Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/26_p_inform.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:19:08 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:41:24 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: arp 220


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И

ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ


ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на
профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
. освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам
информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих
осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования;
к информационным процессам в биологических, технологических и
социальных системах;
. овладение умениями строить математические объекты информатики, в том
числе логические формулы и программы на формальном языке,
удовлетворяющие заданному описанию; строить программы на реальном языке
программирования по их описанию; использовать общепользовательские
инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
. развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации;
. воспитание дисциплины проектной деятельности, в том числе умения
планировать свою деятельность, работать в коллективе; чувства
ответственности за использование результатов своего труда другими
людьми; установки на позитивную социальную деятельность в
информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих права и
законные потребности граждан;
. приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения,
передачи информационных объектов различного типа с помощью современных
программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной
реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе
интеллектуального проектирования.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Базовые понятия информатики и

информационных технологий

Информация и информационные процессы
Виды информационных процессов. Процесс передачи информации. Сигнал,
кодирование, декодирование, искажение информации. Дискретное (цифровое)
представление текстовой, графической, звуковой информации и
видеоинформации. Скорость передачи информации. Восприятие, запоминание и
обработка информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей
способности органов чувств.
Системы, компоненты, состояние и взаимодействие компонентов.
Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь.
Модель в человеческой деятельности. Описание (информационная модель)
реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям
описания. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания. Использование
описания (информационной модели) в процессе общения, практической
деятельности, исследования.
Математические модели: примеры логических и алгоритмических языков, их
использование для описания объектов и процессов живой и неживой природы и
технологии, в том числе физических, биологических, экономических процессов,
информационных процессов в технических, биологических и социальных
системах. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных
лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной
деятельности.

Модуль естественно-математического профиля[1]
Логика и алгоритмы. Конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация,
кванторы, истинность высказывания при заданных значениях входящих в него
букв. Базовые объекты: цепочки (конечные последовательности), деревья,
списки, графы, матрицы (массивы), псевдослучайные последовательности.
Индуктивное определение объектов. Вычислимые функции, полнота формализации
понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция; диагональное
доказательство несуществования. Игры и выигрышные стратегии. Системы
счисления. Сложность вычисления; проблема перебора. Задание вычислимой
функции системой уравнений. Сложность описания[2].
Язык программирования. Основные конструкции языка программирования,
позволяющие: работать с числами, массивами и строками; использовать
изучаемые в школьной математике функции, псевдослучайные числа; создавать
программы, разбивая задачу на подзадачи и объединяя строящиеся алгоритмы;
записывать и выполнять алгоритмы для вычислительных задач курса,
статистической обработки данных; сохранять результаты вычислений в форме,
удобной для их графического представления; давать определение вычислимой
функции в терминах языка программирования.
Построение алгоритмов и практические вычисления. Сортировка.
Кодирование с исправлением ошибок. Математические модели физических и
экономических процессов. Статистическая обработка результатов измерений.

Принципы функционирования современных средств ИКТ
Виды информационной деятельности человека, используемые инструменты
(технические средства и информационные ресурсы), информационная
деятельность в различных профессиях. Профессии, связанные с построением
математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением
информационной деятельности индивидуумов и организаций. Роль информации в
современном обществе и его структурах: экономической, социальной,
культурной, образовательной. Информационные ресурсы и каналы индивидуума,
государства, общества, организации, их структура. Информационные ресурсы
образования. Информационная этика и право, информационная безопасность.
Экономика информационной сферы. Правовые нормы, относящиеся к информации,
правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.



Средства ИКТ

Структура компьютера и программного обеспечения.
Архитектура компьютера и компьютерных сетей. Микропроцессор, внутренняя
память, шина, внутренние интерфейсные устройства. Внешняя память и
периферийное оборудование. Устройства обеспечения соединения компьютеров в
сеть. Физические принципы работы и характеристики устройств, соединение
блоков и устройств, компьютерное рабочее место. Операционная система,
драйверы, утилиты. Компьютерная сеть, сервер, адресация в Интернете.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические
требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Типичные
неисправности и трудности в использовании ИКТ. Комплектация компьютерного
рабочего места в соответствии с задачами использования, оценка числовых
параметров информационных объектов и процессов, характерных для выбранной
области деятельности. Стоимостные характеристики информационной
деятельности.
Модуль информационно-технологического профиля.
Организация школьной бригады технического обслуживания средств ИКТ,
организация операторской работы по сопровождению программных средств ИКТ,
профилактики оборудования. и защита информации от вирусов.

Технологии создания и обработки текстовой информации
Понятие о настольных издательских системах. Инструменты создания
компьютерной публикации (реферат, альманах, газета, отчет по курсовой
работе): формат страницы, структура заголовков стилей, примечания, ссылки,
колонтитулы, вставка различных объектов. Использование готовых и создание
собственных шаблонов. Использование тезаурусов для проверки орфографии и
грамматики. Использование систем двуязычного перевода и словарей.
Коллективная работа над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети.
Использование цифрового оборудования. Форматы текстовых документов.
Использование специализированных средств редактирования математических
текстов и графического представления математических объектов.
Модуль гуманитарного и информационно-технологического про-филей.
Создание большеформатных и большеобъемных публикаций школьного
издательства: сборника докладов к школьной конференции, набора изданий для
школьных зрелищных мероприятий, литературных альманахов, школьных журналов
и газет, листовок, сборника рефератов, материалов для конкурсов, викторин.
Использование систем распознавания текстов. Создание макетов публикаций.
Использование тиражирующего и переплетного оборудования.

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации
Представление о системах автоматизированного проектирования
констукторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах.
Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических
объектов: схем, чертежей, карт, рисунков, фотоматериалов, видеоматериалов,
анимационных объектов. Ввод и обработка звуковых объектов: звуков, мелодий,
речи. Примеры верстки графических комплексных объектов для различных
предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Примеры
преобразования и монтажа звуковых объектов, конструирование аудио-
визуальных объектов. Перемещение и вставка графических и звуковых объектов.
Использование инструментов специального программного обеспечения и
цифрового оборудования (фотокамера, сканер, микрофон, видеокамера,
графический планшет, музыкальная клавиатура).
Модуль естественно-математического и информационно-техно-логического
профилей
Создание учебных материалов, презентаций исследований, творческих
работ, конструкторских работ. Опытные работы в области картографии,
использование геоинформационных систем, в исследовании экологических и
климатических процессов, городского и сельского хозяйства.

Обработка числовой информации
Математическая обработка статистических данных, результатов
эксперимента, в том числе с использованием компьютерных датчиков. Задачи
бухгалтерского учета, планирования и учета средств. Примеры использования
динамических (электронных) таблиц для учебных заданий из различных
предметных областей: обработка результатов естественно-научного и
математического эксперимента, экономических и экологических наблюдений,
социальных опросов, учета индивидуальных показателей учебной деятельности.
Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических
задач.
Модуль естественно-математического и социально-экономичес-кого профилей
Обработка результатов физических, экологических экспериментов и
исследований, обработка материалов опросов в области права, обществознания,
здоровья школьников, спортивных достижений, экономики школьного питания,
учета средств, успеваемости школьников.

Технологии поиска и хранения информации
Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в
компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные
архивы информации: электронные каталоги, базы данных. Организация баз
данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения,
налоговые, социальные, кадровые. Использование инструментов общепользова-
тельской системы управления базами данных для формирования примера базы
данных учащихся в школе.
Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для
работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек,
музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных
областей. Правила ссылок и цитирование источников информации. Подписка на
издания в глобальной компьютерной сети.
Модуль гуманитарного профиля.
Создание и сопровождение базы данных учащихся, сопровождение школьной
библиотечной системы, создание аннотированного каталога школьных изданий,
использование профессиональных баз данных в профильной деятельности
(правовые базы, доступ к электронным каталогам библиотек, музеев, к СМИ по
профилям.)

Телекоммуникационные технологии
Представления о средствах телекоммуникационных технологий: электронная
почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, интернет-телефония,
мобильный интернет. Специальное программное обеспечение средств
телекоммуникационных технологий. Коллективная деятельность средствами
телекоммуникаций. Технологии и средства защиты информации в глобальной и
локальной компьютерной сети от разрушения, несанкционированного доступа.
Подписка на антивирусные программы и их настройка на автоматическую
проверку сообщений.
Инструменты создания информационных объектов для глабальной
компьютерной сети (Интернет). Примеры создания сайта.
Модуль социально-экономического профиля.
Создание и сопровождение школьного сайта, сайтов дополнительного
образования (школьных клубов, секций и кружков). Организация форумов на
сайте. Сопровождение почтового ящика для школьного психолога, для переписки
с дружественными школьными коллективами.

Технологии управления, планирования и организации деятельности
Технологии автоматического управления в учебной среде. Технологии
управления, планирования и организации деятельности человека. Инструменты
планирования и организации индивидуальной деятельности средствами
общепользовательских систем. Примеры управления календарным расписанием.
Системы автоматического тестирования и контроля знаний. Использование
тестирующих систем в учебной деятельности. Инструменты создания простых
тестов и учета результатов тестирования.
Модуль социально-экономического профиля.
Сопровождение системы управления школой, адресной книги школьного
почтового ящика, доски объявлений о планировании школьных мероприятий,
сопровождение системы коллективного доступа к ресурсам в локальной сети
школы, организация коллективного общения в школьной локальной сети,
локальной почты, примеров систем компьютерного тестирования.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения информатики и информационных технологий на
профильном уровне ученик должен

знать
. логическую символику;
. основные конструкции языка программирования в соответствии с задачами
курса;
. свойства алгоритма и основные алгоритмические конструкции; тезис о
полноте формализации понятия алгоритма;
. примеры описаний (информационных моделей) реальных объектов и процессов
и их компьютерной реализации; общую структуру деятельности по созданию
компьютерных моделей;
. назначение и области использования основных технических средств
информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
. примеры источников и приемников информации, способов кодирования и
декодирования, причин искажения информации при передаче; связь полосы
пропускания канала со скоростью передачи информации;
. базовые принципы организации и функционирования глобальных компьютерных
сетей;
. нормы информационной этики и права, информационной безопасности,
принципы обеспечения информационной безопасности организации;
. требования техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение
надежного функционирования средств ИКТ в ор-ганизации;

уметь
. вычислять логическое значение сложного высказывания по известным
значениям элементарных высказываний;
. проводить арифметические вычисления по заданной формуле;
. проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
. для программ, моделирующих реальные процессы или анализирующих данные,
интерпретировать получаемые результаты;
. выполнять операции, связанные с использованием современных средств ИКТ
на уровне квалифицированного пользователя, свободно пользоваться
персональным компьютером и его типовым периферийным оборудованием
(принтер, сканер, мультимедийный проектор, цифровая камера, модем);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; устранять
простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым
принципам использования ИКТ;
. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в
частности, при рассмотрении выполнимости проекта, выборе оптимального
способа действий: объем памяти, необходимый для хранения информации;
скорость передачи и обработки информации;
. оперировать с информационными объектами в соответствии с профилем
обучения, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и
коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения
данных, создавать, именовать, сохранять объекты, создавать и
использовать удобные для использования индивидуальные каталоги;
пользоваться экранной справочной системой и другими источниками
справочной информации, в частности специализированными; соблюдать права
интеллектуальной собственности на информацию; строить описания
(информационные модели) в наиболее распространенных областях
компьютерного моделирования, используя для этого типовые средства
(таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.); строить модели процессов
с применением языка программирования;
. проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать
простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих
средах;
. выделять информационный аспект в деятельности человека; компоненты и
информационное взаимодействие в простейших технических, природных,
социальных системах;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. искать и отбирать практически необходимую информацию, относящуюся к
личным познавательным и культурным интересам, профессиональной
ориентации и трудоустройству;
. представлять информацию в виде мультимедиа объектов с системой ссылок
(например, для размещения в сети); модифицировать и наполнять
собственные базы данных, цифровые архивы, медиатеки; готовить и
проводить выступления, участвовать в коллективном обсуждении,
фиксировать его ход и результаты;
. использовать цифровую телекоммуникацию для личного и коллективного
общения: передавать информацию по телекоммуникационным каналам,
соблюдая соответствующие нормы и этикет, участвовать в телеконференции,
форуме;
. соблюдать требования информационной безопасности, информационной этики
и права.



-----------------------
[1] Темы модуля предполагается изучать в рамках часов, отводимых на
изучение информатики и информационных технологий на соответствующем
профильном уровне, в том числе часов на изучение элективных курсов.
[2] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.