Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/krstol/14_issk.doc
Дата изменения: Thu Sep 4 21:20:06 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:23:42 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: messenger

Приложение 14
Справка по результатам обсуждения проекта стандартов
по образовательной области «Искусство».
20.08.2003.

В обсуждении стандартов приняли участие научные сотрудники МИОО, НИИРОС,
ЦНХО, окружные методисты, учителя-практики (всего 36 человек).

В результате обсуждения отмечено следующее.

. Замысел проекта в целом отвечает актуальным проблемам современного
образования, направлен на активизацию практической деятельности учащегося
в процессе освоения предметов области «Искусство». Но вместе с тем,
реализация деятельностного принципа плохо стыкуется с выделением одного
учебного часа в неделю на реализацию комплексных задач предмета. Проблема
нуждается в нормативном решении, так как деятельностный подход,
заявленный авторами стандартов, является доминантой в занятиях предметами
эстетического цикла.

. Общая направленность стандартов ориентирует на школу развития, а не на
школу знаний, умений и навыков.

. Считаем важным сформулировать общую цель освоения образовательной области
«Искусство», чтобы было понятно, что искусство является одним из способов
познания мира, наряду с другими способами, на которых строятся другие
образовательные области. В предложенном стандарте этот смысл подменяется
эмоционально-чувственным восприятием искусства, что отражает только одну
сторону и не позволяет увидеть роль искусства в формировании и развитии
личности, социализации учащихся в современном социо-культурном контексте.

. В стандарте недостаточно четко выстроена логика преемственности между
разными ступенями обучения. Представляется необходимым усилить
практическую сторону освоения музыкального искусства в начальной школе
(соотношение практического материала в начальной школе должно
соотноситься с теоретическим примерно на уровне 70% и 30%, а в основной
школе - на уровне 50% и 50%).

. Предметы искусства в стандартах выступают как обеспечивающие психолого-
физиологическое здоровье учащихся;

. Заявлена непрерывность изучения области «Искусство» на протяжении всего
школьного образования с 1 по 11 класс; вместе с этим в предлагаемом
проекте Федерального базисного плана нигде не прописан предмет,
позволяющий завершить образовательную область на интегративной основе -
мировая художественная культура. В настоящее время этот предмет обеспечен
программно-методическим и дидактическим обеспечением и имеет
положительную практику формирования целостной художественной картины мира
в ее практической личностной значимости.

. Предложенный вариант стандарта по мировой художественной культуре для 9
класса нуждается в принципиальной переработке, так как носит формально-
логический характер и не имеет характер завершения художественно-
эстетического развития школьника на уровне основной школы.

. Стандарт базового уровня для старшей школы должен строиться на основе
базового предмета «Мировая художественная культура», имеющего своей целью
завершить художественно-эстетическое образование на основе вариативного
программно-методического материала.
. Необходимо предусмотреть наличие базового курса искусства в профильной
школе любого типа; его отсутствие в профильной школе естественнонаучной
направленности противоречит проекту стандарту, где предусмотрен
минимальный уровень включения области знаний «Искусство» (предмета
«Мировая художественная культура» в старшую школу).

. Необходимо подготовить соответствующий минимум образования и требований к
уровню подготовки выпускника старшей школы;

Редакционные замечания:
. Включить в обоснование содержания наполнения стандарта по всем
предметам области «Искусство» основной школы выполнение искусством
познавательной функции; обозначить в целях изучения музыки и
изобразительного искусства значение искусства как особого способа
познания мира, связанного с ценностно-личностным развитием ребенка;
. В графе «Сохранено» на стр. 25 изменить формулировку, данную курсивом:
«Основы нотной грамоты» вместо предложенной развернутой формулировки,
так как «простейшие термины» - понятие достаточно размытое и в
принципе входящее в понятие «нотная грамота».
. Из графы «Сохранено» на стр. 25 убрать «Сочинения профессиональных
композиторов», так как дальше приводится вариант работы с восприятием
произведений выдающейся музыки, что предполагает знакомство с их
авторами.
. В стандарт начальной школы по музыке следует дополнить курсивом
«Ознакомление с музыкой в театре, кино, на телевидении», так как
ребенок формируется в этой музыкальной среде, а более серьезное
освоение темы предусматривается в основной школе;
. Из графы «снято» на стр. 111: «Выдающиеся исполнители.» включить в
основной стандарт;
. В графе «дополнено» все, что относится к театрализации и участию в
театрализованных формах (стр. 111) можно объединить в одной
формулировке. Например: «Использование разных форм театрализации и
принципов театральной педагогики на уроках музыки и во внеурочной
работе по предмету».
. В стандарте начальной школы по изобразительному искусству на стр. 26
следует исключить тему «Место русского изобразительного искусства в
мировой художественной культуре» как теоретическую, изменить
формулировку следующего абзаца, в который можно включить общее
представление и о данной теме: «Представление о богатстве и
разнообразии художественной культуры России и мира»;
. В стандарте основной школы в графе «Добавлено» на стр. 113 дать
курсивом те виды деятельности, которые по сложным материально-
техническим условиям мы не имеем права требовать: «Создание
фотоколлажа, мультфильма, видеофильма; . сайта». «.декорации к
школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др.».