Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2002/21os-fizika.doc
Дата изменения: Thu Jul 31 13:54:35 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:39:09 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: regolith


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих
целей:

. освоение системы знаний о законах механического движения, сохранении и
превращении энергии, тепловых и электромагнитных явлениях, строении
вещества, атома и атомного ядра;
. ознакомление с методами познания природы: наблюдение природных явлений,
описание и обобщение результатов наб-людений, использование простых
измерительных приборов и сборка несложных экспериментальных установок
для изучения физических явлений; представление результатов наблюдений
или измерений с помощью таблиц, графиков и выявление на этой основе
эмпирических закономерностей;
. овладение умениями применять полученные знания для объяснения
разнообразных природных явлений и процессов, физических свойств
вещества, принципов действия важнейших технических устройств; их
практического использования, восприятия и критической оценки
естественнонаучной информации, полученной из различных источников и
представленной в разных формах;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе решения физических задач и выполнения
экспериментальных исследований, самостоятельного приобретения новых
знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и
интересами;
. воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, уверенности в
том, что разумное использование достижений науки и технологий
обеспечивает материальную базу дальнейшего развития человеческого
общества, уважения к творцам науки и техники;
. приобретение компетентности в решении практических жизненных задач,
связанных с использованием физических знаний и умений в рациональном
природопользовании и защите окружающей среды, обеспечении безопасности
жизнедеятельности человека.

Реализация указанных целей и формирование названной компетентности
достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
Физические явления. Наблюдение и описание физических явлений.
Физические величины. Измерение физических величин. Погрешности
измерений.[1] Международная система единиц. Экспериментальный и
теоретический методы изучения природы.

МЕХАНИКА
Механическое движение. Относительность движения. Геоцентрическая и
гелиоцентрическая системы мира. Скорость. Ускорение. Свободное падение.
Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел.
Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон
Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Сила
упругости. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Условие
равновесия тел. Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения.
Искусственные спутники Земли. Работа. Мощность. Кинетическая энергия.
Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые
механизмы. Коэффициент полезного действия.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины.
Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Механические колебания и волны. Звук.
Наблюдение и описание различных видов механического движения,
взаимодействия тел, передачи давления жидкостями и газами, механических
колебаний и волн, объяснение этих явлений на основе применения законов
динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного
тяготения, законов Паскаля и Архимеда.
Измерение физических величин: промежутка времени, расстояния, скорости,
массы, плотности вещества, силы, давления, работы и мощности, периода
колебаний маятника.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению
зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении,
силы упругости от удлинения пружины, периода колебаний маятника от длины
нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, силы трения от
силы нормального давления, условий равновесия рычага.
Практическое применение физических знаний для выяснения зависимости
тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых
механизмов в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и
технических объектов: весов, динамометра, барометра, гидравлической машины,
простых механизмов.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели
строения газов, жидкостей и твердых тел.
Температура. Связь температуры с хаотическим движением частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней
энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в
тепловых процессах.
Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от
давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота
плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель
внутреннего сгорания, реактивный двигатель, холодильник. Экологические
проблемы использования тепловых машин.

Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний
вещества, различных видов теплопередачи, объяснение этих явлений на основе
представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения
энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной
теплоемкости, удельной теплоты плавления, влажности воздуха.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований
по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени,
температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний
вещества.
Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и
теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и
технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя
внутреннего сгорания, холодильника.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Электризация тел. Электрические заряды. Взаимодействие зарядов. Закон
сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие
электрического поля на электрические заряды. Проводники, изоляторы и
полупроводники. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока.
Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка
электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Закон Джоуля-Ленца. Полупроводниковые приборы. Правила техники безопасности
при работе с электрическим током в лаборатории и в быту.
Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли. Опыт
Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Действие магнитного поля на
проводник с током. Электродвигатель. Электромагнитная индукция. Опыты
Фарадея. Электрогенератор. Трансформатор. Передача электрической энергии на
расстояние.
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи
и телевидения.
Свет - электромагнитная волна. Законы отражения и преломления света.
Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Очки. Оптические
приборы. Дисперсия света. Виды электромагнитных излучений и их влияние на
живые организмы.
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия магнитов,
действия магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока,
электромагнитной индукции, отражения, преломления и дисперсии света,
объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического
сопротивления, работы и мощности тока, показателя преломления, фокусного
расстояния собирающей линзы.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований
по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия
магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного
соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке
цепи, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла
падения.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с
электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм
человека электрического тока и электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и
технических объектов: амперметра, вольтметра, электромагнитного реле,
динамика и микрофона, электродвигателя и электрогенератора, трансформатора,
спектроскопа, очков.

АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Поглощение и испускание света
атомами. Оптические спектры.
Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность.
Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Ядерные реакции.
Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Влияние радиоактивных
излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных
электростанций.
Наблюдение и описание оптических спектров различных веществ, их
объяснение на основе представлений о строении атома.
Практическое применение физических знаний для предотвращения опасного
воздействия на организм человека радиоактивных излучений, использования
средств защиты от них.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И

СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
. самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебные тексты, справочные и
научно-популярные издания, компьютерные базы данных), ее обработка и
представление в разных формах (словесно, с помощью графиков,
математических символов, рисунков и структурных схем);
. сотрудничество с другими учащимися в процессе совместного выполнения
опытов, лабораторных и практических работ, доступных исследований;
. участие в проектах и творческих работах по физике, подготовка коротких
сообщений, рефератов, докладов.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ


В результате изучения физики ученик должен

Знать и понимать:

. смысл физических понятий: скорость, ускорение, масса, плотность, сила,
давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, внутренняя энергия, температура, количество
теплоты, удельная теплоемкость, электрический заряд, электрическое
поле, электрический ток, сила тока, напряжение, электрическое
сопротивление, магнитное поле, фокусное расстояние линзы, атом, атомное
ядро;

. смысл законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения,
сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в
тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка
электрической цепи, Джоуля-Ленца;

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. описывать и объяснять физические явления: равномерное и равноускоренное
прямолинейное движение, инерция, передача давления жидкостями и газами,
атмосферное давление, механические колебания, звук, диффузия,
теплопроводность, конвекция, излучение, испарение и конденсация
жидкости, кипение, плавление и кристаллизация, электризация тел,
взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие
магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция,
отражение и преломление света;
. использовать физические приборы и измерительные инструменты для
экспериментального определения физических величин: расстояния,
промежутка времени, массы, силы, температуры, силы тока, напряжения,
электрического сопротивления, фокусного расстояния собирающей линзы;
. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять
на этой основе эмпирические зависимости: силы упругости от удлинения
пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний
маятника от длины нити, температуры тела от времени, силы тока от
напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла
преломления от угла падения света;
. выражать в единицах Международной системы результаты измерений и
расчетов.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
. приобрести компетентность в решении простейших бытовых задач: расчета
стоимости электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами;
предельной силы тока предохранителя в квартире; безопасного
использования бытовой техники, электронагревательных приборов,
радиоприемника и телевизора, газовой плиты и микроволновой печи;
сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных
средств и пешеходов; оценки безопасности радиационного фона.
-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в требования к уровню подготовки выпускников.