Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2002/19os-geogr.doc
Дата изменения: Thu Jul 31 13:54:33 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:27:58 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: атмосферные явления


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
. освоение системы географических знаний: о многообразии современного
мира на его разных уровнях (от локального до глобального); об
особенностях и динамике главных природных, социально-экономических и
экологических процессов, происходящих в географической среде; о
закономерностях размещения компонентов природы, населения и хозяйства,
формирования географических регионов, в соответствии с природными и
социально-экономическими факторами; о географии своей Родины - России
во всем ее многообразии и целостности, ее роли и месте в мире; о
взаимодействии природы и общества на современном этапе развития,
значении охраны окружающей среды и рационального природопользования;
. ознакомление с методами познания географической среды: использование
простейших приборов для наблюдения за географическими объектами,
процессами и явлениями природного и антропогенного характера, описание,
обобщение и представление полученных результатов;
. овладение умениями: применять географические знания для объяснения и
оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических
явлений и процессов, происходящих в конкретных регионах; ориентирования
на местности; использовать один из «языков» международного общения -
географическую карту, статистические материалы, современные
геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и презентации
географической информации;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе географических наблюдений и экспериментов,
решения географических задач, самостоятельного приобретения новых
знаний по географии в соответствии с жизненными потребностями и
интересами;
. воспитание ценностного отношения к географической среде;
патриотического отношения к своей стране и уважения к другим народам
мира, позитивных установок для решения экологических и социально-
экономических проблем, в первую очередь своей страны, своего региона,
своей местности;
. приобретение компетентности в использовании географических знаний и
умений в повседневной жизни для: организации рационального
природопользования, защиты окружающей среды и социально-ответственного
поведения в ней; обеспечения безопасности жизнедеятельности и адаптации
к условиям проживания на определенной территории; решения практических
задач.

Реализация указанных целей и формирование названной компетентности
достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ
Глобус, план местности, географическая карта. Масштаб, условные знаки,
градусная сеть. Географические координаты их определение. Определение
направлений и измерение расстояний на местности, глобусе, плане и
географической карте. Многообразие географических карт и их
классификация[1]. Географические прогнозы. Работа со статистическими и
графическими материалами, аэро- и космическими снимками, геоинформационными
системами, в том числе учебного географический полигона. Проведение
глазомерной съемки небольшого участка местности. Выдающиеся географические
открытия и путешествия.

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК
Земля как планета людей. Возникновение и геологическая история Земли.
Развитие географических знаний человека о Земле. Форма, размеры, движение
Земли, их географические следствия. Современный облик планеты Земля, его
сравнение с обликом других планет. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Литосфера: изучение состава (основные минералы и горные породы),
строения и развития. Изменение температуры горных пород с глубиной. Формы
рельефа, их изменение под влиянием внутренних и внешних процессов. Горы и
равнины. Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и
размещением полезных ископаемых. Работа с геологической и тектонической
картой. Характеристика стихийных явлений в литосфере и способов их
предупреждения. Минеральные ресурсы Земли: виды и оценка. Сравнение
особенностей жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на
равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее
охрана.
Гидросфера: изучение состава и строения. Роль воды в природе и жизни
людей, ее мировой круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с
атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Изучение жизни и
работы рек и озер. Оценка водных ресурсов Земли: их обеспеченности и
качества. Влияние хозяйственной деятельности человека на гидросферу и ее
охрана.
Атмосфера: изучение состава и строения, циркуляции. Изменение
температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на
поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Наблюдение
за погодой. Работа с климатическими и синоптическими картами. Описание
способов предупреждения стихийных атмосферных явлений, влияния погоды и
климата на жизнь и здоровье человека. Определение особенностей адаптации
человека к разным климатическим условиям. Влияние хозяйственной
деятельности человека на атмосферу и ее охрана.
Биосфера, ее границы. Разнообразие растений и животных; изучение
особенностей их распространения. Определение взаимосвязей биосферы с
другими геосферами. Сравнение различных приспособлений живых организмов к
среде обитания. Влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу и
ее охрана.
Почвенный покров Земли как ее особая оболочка. Изучение условий
образования почв. Определение типов почв. Работа с почвенной картой.
Характеристика использования и охраны почв.
Географическая оболочка Земли: ее составные части, взаимодействие между
ними, характеристика основных закономерностей развития. Природные зоны
Земли, их описание. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных
природных зонах. Влияние хозяйственной деятельности человека на
географическую оболочку и ее охрана. Географическая среда.

СТРАНОВЕДЕНИЕ
Географическое положение, его влияние на все стороны жизни территорий.
Источники страноведческих знаний. Методы страноведения.
Население мира. Историко-географические этапы заселения Земли.
Численность населения Земли. Человеческие расы. Сравнение крупнейших
народов мира. Изучение географии мировых религий. Работа с картами
населения и географии религий. Размещение населения по материкам, регионам
и странам, климатическим поясам и природным зонам, по удаленности от
океана. Миграции. Определение географических различий в плотности населения
и их причины. Изучение расселение населения. Крупнейшие города мира.
Материки и страны. Материки северного и южного полушарий. Описание
своеобразия географического положения, природы, населения и его
хозяйственной деятельности, быта и культуры населения материков, отдельных
регионов и крупнейших стран. Работа с общегеографическими и тематическими
картами. Изучение изменений на современной политической карте мира.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Особенности географического положения России. Определение размеров
территории и акватории, морских и сухопутных границ. История освоения и
изучения территории России. Современное административно-территориальное
деление страны. Работа с политико-административной картой России.
Природа России. Установление зависимости геологического строения
территории России и размещения полезных ископаемых, особенностей рельефа и
его основных форм. Изучение типов климата, факторов их формирующих,
климатических поясов. Климат и хозяйственная деятельность людей. Внутренние
воды и водные ресурсы. Крупнейшие реки и озера. Многолетняя мерзлота. Моря,
омывающие Россию. Экологические проблемы рек, озер и морей. Почвы и
почвенные ресурсы, размещение основных типов почв по территории, меры по
сохранению их плодородия. Растительный и животный мир России, его охрана.
Особо охраняемые природные территории.
Характеристика разнообразия природно-хозяйственных комплексов на
территории России. Арктические пустыни. Тундра и лесотундра. Лесные зоны.
Степи и лесостепи. Пустыни и полупустыни. Высотная поясность. Работа с
физической картой и картами природы России.
Население России. Определение численности, размещения, естественного
движения населения, направления основных миграций. Применение
географических знаний для анализа современных демографических проблем.
Определение основных показателей, характеризующих качество и уровень жизни
населения страны, их региональных различий. Половой и возрастной состав
населения, трудовые ресурсы. Народы России - их культурно-исторические
особенности. Использование географических знаний для анализа
территориальных аспектов межнациональных отношений. Религиозный состав
населения. Основные черты расселения населения. Характеристика городского и
сельского населения. Сравнение крупнейших городов. Работа с картами
населения России.
Хозяйство России. Изучение структурных и географических особенностей
хозяйства России. Применение географических знаний для анализа проблем его
модернизации на современном этапе. Изучение географии основных
межотраслевых комплексов и отраслей, проблем их развития. Характеристика
разных типов хозяйственного освоения территории. Работа с экономическими
картами России.
Природно-хозяйственное районирование России. Определение специфики
отдельных регионов - Северо-Запада, Центра, Поволжья, Севера и Юга
Европейской части страны, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Оценка влияния
географического положения регионов, особенностей их природы на жизнь и
хозяйственную деятельность людей; природный и хозяйственный потенциал.
Применение географических знаний для анализа экологических проблем
отдельных регионов.
Россия в современном мире. Определение места России среди стран мира.
Характеристика экономических, политических и культурных связей России.
Россия и ее соседи.
География своей республики (края, области). Определение географического
положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных
ресурсов и их использования. Определение особенностей заселения,
формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика
внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Изменение характера взаимодействия общества и природы в прошлом и
настоящем.
Изучение географии основных видов природных ресурсов и их
территориальных сочетаний. Оценка взаимного влияния различных видов
хозяйственной деятельности, быта людей и природы. Характеристика
рационального природопользования, разнообразных форм природоохранной
деятельности населения. Применение географических знаний для анализа
проблем охраны природы. Изучение мировой и национальной практики сохранения
и развития ландшафтов - природных, городских, историко-культурных, а также
территорий традиционного природопользования. Соблюдение правил поведения
человека в природе и мер по борьбе с различными видами и формами
загрязнения окружающей среды.
Изучение и прогнозирование стихийных природных явлений. Определение мер
защиты от стихийных природных явлений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ


В результате изучения географии ученик должен

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ

Знать и понимать:
. план, глобус и географические карты, их различия по содержанию и
масштабу, способам картографического изображения; простейшие аэро- и
космические снимки; методы изучения окружающей среды; результаты
выдающихся географических открытий и путешествий; поясное и декретное
время.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты
точек и характер местности; географические координаты и местоположение
географических объектов;
. описывать географические объекты и явления;
. получать из разных источников и оценивать информацию, необходимую для
изучения состояний и тенденций развития природных, социально-
экономических и экологических объектов и явлений.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
. читать план местности, карту, простейшие аэро- и космические снимки;
составлять планы и простейшие карты;
. ориентироваться на местности;
. знать и использовать основные фенологические признаки своей местности.

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

Знать и понимать:
. географические следствия движений Земли, географические явления и
процессы, раскрывающие: развитие географической оболочки Земли,
географической среды, геосфер, взаимосвязи между ними, их изменение в
результате деятельности человека; географическую зональность и
поясность; особенности природы и хозяйственной деятельности человека в
разных природных зонах; территории районов, стран, регионов Земли,
основные тенденции взаимодействия человека и природы.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. приводить примеры: хозяйственного использования и охраны природных
ресурсов, адаптации человека к природным условиям проживания,
формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды
их обитания;
. проводить наблюдения за отдельными природными, социально-экономическими
и экологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий;
. оценивать последствия воздействия человека на природу, эксплуатации
природных ресурсов в различных природных зонах и ландшафтах.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
. приборы и инструменты (барометр, термометр, гигрометр, флюгер) для
наблюдения за погодой и ее прогнозирования, состоянием воздуха, воды и
почвы в своей местности;
. представлять комфортные и дискомфортные характеристики природных
компонентов своей местности - температуры, влажности, давления,
преобладающих направлений и силы ветра, целебных, лекарственных и
опасных растений и т.д.

СТРАНОВЕДЕНИЕ

Знать и понимать:
. разнообразие природы, народов Земли и их культур; особенности
размещения населения по материкам, климатическим поясам и природным
зонам, странам и регионам; различия в степени хозяйственного освоения
разных территорий Земли; связь между географическим положением,
природными условиями, ресурсами и специализацией хозяйства отдельных
регионов и стран; уникальные природные и социально-эконо-мические
объекты и явления крупнейших стран и регионов мира;

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. узнавать: по различным источникам информации основные характеристики
природных, социально-экономических и экологических объектов, процессов
и явлений, особенности их размещения по материкам, регионам и странам;
. получать из разных источников и оценивать информацию о разнообразии
природы, населения и хозяйства разных материков, регионов и стран;
. оценивать: степень освоения и обеспеченность разных территорий Земли
природными ресурсами, необходимыми для жизни и деятельности населения.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
. географическую информацию для решения практических жизненных задач;
. сведения об уникальных объектах и явлениях, природных и культурно-
бытовых особенностях населения материков, регионов и стран;
. простейшие приемы описания и сравнения различных стран и территорий.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Знать и понимать:
. специфику географического положения и административно-территориальное
устройство Российской Федерации; особенности географии ее рельефа,
климата, вод, растительности и животного мира, населения, основных
отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; культурно-
истори-ческие особенности народов России, их самобытность; различия в
типах хозяйственной деятельности на территории страны; роль и место
отдельных территорий в системе географического разделения труда;
уникальные объекты и явления на территории России.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. узнавать по различным источникам информации основные характеристики
природных, социально-экономических и экологических объектов, процессов
и явлений, особенности их размещения по территории Российской
Федерации;
. получать из разных источников и оценивать информацию, характеризующую
демографическую ситуацию в России, размещение основных хозяйственных
отраслей и производств, тенденции их развития;
. приводить примеры крупнейших сырьевых и топливно-энер-гетических баз,
районов и центров производства важнейших видов продукции, основных
коммуникаций и их узлов, основных отраслей хозяйства и межотраслевых
комплексов, внутригосударственных и внешних экономических связей;
. оценивать последствия современных социально-экономи-ческих и
экологических проблем России, их влияния на уровень и качество жизни
населения.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
. использовать полученные знания для понимания и оценки природных
изменений, проблем, тенденций и перспектив развития народного хозяйства
в России;
. применять географические знания о своей Родине для выработки активной
гражданской позиции и адаптации к изменениям в природной и социально-
экономической среде;
. использовать географические знания о хозяйстве России и специфике ее
регионов для самоопределения в будущей трудовой деятельности.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

Знать и понимать:
. природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем
на местном, региональном и глобальном уровнях; необходимость активных
мер по охране природы и рациональному природопользованию.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. приводить примеры: рационального и нерационального природопользования,
мер по охране и восстановлению природных ресурсов, техногенных и
культурных ландшафтов; стихийных явлений и бедствий, путей преодоления
их последствий;
. получать из разных источников и оценивать информацию о состоянии
экологической ситуации в разных районах России, других странах и
регионах;
. оценивать последствия деятельности человечества в окружающей среде;
. проводить наблюдения за основными источниками загрязнения окружающей
среды и результатами природоохранной деятельности в своей местности.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
. быть компетентным в области рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
. использовать простейшие приборы и методы для определения состояния
окружающей среды в своей местности;
. иметь представления о различных видах загрязнения окружающей среды и их
предельно допустимых значениях;
. принимать необходимые меры по охране природы своей местности, а также в
случае стихийных бедствий.


-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в требования к уровню подготовки выпускников.