Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/25_b_inform.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:18:14 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:37:20 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: star formation

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И

ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на
базовом уровне направлено на достижение следующих целей[1]:
. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира, роль информационных
процессов как необходимого условия жизни и эволюции, значение
информационных основ управления в биологических, социальных и
технических системах;
. овладение умениями строить, анализировать и преобразовывать
информационные модели, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии; анализировать информационные процессы,
протекающие в системах различной природы, в том числе при изучении
других школьных дисциплин;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов и средств
информатики в других учебных предметах (математике, физике, биологии,
истории, литературе и пр.);
. воспитание необходимых норм поведения и деятельности в соответствии с
требованиями и возможностями информационной цивилизации;
. приобретение опыта построения компьютерных моделей, коллективной
реализации информационных проектов.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Базовые понятия информатики и

информационных технологий

Информация и информационные процессы
Использование основных методов и средств в научном познании и при
анализе явлений общественной жизни. Выбор языка представления информации в
соответствии с поставленной задачей. Универсальность двоичного
представления информации.
Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации,
необходимой для решения познавательных и практических задач. Хранение
информации. Выбор способа хранения информации.
Передача информации. Передача информации в современных системах связи и
телекоммуникаций.
Преобразование информации. Преобразование информации на основе
формальных правил. Алгоритмизация информационного процесса как необходимое
условие его автоматизации.
Особенности запоминания и обработки информации человеком. Организация
личной информационной среды (создание базы знаний по данному предмету,
подготовка к докладу и пр.).
Защита информации. Организация защиты личной и общественно значимой
информации.

Информационные модели и системы
Информационные модели в математике, физике, биологии, литературе и пр.
Использование информационных моделей в познавательной и практической
деятельности.
Назначение и виды информационных моделей. Формализация и
структурирование задачи из различных предметных областей в соответствии с
поставленной целью. Построение информационной модели, отвечающей данной
задаче (словесное описание, таблица график, диаграмма, формула, чертеж,
алгоритм и пр.).
Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования
(на примерах из физики, химии, истории, литературы).
Информационные системы, обобщенная структура и функции. Информационно-
справочные и информационно-поисковые системы. Информационные системы в
управлении, проектировании, геоинформационные системы, экспертные системы.

Основы социальной информатики
Основные этапы развития информационной среды. Информационная
цивилизация. Информационные права и обязанности человека.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Программное обеспечение компьютера. Файловая система как информационная
система.
Создание собственных информационных ресурсов и организация
индивидуального информационного пространства. Защита индивидуальных
каталогов от компьютерных вирусов, потери и искажения информации.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
Числовые параметры информационных объектов: объем памяти, необходимый
для хранения объектов, скорость передачи и обработки информации.
Текст как информационный объект. Средства и технологии работы с
текстами.
Основные приемы преобразования текстов с помощью текстовых редакторов и
процессоров (с использованием содержания текстов для литературы, истории,
обществоведения).
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства
и технологии работы с таблицами.
Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные приемы
представления в них математических зависимостей. Использование электронных
таблиц для обработки числовых данных (на примере физики, химии, биологии и
пр.).
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с
графикой.
Создание и редактирование графических информационных объектов
средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной
графики.
База данных как основной элемент автоматизированной информационной
системы. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и
практических задач.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей
(сетевые технологии)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Поисковые информационные
системы. Гипертекстовое представление информации в сетях. Организация
поиска информации. Выделение ключевых слов и формулирование запросов,
адекватных решаемой задаче.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения информатики и информационных технологий на
базовом уровне ученик должен

знать
. виды и свойства информационных моделей;
. позитивные и негативные аспекты современной информационной цивилизации;
. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения,
передачи информационных объектов различного типа с помощью современных
программных средств;
. назначение и функции операционных систем и системы управления файлами;

уметь
. выделять и анализировать информационные процессы в биологических,
социальных и технических системах (например, при изучении механизма
наследственности);
. проводить исследование с помощью информационных моделей;
. оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям
моделирования;
. определять цели и оценивать последствия применения социальных
информационных технологий (например, рекламы);
. оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с
помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальностью;
. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. информационный подход для изучения явлений окружающего мира (например,
при изучении живой природы);
. знание основных закономерностей поиска, передачи, хранения и защиты
информации для ориентирования в окружающем информационном пространстве,
для работы с наиболее распространенными в быту и учебе
автоматизированными информационными системами и для эффективной
организации индивидуальных информационных ресурсов;
. метод информационного моделирования для построения и оценки модели
реальных информационных процессов с целью получения новой информации
(например, при изучении общественных явлений);
. знание основных информационных ресурсов общества, законодательства в
информационной сфере для реализации информационных прав личности и
обеспечения собственной информационной безопасности;
. технологии обработки текста с целью создания, редактирования,
оформления, сохранения текстовых документов;
. программы презентационной графики для разработки сопровождения к
докладу, выступлению;
. программы (или программные модули) деловой графики для наглядного
представления числовых показателей и динамики их изменения;
. технологию решения расчетных и оптимизационных задач, построения
графиков функций с использованием электронных таблиц;
. системы управления базами данных для просмотра, создания, наполнения,
редактирования, сохранения баз данных, получения необходимой информации
по запросу пользователя;
. технологию работы с информационными ресурсами Интернета для решения
учебных и практических задач.



-----------------------
[1] Изучение информатики и информационных технологий на базовом уровне
предполагает поддержку профильных учебных предметов.