Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/30_p_obshest.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:22:54 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:50:03 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ


ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение обществоведения в старшей школе на профильном уровне
направлено на достижение следующих целей:
. развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры и
социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-
гуманитарных дисциплин; развитие приемов критического мышления,
позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно
ориентироваться в ее потоке;
. воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной
ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
. освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии,
политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного
взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего
профессионального образования и самообразования;
. овладение умениями получения и осмысления социальной информации,
систематизации полученных данных; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности в типичных социальных ролях;
. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между
людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной,
коммуникативной, семейно-бытовой деятельности;



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Специфика социально-гуманитарного

знания
Философия и наука. Основные этапы развития социально-гуманитарного
знания. Социальные науки, их классификация. Основные специальности в
области социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные
учреждения. Основные профессии социально-гуманитарного профиля.

Введение в философию
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат
биологической и социокультурной эволюции. Понятие информации. Деятельность
и мышление. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Потребности и
интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание.
Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое
знание. Философия. Религия. Мораль и право. Искусство.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука,
основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины,
её критерии. Относительность истины. Дифференциация и интеграция научного
знания. Особенности социального познания.
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Принципы
типологии обществ. Системное строение общества. Многообразие и
неравномерность процессов общественного развития. Формации и цивилизации.
Процессы глобализации и становление единого человечества.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание.
Самосознание и его роль в развитии личности. Особенности молодёжной
субкультуры. Социальная и личностная значимость образования. Роль и
значение непрерывного образования в «информационном обществе».


Введение в социологию
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное
взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их
классификация. Социальные институты. Социальная стратификация и
мобильность. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его
разрешения. Маргинальные группы.
Социализация индивида. Социальное поведение. Социальная роль.
Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные
ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Девиантное поведение, его
формы. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры.
Проблемы молодежи в современной России.
Экономика как социальный институт. Влияние экономики на социальную
структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и
политика.
Социальные проблемы современной России. Конституционные основы
социальной политики РФ.
Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в
России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности.
Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей.
Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Культура
бытовых отношений.
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация.
Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Конституционные основы
национальной политики в Российской Федерации.
Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Религиозные объединения
в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.

Введение в политологию
Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимация власти.
Политика как общественное явление. Политическая система, её структура и
функции.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Основные
направления политики государства. Политический режим. Типы политических
режимов. Демократия и ее основные ценности и признаки. Парламентаризм.
Развитие традиций парламентской демократии в России. Проблемы современной
демократии. Делегирование властных полномочий.
Гражданское общество. Общественный контроль за деятельностью институтов
публичной власти. Истоки политического экстремизма в современном обществе.
Политическая идеология. Политические партии и движения. Становление
многопартийности в России.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Типология элит.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Группы давления.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Политическая
культура, политическая психология и политическое поведение.
Политический процесс, его формы. Особенности политического процесса в
современной России. Место и роль СМИ в политическом процессе. Политический
конфликт, пути его урегулирования. Современный этап политического развития
России.

Введение в социальную психологию
Социальная психология - наука о взаимоотношениях людей в социальных
группах. Общение. Общение как обмен информацией. Речь.
Общение как межличностное воздействие. Конформность, нонконформность,
самоопределение личности. Социальное ожидание и такт. Общение как
взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в
юношеском возрасте. «Общение» с компьютером.
Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение.
Межличностные отношения в группах. Большие и малые группы. Этнические и
религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа.
Социометрия. Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая
сплоченность. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая
дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Типы семейных взаимоотношений и тактики воспитания в семье.
Криминальные группы.

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
. опыт работы с различными источниками социальной информации с
использованием современных средств коммуникации (в том числе ресурсов
Интернета);
. опыт критического восприятия и осмысления разнородной социальной
информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных
явлений; опыт формулирования на этой основе собственных заключений и
оценочных суждений;
. опыт анализа явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с
применением методов социального познания;
. опыт решения проблемных, логических, творческих задач, раскрывающих
актуальные проблемы социально-гуманитар-ного знания;
. опыт участия в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых),
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
. опыт участия в дискуссиях, диспутах, дебатах, умение отстаивать и
аргументировать свою позицию; оппонировать иному мнению;
. опыта осуществления учебно-исследовательских работ, разработки
индивидуальных и групповых ученические проектов;
. опыта подготовки рефератов, освоение приемов оформления результатов
исследования;
. осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными
институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах
самоуправления.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения обществоведения на профильном уровне ученик
должен

знать
. важнейшие философские, социологические, политологические, социально-
психологические научные положения и понятия, отражающие природу
человека, его место в системе общественных отношений, функционирование
и развитие общества как формы совместной жизнедеятельности людей,
основные социальные институты, включая государство;
. различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
. особенности, основные пути и способы социально-гуманитар-ного познания;

уметь
. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
. характеризовать (описывать) основные социальные, экономические и
правовые объекты (факты, явления, институты, нормы, процессы), выделяя
существенные их признаки; сложность и противоречивость природы
человека, мир человеческого общения, духовную культуру;
. объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следствен-ные и
функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, общества и природы, общества и культуры,
взаимосвязи сфер общественной жизни);
. сравнивать сходные социальные объекты, выделяя их общие черты и
различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками социальных явлений; сопоставлять различные научные подходы,
различать в социальной информации факты и мнения; различные суждения о
социальных объектах с точки зрения научных знаний;
. осуществлять анализ, собственную интерпретацию и собственную оценку
информации из оригинальных текстов (носителей социальной информации),
представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица,
диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить информацию из одной
знаковой системы в другую и классифицировать ее;
. готовить рефераты, рецензии, краткие сообщения, разрабатывать
исследовательские проекты по социальной проблематике;
. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения задач, отражающих проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. в процессе выполнения типичных социальных ролей;
. для ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
. для выработки собственной политической позиции;
. при оценке общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманитарных ценностей, лежащих в основе Конституции Российской
Федерации;
. в процессе самостоятельного поиска социальной информации, необходимой
для принятия собственных решений;
. для критической оценки материалов СМИ;
. для нравственной оценки определенных социальных действий;
. для ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего
изучения в учреждениях профессионального образования;
. в процессе осуществления индивидуальных и групповых учебных
исследований;
. для осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными
убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.