Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p1/15.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:01:42 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:36:25 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п


СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ


Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих
целей:
. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира
живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием
человека;
. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения,
опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе решения познавательных задач;
. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с
экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в
повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания
простейших видов первой медицинской помощи.



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и
явлений природы.
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-
2 историй конкретных открытий) [1].

МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И

ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ
Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд.
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник,
Г.Галилей, Дж.Бруно).
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и
сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение,
гниение).
Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их
использование в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на
организм человека.
Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры
приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды
обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Опыт практической деятельности
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных
своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения
звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров
приспособления растений к различным способам размножения, животных - к
жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной).
Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры,
света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры,
массы, времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта
при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование
моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и
опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников
информации и справочной литературы. Участие в социально-ориентированной
практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности
и путей их решения.

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного
происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с
опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими
способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать
. о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших
классификациях; отдельных методах изучения природы;
. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни,
экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь
. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности
(в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и
животных с использованием атласа-определителя;
. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ,
приспособлений растений к различным способам размножения;
приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в
окружающей среде под воздействием человека;
. указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной
карты;
. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель,
условия проведения и полученные результаты;
. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной
задачи;
. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного
характера; выделять его главную мысль;
. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно
подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
. следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или
местных признаков;
. измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего
развития с возрастными нормами;
. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых
растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и
безопасного поведения в природной среде;
. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными
и другими культурными растениями, домашними животными;
. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных
травмах.

-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.