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО БИОЛОГИИ


ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение биологии на профильном уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
. освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах,
являющихся составной частью современной естественнонаучной картины
мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции,
биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях
биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера);
выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в
биологической науке;
. овладение умениями характеризовать современные научные открытия в
области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и
социально-этическими, экологическими проблемами человечества;
самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные
результаты; анализировать и использовать биологическую информацию;
пользоваться биологической терминологией и символикой;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения проблем современной биологической
науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических
задач, моделирования биологических объектов и процессов;
. воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических
норм при проведении биологических исследований;
. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры;
обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками[1].
Объект изучения биологии - биологические системы. Общие признаки
биологических систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в
формировании современной естественнонаучной картины мира.

КЛЕТКА
Цитология - наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн - основоположники
клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль
клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины
мира. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции
молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и
функций молекул.
Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и
функций частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции
хромосом.
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики
распространения вирусных заболеваний.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен.
Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и
темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий
на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген.
Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.
Клетка - генетическая единица живого. Соматические и половые клетки.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы.
Развитие половых клеток у растений и животных.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и
животных под микроскопом; приготовление микропрепаратов, их изучение и
описание; опыты по определению каталитической активности ферментов;
сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов и бактерий,
процессов брожения и дыхания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза и мейоза,
развития половых клеток у растений и животных.

ОРГАНИЗМ
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы
органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз.
Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое
размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное
развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие.
Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование
поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на
развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика. Методы
генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая
терминология и символика. Закономерности наследования, установленные
Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного
наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола.
Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как
целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная
теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости.
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость:
комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния
мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения
мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о
центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их
генетические основы. Особенности селекции растений, животных,
микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития
некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное
изменение генома).
Проведение биологических исследований: составление схем скрещивания;
решение генетических задач; построение вариационного ряда и вариационной
кривой; выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно),
изменчивости у особей одного вида; сравнительная характеристика бесполого и
полового размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных
животных, внешнего и внутреннего оплодотворения, пород (сортов); анализ и
оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

ВИД
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон
зародышевого сходства.
Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-
Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция -
структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной
теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие
силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил
эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция - элементарная единица
эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова.
Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон
Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к
среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция,
параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен).
Причины биологического прогресса и биологического регресса.
Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции
растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции
человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального
дарвинизма.
Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов,
идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и
описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная
характеристика разных видов одного рода по морфологическому критерию,
искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов
видообразования, микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции;
анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле,
происхождения человека и формирования человеческих рас.

ЭКОСИСТЕМЫ
Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы.
Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная
структура экосистемы. Компоненты экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей.
Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в
экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем.
Стадии развития экосистемы. Сукцессия.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот.
Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные
изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление
приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов,
абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах),
антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем
переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей);
сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем
и агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура,
сезонные изменения, наличие антропогенных изменений); исследование
изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение
экологических задач; составление схем круговоротов углерода, кислорода,
азота; анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать
. основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная
теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория
антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова
о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И.
Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного
наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной
изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей
(изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с
полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил
(доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты
гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
. строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение);
генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот;
вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем
(структура);
. сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения
энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен,
брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений
и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых
растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма
(онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов,
отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и
стабилизирующего отбора, географическое и экологическое
видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд
популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция
биосферы;
. современную биологическую терминологию и символику;

уметь
. объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в
формировании современной естественнонаучной картины мира, научного
мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых
организмов, используя биологические теории, законы и правила;
отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на
развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов,
человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и
ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и
хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены
экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
. устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения
и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена;
световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и
направлений эволюции;
. решать задачи разной сложности по биологии;
. составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
. описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по
морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
готовить и описывать микропрепараты;
. выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и
идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у
отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем,
взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
. исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
. сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и
бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен
веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен;
фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение;
оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и
внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и
естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию;
пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
. анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,
происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные
антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных
исследований в биологической науке;
. осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных
источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных
исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. грамотного оформления результатов биологических исследований;
. обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер
профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и
других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания);
. оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами;
. определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам,
поведению в природной среде;
. оценки этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.