Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p1/19.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:01:42 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:37:01 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п


СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ХИМИИ


Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
. освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике;
. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и
уравнений химических реакций;
. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного
приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными
потребностями;
. воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
. применение полученных знаний и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве,
решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения
явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении,
свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование[1]. Понятие
о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и
органических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой
доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного
вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству
вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

ВЕЩЕСТВО
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических
элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы.
Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный
газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные
вещества. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение
электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.
Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная
(полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и
степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и
аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная,
ионная и металлическая).

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение
массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и
составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления
химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости
химических реакций. Катализаторы.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и
неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация
кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ

НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований,
кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы . Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их
соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и
ее соли.
Кремний. Оксид кремния . Кремниевая кислота. Силикаты.
Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ

ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная,
стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и
оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей.
Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при
нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и
ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их
применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты
пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел,
мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их
применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в
повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая
химическая грамотность.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать
. химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических
веществ и уравнения химических реакций;
. важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь,
вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем,
химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит,
электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление;
. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;

уметь
. называть: химические элементы, соединения изученных классов;
. объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в
периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств
элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность
реакций ионного обмена;
. характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе
их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей
строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами
веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
. определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к
определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и
степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в
соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
. составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы
строения атомов первых 20 элементов периодической системы
Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
. обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
. распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;
растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
. вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу
по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов
реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. безопасного обращения с веществами и материалами;
. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
. критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
. приготовления растворов заданной концентрации.
-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.