Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/krstol/05_matem.doc
Дата изменения: Thu Sep 4 21:20:02 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:24:02 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п

Приложение 5
Итоги обсуждения проекта федерального компонента образовательного стандарта
и проекта федерального базисного учебного плана.
Математика
20 августа 2003

Секция математики обсудила проект стандарта по математике для 5-9 классов.
Председательствовал на секции зав.кафедрой математики МИОО И.В. Ященко. В
активном обсуждении приняло участие более 30 учителей из всех округов
города, методисты округов, сотрудники МИОО. В обсуждении также приняли
участие представитель МГУ В.С. Панферов и представитель МИАН Н.Н. Андреев.

Были обсуждены три вопроса
. О минимуме содержания образования в 5-9 класса
. О проекте учебных планов
. О проведении ЕГЭ в Москве.

Собрание единогласно приняло четыре решения
. Одобрить в целом представленный проект минимума
содержания
. Признать учебные планы 10-11 классов непригодными
даже для принятия за основу.
. Признать необходимым корректировку учебных планов
для 5-9 классов (в 5-6 классах необходимо минимально
5 часов на математику, оптимально 6 часов)
. Поддержать рекомендации круглого стола в МИОО
19.08.03 о проведении ЕГЭ по математике в Москве
добровольно по желанию ребенка и его родителей.

Передать в коллектив разработчиков редакционные замечания.

Вопросы для профессионально-общественного обсуждения
содержания школьного образования

1) Соответствует ли проект федерального компонента государственного
стандарта начального общего и основного общего образования приоритетным
направлениям модернизации школьного образования?


Проект минимума содержания образования по математике для основной школы
в варианте принятом совещанием у В.М. Филлипова в июле 2003 года отвечает
современным требованиям к математической подготовке школьников,
соответствует традициям российской школы. Данный проект вполне
соответствует духу и букве концепции модернизации российского образования,
принятой правительством РФ.


Общую поддержку находит усиление практической направленности курса,
наглядных представлений в геометрии, постепенное введение в курс элементов
логики, комбинаторики, теории вероятностей и статистики.


Однако для полного профессионального обсуждение стандарта следует иметь
набор типовых задач.


Отдельно собрание отметило необходимость НЕ МЕНЕЕ чем 5 уроков в неделю
математики в каждой параллели основной школы - математика составляет один
из стержней образования, служит базой для профильного образования.


2) Обеспечивает ли проект стандарта обновление содержания школьного
образования в соответствии с современными требованиями? Какие учебные
предметы представляются Вам в этом плане наиболее и наименее
благополучными?


Проект по математике отвечает обновлению содержания. Значительно снижен
вес аксиоматического подхода в курсе геометрии, осуществляется попытка
снижения количества формально заучиваемых фактов, формул и доказательств в
пользу решения практических задач, применению полученных знаний в смежных с
математикой областях и просто в практической жизни.


Собрание считает абсолютно недопустимым значительное снижение уровня
общего образования по естественным наукам и по литературе. Не имея
квалифицированного мнения о программе по литературе, собрание отмечает
НЕДОПУСТИМОСТЬ наличия школьников 10-11 классов, изучающих литературу 2
часа в неделю, естествознание и математику - по 3 часа в неделю (ни на
каком сколько угодно ослабленном уровне).


По объему содержания образования проект по математике полностью
соответствует традиционной практике и подавляющему большинству используемых
учебников. С этой точки зрения проект не допускает никакой дальнейшей
разгрузки без ущерба для общекультурного уровня школьников. Уже сейчас
проект существенно разгружен за счет снижения формально-логического начала
в геометрии и значительной дифференциации курса (многие понятия и факты
даны курсивом, чтобы школьник был обязан это услышать, но не обязан
отвечать на экзаменах, а школа и учитель имели бы свободу построения курсов
с учетом специфики конкретных классов).


Соотношение теоретического и прикладного знания в данном проекте
изменилось по отношению к проекту 2002 года в правильную сторону усиления
практики. Однако полностью обсуждать это станет возможным только по
представлению набора задач.


Теоретические основы курса математики представлены достаточно полно - с
одной стороны все необходимые понятия и факты включены в минимум
содержания, с другой стороны при исключении хотя бы одного их них, качество
образования существенно снизится (например, совершенно недопустимо
исключение начал тригонометрии и темы "Векторы"). Прикладная направленность
курса усиливается как введением классических практических задач (на работу,
движение, смеси и других), так и за счет введения в курс наглядных
представлений о пространственных фигурах, встречающихся детям в окружающем
мире. Представления о вероятности и статистике тоже имеют существенную
прикладную направленность (в современном мире лотерей, опросов и т.д.)


Собрание отмечает полное соответствие проекта возрастным особенностям
детей, потребностям их образования по другим предметам, что отвечает
сложившимся традициям российского образования, практике работы большинства
школ.


Собрание отмечает, что данный проект нуждается в сравнительно небольших
редакционных поправках, по рассмотрении которых обязательный минимум и
требования к уровню подготовки по математике для 5 - 9 классов могут быть
приняты в качестве государственного документа.


По поручению участников обсуждения


Зав. каф. математики И.В.
Ященко