Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p2/41.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:02:08 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:40:57 2007
Кодировка: koi8-r


СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЭКОНОМИКЕ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение экономики на базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
. освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике
России;
. овладение умением подходить к событиям общественной и политической
жизни с экономической точки зрения, используя различные источники
информации;
. развитие экономического мышления, потребности в получении экономических
знаний;
. воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
. формирование готовности использовать приобретенные знания о
функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и
индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии
и траектории дальнейшего образования.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические
блага. Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы
(заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная
стоимость. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем.
Собственность[1]. Конкуренция. Экономическая свобода. Значение
специализации и обмена.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет.
Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и
номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения.
Страхование.
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры
Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Производство,
производительность труда. Факторы, влияю-щие на производительность труда.
Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама.
Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда.
Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы.
Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные
последствия инфляции.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов.
Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический
рост. Экономические циклы. Основы денежной политики государства.
Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика
в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Особенности современной экономики России.


Опыт познавательной и практической деятельности
- работа с источниками экономической информации с использованием
современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление экономической информации, экономический анализ
общественных явлений и событий;
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и
тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни.







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать
. функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты
труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы
предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

уметь
. приводить примеры: факторов производства и факторных доходов,
общественных благ, российских предприятий разных организационных форм,
глобальных экономических проблем;
. описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной
платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета
России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
. объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства
доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. получения и оценки экономической информации;
. составления семейного бюджета;
. оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена
семьи и гражданина.

-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.