Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p2/40.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:02:08 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:40:47 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п


СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение обществознания на профильном уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
. развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры,
социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-
гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно
воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее
потоке;
. воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной
ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим
ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
. освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии,
политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного
взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего
профессионального образования и самообразования;
. овладение умениями получения и осмысления социальной информации,
систематизации полученных данных; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных
ролях;
. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения
между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной,
коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в
области социальных и гуманитарных наук, для самоопределения в области
социальных и гуманитарных наук.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Специфика социально-гуманитарного

знания
Социальные науки, их классификация. Основные этапы развития социально-
гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения. Основные
профессии социально-гуманитар-ного профиля.

Введение в философию
Место философии в системе обществознания. Философия и наука[1].
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат
биологической и социокультурной эволюции. Понятие информации. Мышление и
деятельность. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Потребности
и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание.
Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое
знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука,
основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины,
ее критерии. Относительность истины. Дифференциация и интеграция научного
знания. Особенности социального познания.
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типология
обществ. Системное строение общества. Многообразие и неравномерность
процессов общественного развития. Формации и цивилизации. Процессы
глобализации и становление единого человечества.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание.
Самосознание и его роль в развитии личности.

Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение
непрерывного образования в информационном обществе.

Введение в социологию
Социология как наука.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное
взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их
классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Социальные интересы. Социальный
конфликт и пути его разрешения.
Социализация индивида. Социальное поведение. Социальная роль.
Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные
ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия
отклоняющегося поведения.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры.
Проблемы молодежи в современной России.
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру.
Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.
Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в
России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности.
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей.
Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Культура
бытовых отношений.
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация.
Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Конституционные основы
национальной политики в Российской Федерации.
Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Религиозные объединения
и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы
совести.
Социальные проблемы современной России. Конституционные основы
социальной политики Российской Федерации.



Введение в политологию
Политология как наука.
Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимация власти.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и
функции.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Основные
направления политики государства. Политический режим. Типы политических
режимов. Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной
демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие
традиций парламентской демократии в России.
Гражданское общество. Общественный контроль за деятельностью институтов
публичной власти. Истоки и опасность политического экстремизма в
современном обществе.
Политическая идеология. Политические партии и движения. Становление
многопартийности в России.
Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в
современной России.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Группы давления
(лоббирование).
Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания.
Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие
политической культуры. Политическая психология и политическое поведение.
Политический процесс, его формы. Особенности политического процесса в
современной России. Место и роль СМИ в политическом процессе. Политический
конфликт, пути его урегулирования. Современный этап политического развития
России.

Введение в социальную психологию
Социальная психология как наука.
Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном
обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Конформность,
нонконформность, самоопределение личности. Общение как взаимопонимание.
Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в юношеском
возрасте.
Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение. Гендерное
поведение.
Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные
взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах
разного уровня развития. Групповая сплоченность. Антисоциальные группы.
Особая опасность криминальных групп. Межличностная совместимость. Дружеские
отношения. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в
ученических группах.
Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье.

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- работа с различными педагогически неадаптированными источниками
социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том
числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации,
отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений;
формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных
суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни,
с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные
проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным
проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование
иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной
проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученические
проектов;
- подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов
исследования актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными
институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах
самоуправления.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

знать/понимать
. социальные свойства человека, его место в системе общественных
отношений;
. закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся
системы;
. основные социальные институты и процессы;
. различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
. особенности различных общественных наук, основные пути и способы
социального и гуманитарного познания;

уметь
. характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты,
явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как
целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
. осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию
социальной информации по определенной теме из оригинальных
неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических,
публицистических);
. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную
в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной
информации факты и мнения, аргументы и выводы;
. объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следст-венные и
функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем
и структурных элементов социальной системы, социальных качеств
человека);
. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
. участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
. формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
. оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения
общественных наук;
. подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное
выступление;
. осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по
социальной проблематике;
. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные
проблемы жизни человека и общества;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного
взаимодействия с социальными институтами;
. ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки
собственной гражданской позиции;
. оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской
Федерации;
. самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия
собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в
межличностном общении и массовой коммуникации;
. нравственной оценки социального поведения людей;
. предвидения возможных последствий определенных социальных действий
субъектов общественных отношений;
. ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения
в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными
убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.