Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p1/12.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:01:42 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:35:24 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п


СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ


Изучение информатики и информационно-коммуникацион-ных технологий на
ступени основного общего образования направлено на достижение следующих
целей[1]:
. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об
информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью
компьютера и других средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную
деятельность и планировать ее результаты;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей средствами ИКТ;
. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к
полученной информации;
. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при
выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной
деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на
рынке труда.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Представление информации. Информация, информационные объекты различных
видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные
языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры
моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.
Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.
Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных
технологий[2].
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник
информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при
передаче, скорость передачи информации.
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи
алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения,
операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный
алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья,
графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми
организмами.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные
компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс
пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное
обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества,
образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная
безопасность, информационные этика и право.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ,
простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание
сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных
носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и
технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-
графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание,
именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.
Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных
вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов:
объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и
обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Образовательные области приоритетного освоения[3]: информатика и
информационные технологии, материальные технологии, обществознание
(экономика).

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего
мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и
семейной истории):

запись изображений и звука с использованием различных устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров,
магнитофонов);


текстов, (в том числе с использованием сканера и программ
распознавания, расшифровки устной речи);


музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);


таблиц результатов измерений (в том числе с использованием
присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.



Создание и обработка информационных объектов


Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с
фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления.
Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст
списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование
работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад,
реферат).
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины,
филология, искусство.

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе
данных.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов
графического редактора, сканера, графического планшета, использование
готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования.
Использование примитивов и шаблонов.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, искусство, материальные технологии.

Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых
анимационных графических объектов.
Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство;
проектная деятельность в различных предметных областях.

Поиск информации
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных
сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные
каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение,
естественнонаучные дисциплины, языки.

Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных
графических объектов и конструирование графических объектов: выделение,
объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
Диаграммы, планы, карты.
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные
технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу,
изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических
формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на
графике.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение
(экономика).

Организация информационной среды
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде
печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Организация информации в среде коллективного использования
информационных ресурсов.
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к
письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального
использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе
Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного
взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные
дисциплины.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения информатики и информационн0-коммуникационных
технологий ученик должен

знать/понимать
. виды информационных процессов; примеры источников и приемников
информации;
. единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип
дискретного (цифрового) представления информации;
. основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций:
следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
. программный принцип работы компьютера;
. назначение и функции используемых информационных и ком-муникационных
технологий;

уметь
. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами,
списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и
строить простые алгоритмы;
. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:
открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать
информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
предпринимать меры антивирусной безопасности;
. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем
памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи
информации;
. создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки,
ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в
тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические,
электронные, в частности - в практических задачах), переходить от
одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального
объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием
основных операций графических редакторов, учебных систем
автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую
обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
. искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в
базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации
(справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении
заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой
камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники
безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со
средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и
чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в
форме блок-схем);
. проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей
объектов и процессов;
. создания информационных объектов, в том числе для оформления
результатов учебной работы;
. организации индивидуального информационного пространства, создания
личных коллекций информационных объектов;
. передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной
переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм.



-----------------------
[1] Достижение указанных целей в полном объеме возможно, если в рамках
образовательного процесса, самостоятельной работы учащихся обеспечен
доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий
(компьютерам, устройствам и инструментам, подсоединяемым к компьютерам,
бескомпьютерным информационным ресурсам).
[2] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[3] Предметные области, в рамках которых наиболее успешно можно
реализовать указанные темы раздела образовательного стандарта по
информатике и информационным технологиям.