Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/34_p_pravo.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:26:14 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:24:49 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: ngc 3372

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРАВУ

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на
достижение следующих целей:
. развитие личности обучающегося как полноправного члена общества,
знающего и умеющего защищать свои права и свободы, уважающего закон и
правопорядок, добровольно исполняющего свои обязанности; содействие
формированию системы собственных представлений и установок, основанных
на демократических правовых ценностях, развитию профессиональных
склонностей;
. воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства; дисциплинированности; уважения к правам и свободам
другого человека; демократическим правовым ценностям и институтам;
правопорядку;
. освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и
институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом
нормативно-правовом материале, эффективного использования и защиты
своих прав и исполнения обязанностей, осуществления правомерного
поведения в обществе; для продолжения обучения в системе
профессионального образования; ознакомление с содержанием
профессиональной юридической деятельности и основных юридических
профессий;
. овладение умениями применять освоенные знания и способы деятельности в
повседневной жизни: использовать возможности правовой системы России;
соотносить свои действия и действия других людей с нормами поведения,
установленными законом; выбирать обоснованные с точки зрения права
решения о способах реализации и защиты прав; прогнозировать возможную
меру ответственности; содействовать правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе; решать практические задачи в социально-
правовой сфере, а также учебные задачи в образовательном процессе;
. развитие основ правовой культуры обучающихся; культуры поведения в
рамках закона и правил; приобретение способности и готовности к
сознательному и ответственному действию в сфере отношений,
урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки
зрения соответствия закону, самостоятельному принятию решений,
связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности,
исполнением обязанностей, к правомерной реализации гражданской позиции
и несению ответственности.




ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Происхождение права. Место права в системе социального регулирования
общества. Механизм правового регулирования. Законные интересы[1]. Действие
права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Эффективность права.
Формы (источники) права. Правовые системы современности. Нормы и
основные отрасли права в России. Правотворчество. Общие правила применения
права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок.
Правоотношения. Юридический конфликт. Правонарушения. Юридическая
ответственность.
Право и личность. Правосознание. Правовая культура. Правомерное
поведение.
Право и государство. Формы государства. Основы конституционного права.
Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство
Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс.
Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и
обязанности налогоплательщиков.
Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Правосудие.
Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство.
Субъекты и объекты гражданского права. Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности. Сделки. Отдельные виды гражданско-
правовых договоров (купля-продажа, подряд, аренда, оказание услуг).
Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Наследование.
Гражданско-правовая ответственность. Государство как субъект экономических
отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
Семейные правоотношения. Брак. Брачный контракт. Права, обязанности и
ответственность членов семьи.
Трудоустройство и занятость. Трудовой договор, порядок его заключения и
расторжения. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их
рассмотрения. Дисциплинарная ответственность работника. Защита трудовых
прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения.
Административные правоотношения. Основания административной
ответственности. Производство по делам об административных правонарушениях.
Органы и способы рассмотрения административных споров.
Понятие преступления и наказания. Действие уголовного закона. Защита
прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения и ответственность за причинение вреда
окружающей среде.
Субъекты международного права. Международный договор. Международные
документы о правах человека. Международная защита прав человека в условиях
мирного и военного времени.
Профессиональное юридическое образование. Основные юридические
профессии, особенности профессиональной юридической деятельности.

Опыт познавательной и практической деятельности
. ознакомление со спецификой профессиональной юридической деятельности,
основных юридических профессий;
. самостоятельный поиск, анализ и использование правовой информации;
. сравнительный анализ правовых понятий и норм. Объяснение смысла
конкретных норм права, характеристика содержания текстов нормативных
актов;
. оценка общественных событий и явлений, действий людей с точки зрения их
соответствия законодательству;
. выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием норм права;
. использование норм права при решении учебных и практических задач.
Осуществление исследований по правовым темам в учебных целях.
Представление результатов самостоятельного учебного исследования и
ведение дискуссии;
. самостоятельное составление отдельных видов юридических документов;
. выполнение ролей адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя,
юрисконсульта в смоделированных ситуациях;
. анализ собственных профессиональных склонностей, способов их развития и
реализации.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения права на профильном уровне ученик должен

знать
. систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила
применения права; содержание прав и свобод человека; основания
приобретения и утраты гражданства Российской Федерации; понятие и
принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав
человека; основные юридические профессии;

уметь
. характеризовать: право как элемент культуры общества; систему
законодательства; основные отрасли права; международные документы о
правах человека; систему конституционных прав и свобод человека и
гражданина; механизм реализации и защиты прав и свобод; конституционный
статус государственной власти в Российской Федерации; избирательный
процесс в России; способы выдвижения кандидатов и обжалования
результатов выборов; порядок принятия и вступления в силу
законодательных актов; порядок деятельности правоохранительных органов,
судебной власти, порядок рассмотрения гражданских, трудовых,
административно-правовых споров; правовые формы воздействия государства
на экономику; порядок получения платных образовательных услуг; права
абитуриента; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы
социальной защиты и социального обеспечения; основания отсрочки от
военной службы;
. объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм
правового регулирования; содержание основных понятий и категорий
базовых отраслей права; условия наступления юридической
ответственности; понятие и признаки преступления; содержание прав,
обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника,
налогоплательщика, потребителя и способы их защиты; порядок участия в
митингах, шествиях, демонстрациях, забастовках; особенности семейных
правоотношений; особенности различных видов судопроизводства;
. различать: формы (источники) права, субъектов права; правомерное и
неправомерное поведение; основания и порядок назначения наказания;
полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката,
нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты
гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их
защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
. приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав;
экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда
окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права;
правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. осуществлять поиск, анализ, интерпретацию и использование правовой
информации;
. анализировать тексты законодательных актов, нормы права с точки зрения
конкретных условий их реализации;
. формулировать и аргументировать собственное суждение о происходящих
событиях и явлениях с точки зрения права;
. формулировать правила (нормы) отношений, направленные на согласование
интересов различных сторон (на заданных примерах);
. осуществлять учебные исследования и проекты по правовой тематике;
. выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных
жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы
реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и
порядок разрешения споров;
. обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической
помощью.


-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.