Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/10_geo.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:08:31 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 22:49:28 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: http news.cosmoport.com 2005 04 22 1.htm


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ


Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
. освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях
развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства
разных территорий; формирования географических регионов в соответствии
с природными и социально-экономическими факторами; о своей Родине -
России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде и
рациональном природопользовании;
. овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из
«языков» международного общения - географическую карту, статистические
материалы, современные геоинформационные технологии для поиска,
интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных
географических явлений и процессов;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе географических наблюдений, решения
географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по
географии ;
. воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде,
экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей
стране, взаимопонимания с другими народами;
. формирование способности и готовности к использованию географических
знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды,
способности и готовности личности к социально-ответственному поведению
в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как
сферы жизнедеятельности, решения практических задач.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
География как наука. Источники получения знаний о природе Земли,
населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и
представления географической информации.
Географические модели : глобус, географическая карта, план местности,
их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы
картографического изображения, градусная сеть).
Ориентирование по карте, чтение карт, космических и аэрофотоснимков.

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК
Земля как планета. Возникновение и геологическая история Земли.
Развитие географических знаний человека о Земле[1]. Выдающиеся
географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движение Земли, их
географические следствия. Сравнение Земли с другими планетами. Влияние
космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера, их состав (основные минералы и горные породы),
строение и развитие. Изменение температуры горных пород с изменением
глубины. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана, их
изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов.
Наблюдения за объектами литосферы. Зависимость размещения полезных
ископаемых от строения земной коры и рельефа. Стихийные явления в
литосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности.
Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Сравнение особенностей жизни,
быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Воздействие
хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее геоэкологические
последствия. Природные памятники литосферы.
Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее
круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота.
Наблюдения за объектами гидросферы. Водные ресурсы Земли, их размещение и
качество. Стихийные явления в гидросфере, их характеристика и правила
обеспечения безопасности людей. Влияние хозяйственной деятельности человека
на гидросферу. Природные памятники гидросферы.
Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и
давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности
Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Наблюдение за погодой.
Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и
климата. Стихийные явления в атмосфере: их характеристика и правила
обеспечения безопасности людей. Адаптация человека к разным климатическим
условиям. Влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу;
сохранение качества воздушной среды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и
животных; изучение особенностей их распространения. Определение
взаимосвязей биосферы с другими геосферами. Сравнение различных
приспособлений живых организмов к среде обитания. Наблюдения за
растительным и животным миром для определения качества окружающей среды.
Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Сохранение
растительного и животного мира Земли.
Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия
образования почв. Определение типов почв. Выявление взаимосвязей
растительности и почв. Наблюдение за изменением почвенного покрова.
Характеристика использования и охраны почв.
Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между
ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная
зональность и высотная поясность. Описание природных зон Земли по
географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в
разных природных зонах. Влияние хозяйственной деятельности человека на
географическую оболочку. Территориальные комплексы: природные, природно-
хозяйственные. Техногенные изменения природных комплексов. Географическая
оболочка как окружающая человека среда.

МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ.
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин
океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между
полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы
Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление
зональности , система поверхностных течений, органический мир.
Население Земли. Древняя родина человека. Предполагаемые пути его
расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы,
этносы. География современных религий. Географические различия в плотности
населения. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности
человека, его взаимодействие с окружающей средой.
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Южной
Америки, Антарктиды, Северной Америки, Евразии. Население материков.
Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием
хозяйственной деятельности. Катастрофические явления природного и
техногенного характера. Сохранение природы для поддержания благоприятной
среды обитания человека.
Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы
материков. Современная политическая карта. Многообразие стран, их основные
типы. Краткая географическая характеристика стран различных типов. Столицы
и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия
человечества.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Особенности географического положения России. Территория и акватория,
морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра,
континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История
освоения и изучения территории России. Современное административно-
территориальное и политико-административное деление страны.
Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический
потенциал России. Особенности геологического строения и распространения
крупных форм рельефа. Выявление зависимости между тектоническим строением,
рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Типы климатов,
факторы их формирования, климатические пояса. Способы адаптации человека к
разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и
хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота на территории
страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения по
территории страны. Зависимости между режимом, характером течения рек,
рельефом и климатом. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и
почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению
плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны.
Растительный и животный мир России. Особо охраняемые природные территории.
Природные зоны: арктические пустыни, тундра и лесотундра, леса, степи и
лесостепи, пустыни и полупустыни. Высотная поясность. Анализ физической
карты и карт компонентов природы.
Население России. Человеческий потенциал страны. Численность,
размещение, естественное движение населения. Основные показатели,
характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Направления и
типы миграции на территории страны. Половой и возрастной состав населения
страны. Народы и религии России. Использование географических знаний для
анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Особенности
расселения населения, городское и сельское население. Основная полоса
расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны. Анализ карт населения
России.
Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры
хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные
сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география
отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ
экономических карт России.
Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по
условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона.
Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо-Запад,
Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и
Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и
хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и
хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.
Россия в современном мире. Место России среди стран мира.
Характеристика экономических, политических и культурных связей России.
Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
География своей республики (края, области). Определение географического
положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных
ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры
народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов
и городов. Достопримечательности. Топонимика. Наблюдение за природными
компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей
местности.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Основные
типы природопользования. Экологические загрязнения и его источники.
Экологические проблемы сельской местности. Применение географических знаний
для понимания геоэкологических проблем. Соблюдение правил поведения
человека в окружающей среде. Изучение мер защиты от стихийных природных
явлений.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения географии ученик должен

знать
. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и
географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического
изображения; выдающиеся географические открытия и путешествия;
. географические следствия движений Земли, географические явления и
процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате
деятельности человека; географическую зональность и поясность;
. разнообразие природы материков и океанов, народов Земли и их географию;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь
между географическим положением, природными условиями, ресурсами и
хозяйством отдельных регионов и стран;
. специфику географического положения и административно-территориальное
устройство Российской Федерации; особенности ее природы, населения,
основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
. природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем
на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению
природы и защите от стихийных природных явлений;

уметь
. определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты
точек; географические координаты и местоположение географических
объектов;
. выделять и описывать существенные признаки географических объектов и
явлений;
. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и явлений, разных территорий
Земли, их обеспеченности природными ресурсами, необходимыми для жизни и
деятельности населения; демографической ситуации в России, размещения
основных хозяйственных отраслей и производств, тенденций их развития;
. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к природным условиям проживания в городе и сельской местности,
формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды
их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов
и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций
и их узлов, отраслей хозяйства, внутригосударственных и внешних
экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
. составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. определять географические координаты, направления и измерять расстояния
на местности, глобусе, плане и географической карте; проводить
глазомерную съемку участка местности; ориентироваться на местности;
определять поясное время; читать карты различного содержания;
. учитывать фенологические изменения в природе своей местности; проводить
наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий; оценивать их последствия;
. пользоваться приборами и инструментами (барометром, термометром,
гигрометром, флюгером) для наблюдения за погодой, состоянием воздуха,
воды и почвы в своей местности; различать комфортные и дискомфортные
значения параметров природных компонентов своей местности -
температуры, влажности, давления, преобладающих направлений и силы
ветра;
. решать практические задачи геоэкологического содержания для определения
качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и
улучшения;
. обладать умениями и навыками рационального природопользования и
сохранения окружающей среды для жизни людей; иметь представления о
различных видах загрязнения окружающей среды и их предельно допустимых
значениях и необходимых мерах, предпринимаемых в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф.

-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.