Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/39_b_fiz.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:30:28 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 23:39:09 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение физики в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
. освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах,
лежащих в основе современной физической картины мира, наиболее важных
открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие
техники и технологии, о методах научного познания природы;
. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные
знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и
свойств веществ; для оценки роли и значения физики в развитии техники и
современных технологий;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с
использованием различных источников информации, в том числе средств
современных информационных технологий;
. воспитание убежденности в познаваемости законов окружающего мира и
возможности использования достижений физики на благо развития
человеческой цивилизации; воспитание духа сотрудничества в процессе
совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению
оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания,
стремления к достоверности предъявляемой информации и обоснованности
высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке
использования научных достижений, чувства ответственности за защиту
окружающей среды;
. использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия
от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания
природы. Моделирование физических явлений и процессов[1]. Научные гипотезы.
Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических
законов и теорий. Принцип относительности. Основные элементы физической
картины мира.

МЕХАНИКА
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное
движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное
тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов
классической механики. Успехи механики в изучении движения небесных тел и
развитии космонавтики. Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности,
законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для
использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее
экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней
кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального
газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа.
Первый закон термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых
процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел,
тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о
свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического
заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Носители электрического
заряда в различных средах. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной
индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное
поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды
электромагнитных излучений и их практические применения.

Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции,
электромагнитных волн, волновых свойств света.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов,
практическое применение физических знаний в повседневной жизни при
использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона,
для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и
радиоаппаратурой.

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о
волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение
неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия
связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые
организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его
статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные
взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Гипотезы о
происхождении и эволюции звезд. Галактика. Вселенная. Современные
представления о строении и развитии Вселенной.

Проведение опытов по наблюдению и исследованию процессов излучения и
поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его
основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать
. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное
ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс,
работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная
температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество
теплоты, элементарный электрический заряд;
. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса и электрического заряда, первого закона
термодинамики;
. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на
развитие физики;

уметь
. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение
небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей
и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение
электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение
света атомом; фотоэффект;
. отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе
экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что:
наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и
теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов;
физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы
и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
. приводить примеры практического использования физических знаний:
законов термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций,
квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-
популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования
транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и
телекоммуникационной связи.

-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.