Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/36_p_geo.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:27:51 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 23:38:04 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ


ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение географии в старшей школе на профильном уровне направлено на
достижение следующих целей:

. освоение системы географических знаний для понимания места и роли
географии в современной науке, жизни общества, решении его проблем; для
подготовки к продолжению образования в выбранной области;

. овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета
географической ситуации на конкретной территории, ее
ресурсообеспеченности, экономического, демографического потенциала,
качества окружающей среды; моделировать природные и социально-
экономические явления и процессы с учетом пространственно-временных
условий и факторов;

. развитие географического мышления, правильной ориентации в проблемах
территориальной организации общества, его взаимодействия с природой;
навыков грамотного решения бытовых и профессионально-ориентированных
задач;

. воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам,
уважительного отношения к окружающим людям, социально-ответственного
отношения в окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой
деятельности;

. формирование способности и готовности к использованию разнообразных
географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей
профессиональной деятельности; обеспечению безопасности
жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА
Предмет и задачи географии. История формирования географических идей.
Место географии в системе наук[1]. География как естественная и
общественная наука. Роль географии и географических знаний в жизни и
хозяйственной деятельности. Географическая картина мира.
Методы географических исследований: традиционные (картографический,
статистический, описательный, полевой, сранительно-географический,) и
новейшие (математический, моделирования, аэрокосмический,
геоинформационный). Географические прогнозы.

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ГЕОГРАФИЮ
Основные учения, теории, концепции о современной географической картине
мира. Пространственная эволюция географической оболочки. Географическое
пространство и его составляющие. Пространственная дифференциация и
концентрация объектов и явлений. Поляризация пространства. Функция места.
Территориальные системы. Географические районы и границы: факторы их
формирования и типы. Пространственные модели в географии. Региональные и
глобальные изменения геотехнопространства в результате деятельности
человека. Изменяющийся мир Земли. Экологизация географии.

ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ
Физическая география как наука о Земле, ее сущность, структура, методы,
источники информации. Система физико-географи-ческих наук. Важнейшие
географические особенности Земли как планеты. Рельеф земной поверхности как
результат действия эндогенных и экзогенных процессов, современное
рельефообразование. Географические процессы и явления на суше и в океане.
Неблагоприятные и опасные природные явления. География природного риска.

Географическая оболочка. Этапы развития географической оболочки, ее
составляющих и представлений о ней. Закономерности эволюции географической
оболочки, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация. Цикличность и
ритмичность процессов в географической оболочке. Круговорот основных
веществ в географической оболочке.

Природные комплексы. Природные комплексы как системы, их компоненты и
свойства. Природные комплексы суши и Мирового океана. Группировка природных
комплексов по размерам и сложности организации. Физико-географическое
районирование. Изменение природных комплексов разного ранга под влиянием
деятельности человека. Природно-техногенные комплексы.

ВВЕДЕНИЕ В ГЕОЛОГИЮ
Геология - наука о строении Земли, её сущность, структура, источники
информации. Состав и строение Земли и земной коры. Геологические объекты и
процессы. Развитие земной коры во времени. Этапы геологической истории
земной коры. Геологическая хронология. Эволюция органического мира.
Фиксизм, мобилизм. Тектоника литосферных плит.
Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимические,
геофизические, экологические. Практическое значение геологии: обеспечение
человечества минерально-сырьевыми ресурсами; геологическое обоснование
инженерно-хозяйственной деятельности. Техногенное воздействие на земную
кору. Геологическая среда как часть окружающей человека среды.

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И

СОЦИАЛЬНУЮ ГЕОГРАФИЮ
Экономическая и социальная география как наука: ее сущность, структура,
методы, источники информации. Система социально-экономико-географических
наук. Теория экономико-геогра-фического положения, его виды, основные
компоненты, методы оценки.
Экономико-географическое изучение природных ресурсов их классификация,
экономико-географическая оценка, территориальные сочетания, основные типы
природопользования.
География населения. Географический аспект происхождения и расселения
современного человека. Динамика численности населения Земли, концепция
демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность
размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной
состав населения, его занятость, уровень и качество жизни. Миграции.
Геоурбанистика. Прогнозы роста и расселения населения мира. Этногеография и
география религий.
География хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная
структуры хозяйства, их изменения под воздействием научно-технической
революции. Факторы размещения производства. Экономико-географическая
характеристика основных отраслей промышленности, сельского хозяйства,
инфраструктуры. Географическое разделение труда, факторы его развития.
Специализация стран и районов. Международные экономические отношения.
Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических
связей. Специальные экономические зоны (СЭЗ) как элементы глобальной
территориальной структуры хозяйства. Транснациональные корпорации (ТНК) и
их роль в глобализации мировой экономики.
Политическая география и геополитика. Основные идеи и концепции
формирования мирового геополитического пространства; территориально-
политическая организация общества.
Страноведение и регионалистика. Функции, методы и тенденции развития.
Основные элементы комплексных страноведческих характеристик.
Цивилизационные регионы мира. География объектов природного и культурного
наследия
Современные географические проблемы развития России. Геополитическое и
геоэкономическое положение России. Проблемы использования природно-
ресурсного потенциала. Многонациональность как специфический фактор
формирования и развития страны. Демогеография и расселение.
Геоэкологическая ситуация. Географические следствия формирования рыночных
отношений. Регионы России. География населения и хозяйства России в
будущем: мнения и прогнозы.



ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Природа как среда обитания и источник ресурсов. Стремительный рост
потребления природных ресурсов. Природно-ресурс-ный, экологический
потенциал территорий, оценка и меры по их сохранению. Учение об окружающей
среде. Техногенные изменения окружающей среды и их последствия. Особенности
воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
Экологические кризисы, крупнейшие регионы их проявления. Экологические
миграции населения. Роль географии в решении экологических проблем.
Стратегия устойчивого сбалансированного развития.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен

знать
. особенности современного этапа развития географической науки, ее
объект, предмет, структуру, методы и источники географической
информации, основные теории и концепции, роль в территориальной
организации человеческого общества и решении его социально-
экономических и экологических проблем;
. теории географического положения, географического районирования,
территориальных систем, комплексного географического страноведения и
регионализма, развития географической оболочки, природопользования и
геоэкологии, географического разделения труда;

уметь
. использовать географические теории, концепции и гипотезы для
характеристики современного мира как сложной, противоречивой и
динамичной природно-общественной, территориальной системы;
. характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные
географические характеристики различных территорий;
. составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие кар-ты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и процессов,
их территориальные взаимодействия;
. сопоставлять физико-географические, геологические и тектонические
карты;
. разрабатывать учебные проекты и решать социально значимые
географические задачи на основе проведения геоэкологической и
геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. анализировать и оценивать территории своей местности с точки зрения
взаимосвязей природных, социально-экономических и техногенных объектов
и процессов;
. объяснять разнообразные явления в окружающей среде на основе
пространственно-временного единства развития природных, техногенно-
природных, социально-экономических процессов и объектов;
. проводить наблюдения в окружающей среде и оценивать их результаты.


-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.