Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/09_prir.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:07:40 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 23:11:14 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ


Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих
целей:
. освоение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы;
представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между
деятельностью человека и изменениями в окружающей среде; обеспечивающих
дальнейшее изучение систематических курсов биологии, географии, физики
и химии;
. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения,
опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
. развитие способностей учеников взаимодействовать с миром природы,
желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и
значимость для жизни человека;
. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к
окружающей природе; стремления действовать в повседневном общении с
природой в соответствии с экологическими принципами поведения,
соблюдать здоровый образ жизни;
. применение полученных знаний и умений для решения практических задач,
связанных с повседневной жизнью: безопасное поведение в природной
среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи, уход за
домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений и др.



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и
явлений природы.
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-
2 историй конкретных открытий) [1].

Участие в практической деятельности по взаимодействию с реальными
объектами природы:развитие восприятия природных объектов с помощью разных
органов чувств, использование эмоционально-образных способов познания
природы; конструирование моделей, простейших измерительных приборов и
установок для наблюдений и опытов; изучение экологических проблем своей
местности и путей их решения.

Освоение приемов практической деятельности по изучению природных
объектов, начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной
информации, коммуникативных умений, способов самоорганизации учебной
деятельности:
выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных
закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта; выполнение
правил безопасности при проведении практических работ;
поиск информации в справочных изданиях (в том числе на электронных
носителях, в сети Интернет); выделение в тексте терминов, описаний
наблюдений и опытов; фиксация основного содержания текста в виде плана;
заполнение предложенных таблиц;
выступление с сообщением на 2-3 минуты с использованием
естественнонаучной лексики и иллюстративного материала; корректное ведение
учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества;
самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И

ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ
Звездное небо. Строение Солнечной системы. Представление о Солнце как
одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей,
Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно и др.).
Вещества в окружающем мире и их использование человеком: примеры
веществ, простые и сложные вещества, смеси. Наблюдение явлений превращения
веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление и др.).
Различные физические явления (механические, тепловые, световые и др.) и
их использование в повседневной жизни. Практическое изучение нескольких
физических явлений.
Наблюдение погодных явлений. Основные характеристики погоды. Влияние
погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов. Причины и последствия сокращения
разнообразия живых организмов. Опыты по изучению влияния температуры, света
и влажности на растения (на примере прорастания семян или др.). Примеры
приспособления растений к недостатку и избытку влаги, освещенности;
животных - к низким и высоким температурам. Комфортные экологические
условия жизнедеятельности человека.

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Изучение правил безопасного поведения в природных условиях (при сильном
ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными и
т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при укусах
ядовитых животных, воздействии ядовитых растений, кровотечениях, травмах).



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения природоведения ученик должен

знать
. примеры наиболее распространенных представителей культурных и
дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности, в том
числе редких и охраняемых видов растений и животных; физических
явлений; явлений превращения веществ; приспособления растений к избытку
и недостатку влаги; приспособления животных к низким температурам;
воздействия человека на природу;
. простейшие методы изучения природы, основные характеристики погоды,
основные составляющие здорового образа жизни;

уметь
. излагать результаты собственных наблюдений или опытов;
. различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения
и полученные результаты;
. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-5 признакам;
. использовать не менее двух источников информации по заданной тематике;
. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
. кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера;
отвечать на вопросы по его содержанию;
. выделять в тексте описание природных явлений;
. пользоваться приборами для измерения длины, температуры и времени;
. указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной
карты;
. определять названия растений и животных с использованием атласа-
определителя;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с помощью
компаса и Полярной звезды;
. измерять рост, температуру и массу тела;
. различать наиболее распространенные в данной местности ядовитые
растения и грибы;
. уметь адаптироваться к особенностям природы своей местности;
. уметь оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях
и несильных ушибах.

-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.